В свете последних событий, происходящих на Украине и Ближнем Востоке, Великобритания под шумок нагнетает обстановку в Южной Атлантике, стремясь сохранить Мальвинские острова под своим колониальным господством. При этом Аргентине необходимо вернуть данный архипелаг. Но главную роль в возможном конфликте, как и в 1982 году, будет играть авиация.
Кризис ВВС Аргентины: как всё начиналось
После прихода к власти левого президента Нестора Киршнера в мае 2003 года страны Запада усилили давление на Аргентину; сближение нового правительства «Фронта за Победу» с Венесуэлой и Бразилией не осталось незамеченным в США и Великобритании. Стремительное старение авиапарка остро поставило вопрос о его срочной модернизации, однако последствия войны 1982 года и финансово-экономического коллапса 2001 года сказываются до сих пор – денег на закупку новейшей авиатехники просто нет.
Если бросить ретроспективный взгляд на причины конфликтной ситуации в Южной Атлантике, то станет ясно, что ещё в 1522 году Мальвинские острова открыл участник испанской кругосветной экспедиции Фернандо Магеллана Эстебан Гомес. Такое название островам дали в XVIII веке колонисты из французского порта Сен-Мало.
В 1816 году Мальвинские острова стали частью независимой Аргентины. Однако уже в 1833 году английские поселенцы заявили, что архипелаг якобы принадлежит британской короне. Несмотря на протесты аргентинской общественности, Великобритания в 1892 году объявила Мальвины своей колонией.
Ещё в апреле-июне 1982 года Аргентина пыталась вернуть себе острова, объявив войну Великобритании, однако ВВС южноамериканской страны понесли большие потери. Но беда не пришла одна – под давлением санкций со стороны официального Лондона восстановление авиапарка шло крайне медленно, а после событий декабря 2001 года положение Военно-воздушных сил Аргентины и вовсе стало критическим.
В целях обеспечения безопасности страны правительство Кристины Фернандес де Киршнер должно активизировать военно-техническое сотрудничество с Россией и Китаем, Бразилией и Венесуэлой; начать модернизацию авиабаз по всей протяжённости Патагонии, а также около Буэнос-Айреса для отражения атак авианосных соединений стран Североатлантического альянса; однако эти задачи остаются нерешёнными.
ВВС Аргентины, по приблизительным данным, насчитывают 13 истребителей «Мираж» III, семь «Мираж» 5Р, 13 истребителей «Даггер» израильского производства (копия французского «Мираж» 5), 24 штурмовика собственной разработки FMA IA-58A «Пукара», шесть штурмовиков А-4АР американского производства, от пяти до шести транспортных самолётов С-130Н «Геркулес», один топливозаправщик КC-130H, шесть «Фоккеров» F28 голландского производства. Наиболее полно представлен парк легковооружённых учебно-боевых машин, в большинстве своём устаревших типов. Это 31 учебно-тренировочный самолёт Т-34А американского производства, 22 ЕМВ-312 «Тукано» бразильского производства, 11 учебно-боевых самолётов собственной разработки FMA IA-63 «Pampa», семь учебно-тренировочных Су-29. Вертолётные части представлены 11 винтокрылыми машинами Хьюз 500 (MD 500), восемью UH-1H «Ирокез», пятью Textron 212, двумя Аэроспасьяль SA.315B, двумя Ми-171, по одному «Сикорскому» S-70A «Блэк Хок» и S-76B Mk II. Морская авиация Аргентины имеет на вооружении девять учебно-боевых самолётов EMB-326 «Шаванте» бразильского производства, от пяти до восьми палубных штурмовиков «Супер Этандар», шесть патрульных Р-3В «Орион», пять противолодочных самолётов S-2T, а также около 14 вертолётов.
Анализируя состояние боевой авиации Аргентины, необходимо отметить, что на сегодня страна намного слабее самой себя, чем в 1982 году: ещё 10 марта 2013 года в Аргентине был распространён отчёт о боеготовности её авиапарка. По информации, представленной в документе, только 16% от численного состава ВВС Аргентины могут считаться боеготовыми. Для сравнения, данный показатель составляет 50% для Военно-воздушных сил Бразилии и Чили (сама Аргентина достигала его в 2001-2003 годах), и 75% для ВВС США и Франции. В 2007-2010 годах уровень боеготовности ВВС Аргентины снизился до 30%. Отмечалось, что сложившиеся показатели исправности боевой авиации продолжают падать.
Совершенно очевидно, что в случае возникновения нового конфликта авиационные соединения Великобритании захватят господство в воздухе в считанные дни. И в настоящее время страна «Туманного Альбиона», по существу, готовится к войне по принципу: «Слабость – это повод к насилию».
Аргентина в поисках партнёров
Давление со стороны Запада вынуждает власти Аргентины экономить финансы на элементарном поддержании хотя бы части авиапарка в лётном состоянии, при этом официальный Буэнос-Айрес зачастую выполняет требования возможных поставщиков авиатехники на заведомо невыгодных для себя условиях. Так, по сообщениям СМИ, Министерство обороны Аргентины планирует потратить до 280 млн. долларов на покупку подержанных израильских истребителей «Кфир» C.10.
На эту сумму предполагается приобрести 14 истребителей. Вероятно, контракт будет заключен с израильской государственной компанией Israel Aerospace Industries (IАI). Министр обороны Аргентины Агустин Росси сообщил, что решение о покупке самолётов будет принято в ближайшее время.
Отмечается, что перед тем как принять решение, представители аргентинского военного ведомства сделают запрос о стоимости подержанных самолётов у нескольких других поставщиков. Закупку боевых машин планируется осуществить до декабря 2015 года. К этому времени Министерство обороны Аргентины планирует полностью списать истребители «Мираж» III, которые стоят на вооружении страны в настоящее время.
Условия сделки с Израилем предполагают, что самолёты «Кфир» C.10 будут модернизированы перед доставкой заказчику. В чём именно будет заключаться модернизация истребителей, не сообщается.
«Кфир» C.10 («Кфир»-2000) — многоцелевой истребитель, который представляет собой модернизированную версию самолёта «Кфир» C.7., разработанного в IAI для экспорта. У него появилась кабина с улучшенным панорамным обзором, оборудование для дозаправки в воздухе, и новая авионика в удлинённом носовом обтекателе. В кабине установлены индикатор на лобовом стекле, два многофункциональных цветных дисплея, возможно использование шлема пилота с внутришлемными дисплеями. «Кфир» C.10 может нести противорадарную ракету RAFAEL «Derby» и последние варианты ракет класса «воздух-воздух» RAFAEL «Python» с тепловой головкой самонаведения (при этом израильская машина по боевым возможностям уступает даже советскому МиГ-23).
Ранее ВВС Аргентины планировали приобрести подержанные испанские истребители «Мираж» F1M. Но в начале 2014 года военное ведомство страны отказалось от этих планов.
Кроме того, в октябре нынешнего года правительство Аргентины приняло решение о начале консультаций с шведской компанией «Saab», с целью приобретения 24 истребителей JAS-39 «Грипен»-NG. Условия покупки новых истребителей, а также доля участия аргентинских предприятий в производстве этих самолётов будет предметом переговоров в ближайшие месяцы между представителями двух стран.
Однако при всём этом непонятно, почему власти Аргентины не задумываются над тем, что именно Су-30МК, Су-25СМ, Ил-78 и другие российские самолёты существенно усилят авиапарк Аргентины, а в условиях действий «финансовых стервятников» подписание контрактов с Западом и Израилем – всё равно, что подписывать себе смертный приговор.
Авиация и геополитика: напряжённость нарастает
Как было уже сказано, проведение независимого внешнеполитического курса правительством Кристины Фернандес вызывает злобу у Запада. Несмотря на мирные инициативы Аргентины, Великобритания продолжает наращивать военную группировку у Мальвинских островов.
Ещё в феврале 2010 года на мальвинском шельфе появилась первая английская буровая платформа — были обнаружены огромные запасы нефти и газа, которые по объёму вполне могут соперничать с нефтяными кладовыми Северного моря. Британские эксперты определяют их в 60 млрд. баррелей, явно занижая цифру, чтобы «не дразнить аргентинцев». Понятно, что по-хорошему англичане уходить не хотят. В ответ официальный Буэнос-Айрес заявил, что политика Великобритании угрожает безопасности Аргентины и запретил выход в море «подозрительным судам» с трубами и оборудованием, используемым в нефтеразведке.
Однако было бы ошибочным думать, что эскалация обстановки происходит только из-за одной нефти. Даже если бы на Мальвинах не было никакой нефти, архипелаг всё равно является стратегически важным.
Первое. Острова занимают стратегически важное положение на подступах к Магелланову проливу и проливу Дрейка, то есть, дают контроль над морскими путями, связывающими Атлантический и Тихий океаны.
Второе. Острова имеют огромное военное значение как база НАТО под боком у Южной Америки и база снабжения своих судов в этом регионе.
Третье. С правом обладания Мальвинами связаны притязания на различные сектора Антарктиды. Эти притязания заморожены соглашением 1959 года, но от них никто не отказался.
Также необходимо иметь в виду, что Аргентина имеет значительную протяженность морских границ. Ясно, что флот, лишённый поддержки с воздуха, подвергнется уничтожению; прикрытие он может получить только от штурмовой и морской авиации. Однако в случае приобретения российской авиатехники у аргентинских ВВС появится возможность действовать на более дальних рубежах перехвата, тем самым уничтожая авианосные ударные группы и десантные подразделения стран НАТО у Мальвинского архипелага.
Ещё один существенный момент: Великобритания является одним из самых заклятых врагов России, при этом наша страна имеет прекрасный шанс изменить баланс сил в свою пользу. Кроме того, необходимо помнить, что Аргентина, пусть и негласно, но поддержала нашу страну в крымском вопросе. В марте нынешнего года Кристина де Киршнер подвергла резкой критике США и Великобританию за политику «двойных стандартов» по отношению к Крыму и Мальвинским островам: «Если референдум проводит Крым, то это неправильно, но если это делают фолклендцы, то всё хорошо. Такая позиция не выдерживает никакой критики», — заявила президент Аргентины.
Итак, Аргентина должна противостоять давлению Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна обречена на поражение – это ясно каждому. В свою очередь, России необходимо проводить наступательную внешнюю политику, чтобы занять перспективный оружейный рынок. И в этом случае должен действовать принцип: «Враг моего врага – мой друг».