Аргентина

Военно-воздушные силы Аргентины: в тисках кризиса

На фоне прихода к власти левых сил в Аргентине всё острее встаёт вопрос об обеспечении безопасности страны. Сможет ли новое правительство выработать новую военно-политическую стратегию? Попробуем разобраться.

 

Необходимость разрыва с прошлым

Успех левоцентристского «Фронта для всех» на президентских выборах в октябре прошлого года поставил официальный Буэнос-Айрес в трудное положение: Запад усилил давление на страну в связи с тем, что Альберто Фернандес решил проводить более независимый внешнеполитический курс. Поэтому новому правительству необходимо обратить пристальное внимание не только на техническое состояние авиапарка Аргентины, но и на настроения командного состава армии.

В данной статье ставится цель показать всю сложность ситуации, которая заключается в том, что левый фронт хотя и пришёл к власти, однако в ближайшее время будет проводить недостаточно решительную военно-политическую линию в связи с финансово-экономическими трудностями и западными санкциями.

В сложившейся обстановке новой правящей коалиции «Фронт для всех» необходимо решить комплекс следующих задач по обеспечению безопасности страны:

  • Начать незамедлительную процедуру выхода Аргентины из военно-политических проектов под эгидой Организации Американских Государств (ОАГ), провести широкомасштабную чистку генералитета, прошедшего подготовку по программам Североатлантического альянса; вместе с тем нужно укрепить статус той части командного состава, которая сохраняет верность народно-демократическим ценностям;
  • Сосредоточить основные усилия на военно-политическом сотрудничестве с Россией, Китаем, Венесуэлой и Мексикой, начать кардинальное обновление авиационного парка страны;

Военно-воздушные силы Аргентины, по примерным данным на декабрь 2019 года, насчитывают 27 штурмовиков FMA IA-58A «Пукара» собственного производства, шесть штурмовиков А-4АР «Skyhawk» (на сегодняшний день они вряд ли способны подняться в воздух), шесть лёгких транспортных машин DHC-6-200 «Twin Otter», поставленных из Канады, три тактических транспортных самолёта С-130Н «Геркулес», один «транспортник» L-100-30 (усовершенствованная модификация С-130), два топливозаправщика КC-130H, четыре ближнемагистральные машины F28-1000 «Фоккер» голландского производства, четыре шведских пассажирских самолёта «Saab»-340, 18 лёгких машин общего назначения Cessna 182 «Skylane», девять учебно-тренировочных самолётов Grob G.120 немецкого производства, 24 лёгких штурмовика ЕМВ-312 «Тукано», поставленных из Бразилии, 19 учебно-боевых самолётов FMA IA-63 «Pampa» собственной разработки, семь учебно-тренировочных машин Су-29, поставленных из России. В президентской авиагруппе (Agrupación Aérea Presidencial) числится пять самолётов и три вертолёта. Вертолётные части имеют на вооружении 30 винтокрылых машин различных типов и модификаций (в том числе пять российских Ми-171).

Армейская авиация по численности и качеству находится в ещё более плачевном состоянии. Она представлена лёгкими многоцелевыми и транспортными машинами: примерно 25-30 самолётов и 50-60 вертолётов разных типов и модификаций.

Морская авиация Аргентины, как и части ВВС, также слабо вооружена, однако к ней можно добавить машины береговой гвардии. Из боевых самолётов в строю числятся один сверхзвуковой палубный штурмовик «Супер Этандар» французского производства (ещё восемь машин находится на хранении), три противолодочных самолёта Р-3В «Орион» и 10 учебно-тренировочных Т-34С «Tormentor». Вертолётные части представлены семью противолодочными машинами SH-3H/S-61 «Sea King», четырьмя многоцелевыми вертолётами AS 555 «Fennec» и двумя SA.316В «Алуэтт» III. Авиасоединения береговой гвардии насчитывают 11 самолётов и 14 вертолётов различных типов.

Анализируя состояние боевой авиации Аргентины, необходимо отметить, что на сегодня она намного слабее самой себя, чем в 1990-х годах: на протяжении последних десятилетий боевая техника, находящаяся на вооружении аргентинских ВВС, практически не обновляется. Большой проблемой является плохое обслуживание боевой техники, а также острый недостаток необходимых запасных частей. Исходя из этого, уровень боевой подготовки аргентинских пилотов находится на низком уровне.

Кроме того, сложность ситуации состоит в том, что в авиасоединениях нет истребителей не только 4-го, но и даже 3-го поколения. Попытки официального Буэнос-Айреса приобрести хотя бы истребители 3-го поколения (испанские «Мираж» F.1E, израильские «Кфир» С.10) были ранее блокированы Великобританией.

Битва за Мальвинские острова – 1982: краткая справка  

 

Как известно, к началу 1980-х годов Аргентиной управляла военная хунта, и в 1981 году её новым лидером стал генерал Леопольдо Гальтиери. Диктатор получил поддержку США, однако в самой стране власть военных стремительно теряла авторитет. Тогда генерал решил сыграть на патриотических чувствах, попытавшись вернуть Аргентине исконные территории.

Если бросить ретроспективный взгляд на причины напряжённой ситуации в Южной Атлантике, то станет ясно, что ещё в 1520 году Мальвинские острова открыл участник испанской экспедиции Эстебан Гомес под руководством Фернандо Магеллана. Позже нынешнее название островам дали в XVIII веке французские колонисты из порта Сен-Мало.

В 1816 году Мальвинский архипелаг стал частью независимой Аргентины. Однако в 1833 году англичане направили в Южную Атлантику военную экспедицию и силой захватили островные территории. Несмотря на протесты аргентинского правительства, Великобритания в 1892 году объявила Мальвины своей колонией.

В войне против Великобритании Аргентина сделала главную ставку на свою авиацию, справедливо рассудив, что не сможет бороться с британским флотом Оперативной Группы (ОГ) на равных при помощи своих Военно-морских сил. Аргентинские военные рассчитывали нанести английскому флоту большие потери атаками с авиационных баз, расположенных на материке. Однако в ходе налётов применялись устаревшие авиабомбы и противокорабельные ракеты, которые не отличались надёжностью, так как взрыватели в большинстве случаев не срабатывали. Во время боевых действий Аргентина потеряла 76 самолётов (в том числе 22 штурмовика A-4 «Skyhawk») и 26 вертолётов. Кроме того, после прекращения боёв британскими войсками были захвачены 14 самолётов и 15 винтокрылых машин. В свою очередь, Великобритания потеряла 10 самолётов, 24 вертолёта, два фрегата, два эсминца (в том числе новейший эскадренный миноносец «Шеффилд»), десантный корабль, десантный катер, а также контейнеровоз «Атлантик Конвейер», который затонул вместе с перевозимыми вертолётами и оборудованием для создания аэродрома на захваченном британцами плацдарме. Помимо этого, серьёзные повреждения получили три эсминца, два фрегата и один десантный корабль. Однако если у аргентинцев было бы более современное вооружение, то англичане понесли бы куда бо́льшие потери.

Таким образом, несмотря на существенное сокращение численности вооружённых сил Великобритании за последние годы, у Аргентины на данный момент почти нет шансов вернуть островные территории силой. Кроме того, череда финансово-экономических потрясений, начавшихся ещё в начале 1980-х годов, и не закончившихся до сих пор, нанесли по ВВС Аргентины чрезвычайно сильный удар.

Авиация и геополитика: что дальше?

Как было уже сказано, проведение независимого внешнеполитического курса правительством Альберто Фернандеса неизбежно вызовет резкое недовольство у Запада. Несмотря на мирные инициативы Аргентины, Великобритания продолжает оккупацию Мальвинских островов.

Ещё в феврале 2010 года на мальвинском шельфе появилась первая английская буровая платформа – там были обнаружены огромные запасы нефти и газа, которые по объёму вполне могут соперничать с нефтяными кладовыми Северного моря. Британские эксперты определяют их в 60 млрд. баррелей, явно занижая цифру.

Однако было бы ошибочным думать, что активность Запада проявляется только из-за одной нефти. Даже если бы на Мальвинах не было никаких ресурсов, архипелаг всё равно является крайне важным как для Аргентины, так и для стран Запада.

Первое. Острова занимают стратегически выгодное положение в Южной Атлантике, то есть, дают контроль над морскими путями, связывающими Атлантический и Тихий океаны.

Второе. Архипелаг имеет огромное военное значение как база Великобритании под боком у Южной Америки. В настоящее время на Мальвинских островах размещены английские военные базы – военно-воздушная база «Маунт Плезант» (там дислоцировано четыре многоцелевых истребителя Еврофайтер «Typhoon», два поисково-спасательных вертолёта S-61 «Sea King» и около 700 военнослужащих, включая инженерное подразделение и пехотный батальон), а также военно-морская база «Мэр Харбор», которые могут быть усилены при «чрезвычайных обстоятельствах». Ясно, что по-хорошему англичане уходить не хотят.

Третье. Острова имеют немалое значение и сами по себе: это ближайший путь к разработке богатств Антарктиды, на которые претендуют и Аргентина, и Великобритания. Впоследствии территориальные притязания были «заморожены» соглашениями 1 декабря 1959 года, но от них никто не отказался.

Также необходимо иметь в виду, что Аргентина имеет значительную протяжённость морских границ. Ясно, что в случае нового военного конфликта аргентинский контингент будет полностью уничтожен английскими войсками. Однако в случае приобретения у России новой авиатехники, комплексов ПВО и противокорабельных ракет у аргентинцев появится возможность действовать на более дальних рубежах перехвата против авианосных ударных групп и десантных подразделений стран НАТО у Мальвинского архипелага.

Ещё один существенный момент: Великобритания является одним из самых заклятых врагов России, при этом наша страна имеет прекрасный шанс изменить баланс сил в свою пользу. Кроме того, необходимо помнить, что Аргентина, пусть и негласно, но поддержала Россию в крымском вопросе. Ещё в марте 2014 года тогдашний президент Кристина Фернандес де Киршнер подвергла резкой критике США и Великобританию за политику «двойных стандартов» по отношению к Крыму и Мальвинским островам: «Если референдум проводит Крым, то это неправильно, но если это делают фолклендцы, то всё хорошо. Такая позиция не выдерживает никакой критики. Либо будут соблюдаться одинаковые принципы для всех, либо мы будем жить в мире без законов, где своего добивается сильнейший».

Итак, Аргентина должна противостоять давлению Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна обречена на полное поражение. В свою очередь, России необходимо проводить наступательную внешнюю политику, чтобы занять перспективный оружейный рынок. В этом случае должен действовать принцип: «Враг моего врага – мой друг».

P.S. Как сообщают СМИ, Аргентина планирует в будущем купить у России 15-20 истребителей МиГ-29. Соответствующий запрос уже был направлен российским представителям. Москва, в свою очередь, ответила коммерческим предложением. Другой вопрос, хватит ли денег у новой левоцентристской власти Альберто Фернандеса.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ АРГЕНТИНЫ: НЕОБХОДИМОСТЬ КАРДИНАЛЬНОГО ОБНОВЛЕНИЯ

В свете последних событий, происходящих на Украине и Ближнем Востоке, Великобритания под шумок нагнетает обстановку в Южной Атлантике, стремясь сохранить Мальвинские острова под своим колониальным господством. При этом Аргентине необходимо вернуть данный архипелаг. Но главную роль в возможном конфликте, как и в 1982 году, будет играть авиация.

 

Кризис ВВС Аргентины: как всё начиналось

После прихода к власти левого президента Нестора Киршнера в мае 2003 года страны Запада усилили давление на Аргентину; сближение нового правительства «Фронта за Победу» с Венесуэлой и Бразилией не осталось незамеченным в США и Великобритании. Стремительное старение авиапарка остро поставило вопрос о его срочной модернизации, однако последствия войны 1982 года и финансово-экономического коллапса 2001 года сказываются до сих пор – денег на закупку новейшей авиатехники просто нет.

Если бросить ретроспективный взгляд на причины конфликтной ситуации в Южной Атлантике, то станет ясно, что ещё в 1522 году Мальвинские острова открыл участник испанской кругосветной экспедиции Фернандо Магеллана Эстебан Гомес. Такое название островам дали в XVIII веке колонисты из французского порта Сен-Мало.

В 1816 году Мальвинские острова стали частью независимой Аргентины. Однако уже в 1833 году английские поселенцы заявили, что архипелаг якобы принадлежит британской короне. Несмотря на протесты аргентинской общественности, Великобритания в 1892 году объявила Мальвины своей колонией.

Ещё в апреле-июне 1982 года Аргентина пыталась вернуть себе острова, объявив войну Великобритании, однако ВВС южноамериканской страны понесли большие потери. Но беда не пришла одна – под давлением санкций со стороны официального Лондона восстановление авиапарка шло крайне медленно, а после событий декабря 2001 года положение Военно-воздушных сил Аргентины и вовсе стало критическим.

В целях обеспечения безопасности страны правительство Кристины Фернандес де Киршнер должно активизировать военно-техническое сотрудничество с Россией и Китаем, Бразилией и Венесуэлой; начать модернизацию авиабаз по всей протяжённости Патагонии, а также около Буэнос-Айреса для отражения атак авианосных соединений стран Североатлантического альянса; однако эти задачи остаются нерешёнными.

ВВС Аргентины, по приблизительным данным, насчитывают 13 истребителей «Мираж» III, семь «Мираж» 5Р, 13 истребителей «Даггер» израильского производства (копия французского «Мираж» 5), 24 штурмовика собственной разработки FMA IA-58A «Пукара», шесть штурмовиков А-4АР американского производства, от пяти до шести транспортных самолётов С-130Н «Геркулес», один топливозаправщик КC-130H, шесть «Фоккеров» F28 голландского производства. Наиболее полно представлен парк легковооружённых учебно-боевых машин, в большинстве своём устаревших типов. Это 31 учебно-тренировочный самолёт Т-34А американского производства, 22 ЕМВ-312 «Тукано» бразильского производства, 11 учебно-боевых самолётов собственной разработки FMA IA-63 «Pampa», семь учебно-тренировочных Су-29. Вертолётные части представлены 11 винтокрылыми машинами Хьюз 500 (MD 500), восемью UH-1H «Ирокез», пятью Textron 212, двумя Аэроспасьяль SA.315B, двумя Ми-171, по одному «Сикорскому» S-70A «Блэк Хок» и S-76B Mk II. Морская авиация Аргентины имеет на вооружении девять учебно-боевых самолётов EMB-326 «Шаванте» бразильского производства, от пяти до восьми палубных штурмовиков «Супер Этандар», шесть патрульных Р-3В «Орион», пять противолодочных самолётов S-2T, а также около 14 вертолётов.

Анализируя состояние боевой авиации Аргентины, необходимо отметить, что на сегодня страна намного слабее самой себя, чем в 1982 году: ещё 10 марта 2013 года в Аргентине был распространён отчёт о боеготовности её авиапарка. По информации, представленной в документе, только 16% от численного состава ВВС Аргентины могут считаться боеготовыми. Для сравнения, данный показатель составляет 50% для Военно-воздушных сил Бразилии и Чили (сама Аргентина достигала его в 2001-2003 годах), и 75% для ВВС США и Франции. В 2007-2010 годах уровень боеготовности ВВС Аргентины снизился до 30%. Отмечалось, что сложившиеся показатели исправности боевой авиации продолжают падать.

Совершенно очевидно, что в случае возникновения нового конфликта авиационные соединения Великобритании захватят господство в воздухе в считанные дни. И в настоящее время страна «Туманного Альбиона», по существу, готовится к войне по принципу: «Слабость – это повод к насилию».

 

Аргентина в поисках партнёров

Давление со стороны Запада вынуждает власти Аргентины экономить финансы на элементарном поддержании хотя бы части авиапарка в лётном состоянии, при этом официальный Буэнос-Айрес зачастую выполняет требования возможных поставщиков авиатехники на заведомо невыгодных для себя условиях. Так, по сообщениям СМИ, Министерство обороны Аргентины планирует потратить до 280 млн. долларов на покупку подержанных израильских истребителей «Кфир» C.10.

На эту сумму предполагается приобрести 14 истребителей. Вероятно, контракт будет заключен с израильской государственной компанией Israel Aerospace Industries (IАI). Министр обороны Аргентины Агустин Росси сообщил, что решение о покупке самолётов будет принято в ближайшее время.

Отмечается, что перед тем как принять решение, представители аргентинского военного ведомства сделают запрос о стоимости подержанных самолётов у нескольких других поставщиков. Закупку боевых машин планируется осуществить до декабря 2015 года. К этому времени Министерство обороны Аргентины планирует полностью списать истребители «Мираж» III, которые стоят на вооружении страны в настоящее время.

Условия сделки с Израилем предполагают, что самолёты «Кфир» C.10 будут модернизированы перед доставкой заказчику. В чём именно будет заключаться модернизация истребителей, не сообщается.

«Кфир» C.10 («Кфир»-2000) — многоцелевой истребитель, который представляет собой модернизированную версию самолёта «Кфир» C.7., разработанного в IAI для экспорта. У него появилась кабина с улучшенным панорамным обзором, оборудование для дозаправки в воздухе, и новая авионика в удлинённом носовом обтекателе. В кабине установлены индикатор на лобовом стекле, два многофункциональных цветных дисплея, возможно использование шлема пилота с внутришлемными дисплеями. «Кфир» C.10 может нести противорадарную ракету RAFAEL «Derby» и последние варианты ракет класса «воздух-воздух» RAFAEL «Python» с тепловой головкой самонаведения (при этом израильская машина по боевым возможностям уступает даже советскому МиГ-23).

Ранее ВВС Аргентины планировали приобрести подержанные испанские истребители «Мираж» F1M. Но в начале 2014 года военное ведомство страны отказалось от этих планов.

Кроме того, в октябре нынешнего года правительство Аргентины приняло решение о начале консультаций с шведской компанией «Saab», с целью приобретения 24 истребителей JAS-39 «Грипен»-NG. Условия покупки новых истребителей, а также доля участия аргентинских предприятий в производстве этих самолётов будет предметом переговоров в ближайшие месяцы между представителями двух стран.

Однако при всём этом непонятно, почему власти Аргентины не задумываются над тем, что именно Су-30МК, Су-25СМ, Ил-78 и другие российские самолёты существенно усилят авиапарк Аргентины, а в условиях действий «финансовых стервятников» подписание контрактов с Западом и Израилем – всё равно, что подписывать себе смертный приговор.

 

Авиация и геополитика: напряжённость нарастает

Как было уже сказано, проведение независимого внешнеполитического курса правительством Кристины Фернандес вызывает злобу у Запада. Несмотря на мирные инициативы Аргентины, Великобритания продолжает наращивать военную группировку у Мальвинских островов.

Ещё в феврале 2010 года на мальвинском шельфе появилась первая английская буровая платформа — были обнаружены огромные запасы нефти и газа, которые по объёму вполне могут соперничать с нефтяными кладовыми Северного моря. Британские эксперты определяют их в 60 млрд. баррелей, явно занижая цифру, чтобы «не дразнить аргентинцев». Понятно, что по-хорошему англичане уходить не хотят. В ответ официальный Буэнос-Айрес заявил, что политика Великобритании угрожает безопасности Аргентины и запретил выход в море «подозрительным судам» с трубами и оборудованием, используемым в нефтеразведке.

Однако было бы ошибочным думать, что эскалация обстановки происходит только из-за одной нефти. Даже если бы на Мальвинах не было никакой нефти, архипелаг всё равно является стратегически важным.

Первое. Острова занимают стратегически важное положение на подступах к Магелланову проливу и проливу Дрейка, то есть, дают контроль над морскими путями, связывающими Атлантический и Тихий океаны.

Второе. Острова имеют огромное военное значение как база НАТО под боком у Южной Америки и база снабжения своих судов в этом регионе.

Третье. С правом обладания Мальвинами связаны притязания на различные сектора Антарктиды. Эти притязания заморожены соглашением 1959 года, но от них никто не отказался.

Также необходимо иметь в виду, что Аргентина имеет значительную протяженность морских границ. Ясно, что флот, лишённый поддержки с воздуха, подвергнется уничтожению; прикрытие он может получить только от штурмовой и морской авиации. Однако в случае приобретения российской авиатехники у аргентинских ВВС появится возможность действовать на более дальних рубежах перехвата, тем самым уничтожая авианосные ударные группы и десантные подразделения стран НАТО у Мальвинского архипелага.

Ещё один существенный момент: Великобритания является одним из самых заклятых врагов России, при этом наша страна имеет прекрасный шанс изменить баланс сил в свою пользу. Кроме того, необходимо помнить, что Аргентина, пусть и негласно, но поддержала нашу страну в крымском вопросе. В марте нынешнего года Кристина де Киршнер подвергла резкой критике США и Великобританию за политику «двойных стандартов» по отношению к Крыму и Мальвинским островам: «Если референдум проводит Крым, то это неправильно, но если это делают фолклендцы, то всё хорошо. Такая позиция не выдерживает никакой критики», — заявила президент Аргентины.

Итак, Аргентина должна противостоять давлению Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна обречена на поражение – это ясно каждому. В свою очередь, России необходимо проводить наступательную внешнюю политику, чтобы занять перспективный оружейный рынок. И в этом случае должен действовать принцип: «Враг моего врага – мой друг».