Валерий Иванов “Русские Литвы – страницы истории”

ИА “Русские Новости” публикуют доклад “Русские Литвы – страницы истории” абсольвента докторантуры Института истории Академии наук Литвы, магистра истории Варшавского университета, Валерия Иванова. Доклад был подготовлен и зачитан на Конференции “Русские Литвы – традиции и современность”, который проходил в столице Литвы 12 ноября 2010 г. 13 часов, в Вильнюсской мэрии (пр. Конституции 3). Текст был любезно предоставлен автором.

 

 

Валерий Иванов

 

“РУССКИЕ ЛИТВЫ – СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ”

 

Валерий Иванов на конференции Русские Литвы - традиции и современность

Выступление Валерия Иванова на конференции “Русские Литвы – традиции и современность”. Фото Ярослава Мошкова, ИА “Русские Новости”.

 

Впервые слово “Litva” упоминается в 1009г. в Кведлинбургских анналах. Учёные всё ещё спорят, где на картах отметить место гибели католического монаха-миссионера св. Брунона. (В связи с этим и появилась данная запись).

 

Однако вполне определённо дохристианскую «Литву» зафиксировали древнерусские летописи, описавшие походы на эти земли киевского князя Ярослава Мудрого в 1040-41 годах. Он продолжал строительство русской государственности – Киевскую Русь, – начатое с крещения Руси  в 988 году князем из Рода Рюриковичей –  Владимиром Ясное Солнышко.

 

После распада государства Киевская Русь на отдельные княжества, где правили князья из великокняжеского рода Рюриковичей, определение «Русь» осталось на средневековых картах.

В летописях, указаны территории их владений: Полоцкая Русь – по Двине; Червонная (Красная) Русь – в верховьях Вислы; Белая Русь – в верховьях Немана (она и сейчас там), а между реками Нарев и Неман, вплоть до Вильна и Лиды – Чёрная Русь.

 

На всех этих территориях жили славяне – кривичи. Они говорили на старорусском языке. В его основе индоевропейский язык санскрит. Рядом и восточнее жили племена, говорившие на угро-финском языке. Об этом свидетельствуют топонимы.

 

До сих пор принято считать год 1323 за исходную дату существования города Вильнюса, а точнее Вильны. Так было записано в письме Великого князя литовского Гедимина. В нём Гедимин призвал в свой стольный град мастеровых со всей Европы. Понятно, город уже есть. Есть версия, что довольно давно – с 1129 года. Белорусский историк Н.Ермалович ссылается на Воскресенскую летопись, которая зафиксировала в это время призвание жителями «Кривого города» – города славянского племени кривов, на княжение двух посадников: Давида и Мовкольда. Они были сыновья, полоцкого князя Ростислава Рогволодовича.
 

Гедимин, он же  Едимантий, как его величают в «Задонщине» (произведение 14 в.) – возможно от имени Эдмунд, что в переводе означает «человек верный присяге». Судя по названной летописи, он был прямым потомком первого Виленского князя Давида.

 

Именно с Великого Князя Гедимина (1275-1341) начинается регулярная история государства Великое Княжество Литовское. Он современник Ивана Калиты и его политический соперник в борьбе за сохранение русской государственности в эпоху татаро-монгольского нашествия.

 

Гедимин, был крещён по православному чину. Летопись зафиксировала, что во втором браке его женой была русская православная смоленская княгиня Ольга Всеволовдовна. Именно брак с православной княгиней позволяет утверждать, что он не был язычником. Это показывает реконструкция его печати, на которой виден крест на круглой державе в правой руке князя. Эту реконструкции печати можно увидеть в недавно вышедшей книге литовского историка Э.Гудавичюса «История Литвы».

 

Православными были и жители тогдашней Вильны. Об этом свидетельствуют результаты раскопок в районе улицы Лоточной (ныне – «Латако»), что рядом с «Русской» улицей в старом городе.

 

Два великокняжеских сына Гедимина – Ольгерд (в православном крещении Александр) и Кейстут продолжили дело отца по объединению вокруг Вильны, прилегающих к их княжеству земель.

 

Ольгерд (1296-1377), в отличие от храброго и талантливого воина Кейстута, был хорошим политиком. Сыграл важную роль в дальнейшем расширении своего государства.

 

Ходил на Москву… Присоединял к своей державе восточнославянские православные княжества. Уводил их из-под Орды.

 

Его политические документы оформлялись на старорусском языке. Некоторые закреплял своей печаткой с надписью кириллицей и изображением «столпов Гедимина». Этот, ныне известный символ, являет собой стилизованное изображение “пикирующего сокола”, родового герба Рюривовичей. «Рарог», «Рёрик» – сокол на старорусском. Кстати, в основе герба нынешней Украины та же символика.

 

Валерий Иванов на конференции Русские Литвы - традиции и современность

Валерий Иванов на конференции “Русские Литвы – традиции и современность”. Фото Ярослава Мошкова, ИА “Русские Новости”.

 

Кто знает, если бы не победы и усиление московских князей, может быть Вильна, вслед за Новгородом и Киевом, стала бы стольным центром единения русской державы под великокняжеским гербом Рюриковичей. Такой тезис выдвигали выдающиеся российские историки, начиная с Василия Осиповича Ключевского.

 

Наибольшую территорию, от балтийских берегов до – Черного моря, Великое княжество Литовское приобретает при сыне Кейстута, Витовте – в православном крещении Александр (1350-1430).

 

Теперь титул Витовта: Великий князь Литовский, Русский, Жмудский, Смоленский и т.д. При нём появился государственный герб Великого Княжества Литовского: скачущий всадник с поднятым в руке мечём – «Погоня».

 

Кстати, аналогичный всадник, «сабельник», изображён на старинном гербе Великого Новгорода. Напомню, на гербе Московского княжества изображён также всадник, но развёрнутый на восток, пронзающий копьём змия, так называемый – копейник.

 

В 1390 году  произошло сближение Вильны с Москвою. Тогда княгиню Софью, дочь Витовта, берёт в жёны Великий князь Московский и Владимирский Василий I Дмитриевич.

 

Подчеркну, многие известные русские княжеские роды, имеют и литовские корни: Бельские, Вяземские, Голицыны, Заславские, Куракины, Огинские, Пожарские, Трубецкие, Хованские и т.д.

 

Апофеозом политических и военных успехов Витовта стала Грюнвальдская битва 1410 года (Жальгитрис). В ней были побеждены захватчики крестоносцы. В сражении важным было полное взаимопонимание между собой воинов смоленского и других полков. Все они говорили на старославянском языке. Чего нельзя сказать о собранных из разноязычной Европы рыцарях – крестоносцах.

 

Кириллицей на старорусском языке издревле писались все основополагающие юридические документы Великого княжества Литовского. Среди них три Литовских Статута: 1529 года (регламентировал вопросы гражданского, уголовного и процессуального права.), 1566 года (отражал социально-экономические и политические изменения в государстве) и 1588 года, он действовал на территории Великого княжества Литовского до середины 19 века.

 

На старорусском языке, кириллицей оформлены документы Литовской метрики – государственного архива Великого княжества Литовского 15 – 18 веков (около 600 книг).

 

Падение Византийской империи, распад Орды, усиление восточных и северо-восточных русских княжеств, земли которых объединялись под державой и скипетром Великих московских князей, уменьшили политическую роль государей Великого княжества Литовского.

 

Люблинская уния 1569 года, объединила Великое княжество Литовское и Королевство Польское. Образовалось федеративное государство Речь Посполитая. Затем Брестская Уния 1596 года открыла дорогу на эти земли Ватикану – католической церкви. Тем самым «де факто» великие князья литовские утратили свой былой суверенитет, а их государство – значение в Европе.

 

Однако и Речь Посполитая не выдержала испытания временем. В конце 18 века перестала существовать как самостоятельное государство. Трижды, за 23 года, была поделена между тремя мощными имперскими соседями: Россией, Германией и Австрией.

 

Вся историческая территория Великого княжества Литовского отошла Российской Империи, а русский император обрёл, кроме прочих, титул – «…Великий князь Литовский…».

 

“Отторгнутая ненавистью, возвращённая любовью”, – гласила надпись на медали, выбитой в честь этого события, т.е. без мести, инквизиторского насилия и костров – за отступничество от православной веры некогда заблудших братьев славян.

 

Земли исторической Литвы в границах Российской империи приобрели особый статус. Здесь не было крепостничества: хозяйство развивалось на основе наследуемых крупных землевладельческих угодий – фольварков и отдельных крестьянских хуторов. Многие земли были куплены российской знатью, которая отстраивала новые усадьбы, дворцы, строила новые дома, фабрики, железные дороги, расширяла и благоустраивала города и, прежде всего, Вильну – столицу исторической Литвы.

 

Среди всего этого выделяется и ныне бывший губернаторский дворец, построенный в стиле классицизма во времена генерал-губернатора М.И.Кутузова – победителя Наполеона. Сейчас это резиденция Президентов Литовской Республики.

 

С Литвой связаны имена многих выдающихся русских политических деятелей, учёных и деятелей культуры. Здесь будет ещё об этом сказано. Остановлюсь на двух из них.

 

На территории каунасского монастыря в Пажайслисе, 1870 году упокоился прах князя Алексея Фёдоровича Львова, автора музыки к российскому имперскому гимну «Боже царя храни!». В преклонном возрасте, уйдя на покой со службы у императора Александра II, князь тихо скончался в своём поместье – дворце «Романы» (Ромайняй), в пригороде тогдашней Ковны – ныне Каунаса.

 

В Литве формировалась личность известного российского государственного деятеля Пётра Аркадьевича Столыпина. С 12-летнего возраста,  со второго класса Виленской гимназии (1874 г.) – до шестого, он жил в Вильне, пока его отца – генерала не перевели на Балканы – освобождать Болгарию от турецких захватчиков.

 

Напоследок, ломая уже набившие оскомину стереотипы, хочу подчеркнуть – начиная со второй половины 19 века, именно политика в области культуры и просвещения, проводимая руководителями российского государства, сопутствовала развитию литовской культуры и просвещению, уже на национальном уровне.

 

В 1863г. на Жмуди разразилось восстание местной польской шляхты… После подавления этого восстания, не без ходатайства генерал-губернатора графа М.Н.Муравьёва-Виленского, 25 августа 1866 года Император Александр II издал Высочайший Указ, гарантировавший литовскому языку гражданское право в местных школах.

 

Было налажено начальное образование среди детей крестьян. Обучение велось на местном «жмудском наречии», так тогда назвали нынешний литовский язык. В Мариамполе открылась литовская гимназия, а в Вейверах – постоянный учительский семинар. На литовском языке (на кириллице) начали выходить произведения Юлии Жямайте, Антанаса Баранаускаса и др. авторов.

 

В российских университетах был учреждён ряд стипендий, которые предназначались специально для местных детей. Многие молодые люди из более зажиточных семей поехали получать высшее образование в учебные заведения Российской империи. Среди них, например, были Йонас Басанавичюс, Антанас Сметона и другие будущие «отцы-основатели» нынешнего государства литовцев.

 

Обучался в Московском университете и Йонас Яблонскис: создатель «Грамматики литовского языка» – впервые его нормировал в 1901 году, ввёл оригинальный алфавит, основанный на латинских буквах. С 1904 года в свет начали выходить литовские книги, написанные уже на известном нам ныне литовском алфавите. Так происходило формирование литовской национальной интеллигенции…

 

Затем в 1917 году в России было две  революции, Брестский мир с Германией в 1918 году, позволивший образованию Литовской Демократической Республики. 10 октября 1939 году, в результате договора с Россией, Литовская Республика обрела город Вильнюс – столицу исторической Литвы.

 

______________

 

СПРАВКА:

 

“Магистр истории ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ИВАНОВ род. в 1947 г. в г.Каунасе. В 1973 г. окончил исторический факультет Варшавского университета, защитил работу магистра по истории литовско-польских отношений в конце двадцатых годов нашего столетия. Работал в министерстве иностранных дел Литовской ССР, в Польше, а затем ответственным секретарём в общественной организации “Знание”. Окончил докторантуру в Институте истории Академии наук Литвы. В 1988-1991 гг. возглавлял интернациональное правозащитное движение Литвы левой ориентации “Венибе – Единство – Едность” и был подвергнут тюремным репрессиям со стороны литовских властей. В 1997 г. после выхода в свет своей книги “Литовская тюрьма” вновь попадает за решетку. Имеет научные публикации и публицистические статьи в печати и научных трудах”.

 

СтраныЛитва

Ещё похожие новости