Ту-214 и Ту-204СМ: трудные судьбы
В конце 1980-х годов Советский Союз мог совершить новый прорыв в развитии гражанской авиации — на смену Ту-154 был готов к массовому выпуску новый Ту-204. Хотя Ту-204 и его модификации могли бы с успехом конкурировать с западными лайнерами, но не тут-то было, начались «лихие 90-е»… Советские (российские) самолёты, как известно, имеют большое преимущество — большой потенциал, заложенный в их конструкцию, что позволяет с успехом модернизировать их. И Ту-204 оказался УДАЧНЫМ лайнером для дальнейшей модернизации.
Правительство, ускоренно закупая залежалые «Боинги» и «Эрбасы», подписывает тем самым смертный приговор ОАО «Туполев». А ведь Ту-214/Ту 204СМ могли бы не только заменить все устаревшие самолёты второго и третьего поколения, но и массово экспортироваться за рубеж, вытесняя западных конкурентов; уже выстроилась очередь покупателей Ту-204-х: КНДР, Сирия, Куба, Бразилия, Китай, Иран… Даже египетская авиакомпания Cairo Aviation имеет в своём составе три Ту-204-120, а немецкая DHL — один Ту-204С.
Как видно, самолёты семейства Ту-204 пользуются большим успехом за рубежом, однако продажи Ту-204-х осуществляются в единичных экземплярах.
В данной статье ставится цель раскрыть преимущества новых российских самолётов, возможности которых почти не используются… Ту-214 Ту-214 впервые поднялся в воздух 21 марта 1996 года как усовершенствованный вариант среднемагистрального лайнера Ту-204 (в связи с чем ранее носил обозначение Ту-204-200). По основным экономическим и лётным характеристикам машина соответствует или превосходит зарубежные Б-757 и А-320. Лайнер оснащен двумя ТРДД ПС-90А и способен брать на борт до 212 пассажиров. Также Ту-214 имеет повышенную дальность полёта до 7200 км, но главное — удалось снизить удельный расход топлива до 18,3 грамм на пассажиро-километр – очень хороший на сегодня показатель.
Увеличение дальности полета до 7200 км при коммерческой нагрузке 25200 кг позволяет эффективно, с полной загрузкой, эксплуатировать Ту-214 на линии Москва-Хабаровск и других трассах повышенной протяженности. Не случайно первым покупателем лайнера стала хабаровская авиакомпания «Дальавиа». Однако в январе 2009 года «Дальавиа» прекратила своё существование, а четыре Ту-214 так и остаются на хранении… Потребность отечественного рынка в самолетах семейства Ту-214 характеризуется тем, что сегодня более 80% российской гражданской авиатехники практически выработало ресурс и нуждается в скорейшей замене. Кроме того, российские компании выполняют на зарубежных самолётах свыше 80% пассажирских авиаперевозок. И это при том, что сегодня российские авиаперевозчики эксплуатируют… всего лишь не более 30 самолётов 4-го поколения отечественного производства (Ту-204-100/Ту-204С, Ту-214, Ил-96, Ил-114 и Ан-38), полностью соответствующих мировым требованиям. Они летают в немногих авиакомпаниях и выполняют лишь мизерный объем перевозок. Остальные самолеты относятся к технике второго и третьего поколения или к «иномаркам».
В этих условиях потребность России в самолетах семейства Ту-214 оценивается в 50 единиц в год. Однако поддержки от государства так и не видно… ЛТХ Ту-214
ЛТХ Ту-204СМ Тип двигателя – 2 ТРДД ПС-90А
Тип двигателя – 2 ТРДД ПС-90А2 Тяга – 2 х 16140 кгс
Тяга – 2 х 17500 кгс Максимальная скорость – 850 км/ч
Максимальная крейсерская скорость – 850 км/ч Крейсерская скорость – 820 км/ч
Экономичная скорость – 830 км/ч Дальность с максимальной заправкой – 8500 км
Практическая дальность – 6500 км Практическая дальность полёта – 7200 км
Дальность с максимальной нагрузкой – 3600 км Практический потолок – 12100 м
Практический потолок – 12100 м Экипаж — 3 чел
Экипаж – 2 чел Полезная нагрузка: до 212 пассажиров или 25200 кг груза
Полезная нагрузка: 176 пассажиров в кабине трех классов, 194 пассажира в кабине двух классов или 23000 кг груза Ту-204СМ Ту-204СМ является глубокой модернизацией исходного Ту-204. Первый полёт нового самолёта состоялся в конце декабря 2010 года.
Лайнер оснащен двигателями ПС-90А2, которые обладают характеристиками двигателей мирового уровня. Надежность двигателя в 2 раза превосходит технические параметры ПС-90А. Этот самолет может находиться в воздухе без дозаправки около девяти часов. Ту-204СМ оснащён новым навигационным, радиосвязным, приборным оборудованием, которое позволит управлять самолетом экипажу не из трёх, как было раньше, а из двух человек.
По сравнению с конструкцией базовых самолётов семейства Ту-204/214 на самолёте Ту-204СМ проведены следующие основные изменения:
– модернизированные ТРДД ПС-90А2 с пониженной стоимостью жизненного цикла и увеличенными межремонтным и назначенным ресурсами основных деталей и агрегатов (для холодной части — до 20000 циклов и для горячей части – 10000 циклов);
– новая ВСУ ТА-18-200М с увеличенной высотностью запуска и работы;
– внедряется новое оборудование, выполняющее функции в соответствии с современными и перспективными требованиями ИКАО и Евроконтроля;
– модернизированное шасси, конструкция которого обеспечивает ресурс соответствующий ресурсу планера самолёта;
– улучшен интерьер пассажирского салона;
– разработана и установлена система управления общесамолётным оборудованием (СУОСО) и система технического обслуживания и диагностики;
– кабина экипажа, обеспечивающая управление самолётом двумя лётчиками;
– доработанные системы энергоснабжения, управления, топливная и гидравлическая система, новая система кондиционирования воздуха, введена цифровая система СКВ и электроприводы в системе механизации крыла.
Ещё в первой половине 2013 года планировалось начало серийного производства Ту-204СМ, а с 2014 года — первые поставки самолетов. Однако продолжающийся кризис российской экономики и её зависимость от Запада могут привести к срыву планов по серийному производству новых самолётов (и скорее всего, планы будут сорваны). А тем временем правительство продолжает произносить пафосные речи о «возрождении отечественного авиапрома»…