Украина получит от Словакии 30 боевых гусеничных машин пехоты BVP-1, а Словакия получит от Германии 15 танков Leopard.
Об этом заявил министр обороны Словакии Ярослав Надь в Twitter.
“Мой заместитель только что подписал соглашение с заместителем министра обороны Германии. Словакия пришлет в Украину 30 своих БМП и получит 15 Leopard2A4 от Германии”, – написал Надь.
Надя не сообщил, когда именно Украина получит боевые машины от Словакии. Впрочем, он предполагает, что они прибудут в ближайшие несколько недель.
BVP-1 — это чехословацкая модификация БМП-1, производившаяся по советской лицензии в 1970-1989 годах.
Словакия передает Украине свои истребители МиГ-29. Об этом сообщает государственный телеканал RTV со ссылкой на министра обороны этой страны Ярослава Надя.
Количество самолетов не называется, но ранее говорилось, что у Словакии на вооружении – 11 единиц МиГ-29. Их снимут с вооружения к концу августа.
Также сообщают о том что Польша, Словакия и Чехия приняли решение о запуске программы по производству артиллерийских систем, боеприпасов и другой военной техники для Украины.
Запасы старого советского вооружения в Восточной Европе подходят к концу. Вопрос о производстве оружия специально для Украины поднимается всё чаще. Вопрос лишь в том кто будет это оплачивать. Захотят ли европейские налогоплательщики содержать и вооружать Украину?
В истории мы встречаем наименования Закарпатская Русь, Пудкарпадская (на местном наречии) Русь, Карпатская Русь, Прикарпадская Русь, речь идет об одном и том же этнотериториальном объекте. В контексте темы Закарпатская Русь рассматривается и Прешевская (Пряшевская) Русь.
Историческая Карпатская Русь занимает территорию комитатов Шарош,Берег, Угоча, Унг, частности, включает Прешовскую Русь на территории нынешней Словакии, и область Марамуреш..
Итак, откуда произошла эта Русь?
В силу библейского повествования славяне происходят от колена Иафета сына Ноя спасшегося от всемирного потопа. Славянские разнородные племена размножились и заселили довольно широкое пространство Европейского континента от земель современной Германии до Уральских гор, от Северного моря и Прибалтики до Черного моря, от Балканского полуострова до устья реки Волги, конечно же не цельным монолитом, где-то локально небольшим поселением, а где и широким географическим этническим ареалом.
Как свидетельствует исследователь-ученый И.С. Орлай, наши давние предки Русы (русь, россы, руги, роги) были одним из самых известных племен Европы со времен античности. А в летописи Нестора о расселении народов после потопа, Русь стоит в одном ряду со Свевами, Готами, Англами, Галичанами, Венедами и другими яфетическим племенами. Cловене упоминаются в одном контексте с Иллюриком (иллирийцами) и Лухитией (ляхами). Римляне подчинили Иллирию и, включив в состав империи, разбили на отдельные области: Рецию, Норик, Мезию и Дакию.
Подкарпатская Русь
Жителей Норика античные авторы связывали историю с восточными племенами тавров. Плиний Секунд (23-79 н.е.), например, утверждает, что «Норийцами прослыли те, которые прежде назывались таврийцими (taurici)». Летописец Нестор упоминает жителей Норика наряду с древними славянами. В самом начале «Повести временных лет», где речь идет о расселении «колена Иафетова», он пишет: «Нарци еже суть Словяне». Славяне пришли на Дунай до кельтов (волохов), болгар, угров, авар, тюрков и др. Именно здесь, в речных долинах Восточных Альп, была одна из прародин наших пращуров, которые прежде назывались другими именами. В этом контексте можно говорить о Праруси и о прарусских заселявшие эти территории. В начале 1 тысячелетия от Р. Х. на территории южной Руси (современной Украины) расселились племена антов. Историк готского происхождения Иордан (VI в.) относил их к «многолюдному племени венетов». Мавро Орбини, автор знаменитого сочинения о происхождении славян (XVII в.), сам хорват из Далмации, считал, что “вандалы и славяне были одним народом”. Уже в 307г. н.э. племя Руги как славянское племя были юридически обозначены в составе Римской Империи.
Именно это пространство северной части древней Илларии заселяли первославянские племена, в состав которых и входили руги, русы. Говоря о руссах Закарпатья они как раз селились полосой в северной части этой области, что соответствует от Хорватии до Буковины (область Украины). В этом контексте можно говорить о первом заселении эти земель славянами-руссами и о появлении Закарпатской Руси и Дунайской Руси еще до появления Киевской Руси, куда эти земли природно вместе с славянско-русским населением впоследствии вошли в ее состав. Но это пространство Закарпатской Руси заселяли несколько раз не только славянско-русские племена, но и другие. Об этом поподробнее.
О втором переселении в закарпатскую Русь руссов связано с миграцией плени Угров (Венгров) IX «двинулись под предводительством Алма (Алмоша) в 884г. н.э. » об этом нам говорит Иван Орлай, которые пришли из Уральских гор. К ним по пути присоединились узомадьяры и хозары, там где р.Тобол впадает в р.Иртыш и перешли через речку Дон, дошли к речкам Днепр, Днестр, Прут, Буг. При этом пути они вели кровавые войны с кочевыми племенами. После Алма эти объединенные племена возглавил его сын Арпад, своим станом они остановились в г.Киев в 888г., на горе которая и по ныне называется Угорскою. Киевляне, видя безуспешность с ними войны, заключили с ними союз. К ним там присоединились племя Куманы (угорского происхождения) и Дулебы (русские славяне), а так же россы – ряд воевод и местного населения округи Киева. Славяне предложили им заселится в лучших землях, в житницы Рима – Панонии. И вместе двинулись на Волынь, а потом вступили в пределы Галичи, а от туда вступили в горы Говош именуемые, т.е. Карпатские горы. Где и остановились. Арпад видя совместный успех из-за союза с русскими, взял в жены дочь знатного русского воеводы. Сын Арпада Золтан перевел все население русское жить в долине – Мошонское поле, где был выстроен замок так и именуем – Оросс-вар т.е Русский Замок на языке угров.
Третье поселение русских в Закарпатскую Русь связано в XII. Около 1113г. в Венгрии правил Коломан и при нем началось переселяться множество россиян. Король построил для них город под названием Оросс-Фалвы (Русское село). Постановив закон: «все русские россияне пользуясь, всеми правами свободы, охраняли сами ворота оного и собственные свои жилища от всякого нападения».
Четвертое переселение русских было в царствовании короля Владислава. В 1285 г. он пошел войной против татаров и куманов, что бы отомстить за их набеги на угорскую землю. С успешного похода возвращался через Киев. И с согласия местного князя, что бы наполнить свои земли после опустошения взял множество люду с собой. Сего российского народа часть поселилась в Мармаруском, Бережском, Ужанском, Землинском, Абановогородском, Сарошском и Спешском графствах, что у подошвы Карпадских гор. Король Владислав пожаловал земли Сарошского графства магистру Фоме Толпошу в 1286г. в управлении которого входили как равноправные граждане русские. К этому времени относится начало Герцогства Русского Мукачевского. Владислав даже подарил замок Берегсаг русскому князю. К сожалению, имя этого князя не сохранилось в истории. Интересно, что во многих угорских летописях того времени Карпатские горы, так же называются – Русские горы.
Пятое заселение русскими Закарпатскую Русь произошло в XIV веке и связано с именем князя Федором Кориятовичем до 1388 г. князь подольский из династии литовских князей Гедиминовичей. Он был наследником после короля Казимира (у него не было наследника мужского рода) и мог стать королем польским, но не хотел менять веру православную на католическую, а ведь это было одно из условий занять польский престол. Феодор имел вражду со своим дядей Литовским князем Ольгердом Гедеминовичем, видя неравенство, решил переселиться. В 1339г. собрав свои сокровища, имущество со множеством народа русского перешел через Карпатские горы в Венгрию. Где в Мукачево построил замок и окружил его рвом. Венгерский король Карл I приписал ему множество сел, известно, что к Мукачевскому замку было приписано уже 400 сел. Князь был весьма благочестивым и приверженцем веры греческой (православной) учреждал в округе храмы и монастыри для российских монахов. По смерти этого князя от венгров стали быть русские притесняемы. Так что даже отобрано было у них замки в казну, земли от монастырей отобраны как и сами монастыри, а вера русская в поношении была. Только после смерти вдовы Федора Кориатовича Ольги в 1418 году Закарпатье вновь вошло в состав Венгрии, которая, в свою очередь, позднее вошла в состав империи Габсбургов (с1867 года — Австро-Венгрии). После Первой мировой войны по Сен-Жерменскому (1919) и Трианонскому (1920) мирным договорам была включена в состав Чехословакии.
Условно можно говорить и о шестой миграции русских в Карпатскую Русь, это период послереволюционный (1918г.) в России, когда некоторая часть русской интеллигенции и белогвардейцев переселились в Закарпатье. Говорить о современных исторических реалий Прикарпатской Руси это уже другая глобальная тема.
Часть русинов компактно проживает сейчас и в современной Словакии от них и происходит название Пряшевская Русь, (от названия гороа Прешов (Пряшев), который с начала XIXв. являлся центром греко-католической епархии и культурным центром русинов Лемковщины, но в настоящее время не является цельной частью русинской этнолингвистической территории. В настоящее время административно эта территория входит в Прешовский край Словакии. Хотя следует заметить, что там не как в Украине, права как отдельного этноса русинов соблюдены.
Пряшевская Русь в прошлом была в состве Подкарпадской Руси и простирается на запад до деревни Остурня у предгорья Татр на севере Словакии. К этому региону относится около трёхсот деревень. Он относится к Прешовской епархии Православной церкви Чешских земель и Словакии. Большинство пряшевских русинов – греко-католики, наибольшее число православных – 29 % населения, наблюдается в районе Медзилаборце.
Термин «Пряшевская Русь» начал использоваться русинскими активистами в начале 1920-х годов, когда русины, проживающие на юге Карпат, на территории новообразованного государства Чехословакия, оказались разделены административными границами. Он означал земли русинов, проживающих под административным управлением Словакии, в отличие от автономной Подкарпатской Руси. Словацкие же политические и культурные активисты возражали против использования этого термина.
Русины в Словакии не считали себя украинцами, и их дети частично обучались в школах на карпаторусском языке, начальных школ с “народным русинским языком” насчитывалось всего 95 в 1924 году и 111 в 1933 году, подавляющее большинство учеников училось в словацких школах. Но в 1950-е годы власти ЧССР провели украинизацию этих школ. В результате из 275 русских (карпаторусских) школ в 1948 г., к 1955 г. в Восточной Словакии осталось 245 украинских, а к 1966 только 68. Не считая себя украинцами, родители учеников, как правило, выступали за переход обучения на словацком языке. «Украинцев» Словакии объединял Культурный союз украинских трудящихся, в 1990-е годы эта организация, финансируемая Украиной, трансформировалась в Союз русинов-украинцев Словацкой Республики (СРУСР).
Начиная с 1997/1998 учебного года русинский язык стал изучаться в шести школах Пряшевщины, в апреле 1999 года при Институте национальных меньшинств Пряшевского Университета было открыто Отделение русинского языка и культуры. В Пряшеве на русинском языке издаётся еженедельная газета «Народны новинкы» и журнал «Русин».
Но не смотря того что Закарпатская Русь и Пряшевская Русь была как остров среди иноплеменников и стесняема на государственном уровне как в внутри так и от соседних государств по окатоличеванию или принятии унии, они сохранили массово свои православные корни и русинскую как русскую самоидентификацию. Тесно связывают свое крещение с крещением Киевской Руси, хотя эти земли епархии входили в Сербский патриархат. Вот как о них еще в 19 веке говорит Иван Семенович Орлай (1770-1829): «Сии карпаторусские жители, несмотря на древность своего переселения, удержали доселе имя русских, или русинов, древнейшее название русского народа, как сие явствует из летописи Нестора и из договора Олега с греками, равно как и из Русской Правды Ярослава, где вместо новомодного названия – россиян, употребляется имя – русин; а угры, как уже выше сказано, называют их – оросами, так как и всю Россию называют они и по днесь – Орос Биродалом, то есть Русская Держава. Сии карпаторусские жители находящиеся в продолжении многих веков под угорским правлением, сохранили и доныне приверженность к православной греко-кафолической вере и язык – русский; что весьма удивительно с таким наречием, которое гораздо чище нынешнего киевского».
Автор: доктор богословья, магистр религиоведения, протоиерей Олег Трофимов.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Автор статьипротоиерей Олег Трофимов, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в нашей помощи, просим помочь. Карта Сбербанка России: 676196000086178580
13 марта в монастыре святых Вячеслава и Людмилы в Лоденицах, после состоявшегося в этот день Святейшего синода (Митр Растислав, архиеп. Георгий, архиеп. Иоаким), состоялось наречение во епископа владыки Михаила Дандара, Митрополитом Растиславом и четырьмя епископами.
14 марта 2015 в кафедральном храме св. Кирилла и Мефодия в 9:30 состоялось богослужение, епископская хиротония наречённого епископа Михаила и Интронизация на архиепископа Пражского и Чешских земель.
3 октября 2014 вышла книга “Крестом, не мечом” об архимандрите Андрее (Коломацком) – легендарном человеке, известном миссионере, возводившего храмы по всей Чехословакии. Автор книги протоиерей Олег Махнёв, гражданин России, с 1998 года проживающий в Чехии.
Автор хорошо и в полной мере раскрывает внутренние особенности великодушия русской души, проявляемой в «Строителе храмов» отце Коломацком, писавшем в анкетах «русский». Проникновенно подмечаются такие черты характера как бескомпромиссность, самоотверженность, смекалка, стойкость, исключительное терпение сопрягаемое со смирением. Любвиобильность и жертвенность.
Хорошо и в доступной форме преподнесенное житие праведника даёт пищу для размышления любому читателю, неся оттенок призыва к изменению себя, к стремлению лучшие порывы своей души посвящать Господу. Воспарить от суетного, земного, к нетленному и вечному.
Протоиерей Олег Махнёв рассказал для ИА “Русские Новости” об архимандрите Андрее (Коломацком) и о самой книге:
Архимандрит Андрей (Коломацкий)
В ваших руках находится книга, в которой достаточно красочно, живо, максимально достоверно, в виде художественно-документальной повести описаны воинские подвиги героя Всеволода, подразумевая часть из жизненного периода Всеволода Коломацкого, впоследствии принявшего священничество и монашество с именем Андрей.
Прочитывая предложенный материал и сопоставляя биографические данные миссионера нашего времени о. Андрея, невольно приходят на ум слова, записанные евангелистом Лукой о общении Спасителя с двумя апостолами, шедшими
в Эммаус: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге…» (Лк.24,32).
Когда сердце у человека не праведно и окаменевшее от греха, то словом Божьим оно пожигается и ещё более отвердевает. «И ожесточилось сердце Фараоново» (Исход 7:3-4).
Если же сердце праведно, то оно возгорается от слова Божьего, воспламеняя всю сущность человеческую. Все благодатные дарования проявляются с большей силой, и человек стремиться как – можно больше угодить Господу.
Что же можем для себя подчеркнуть в повествовании, что является незримым путеводителем, духовным навигатором? А то, что молодой человек в 28 лет, в чине штабс-капитана новообразованного чехословацкого государства, оставляет воинскую карьеру, гарантирующую в то время различные земные блага и всей душей стремится стать священником, угодить Богу как воин Христов!
В мае 1923 года венчается со своей невестой Елизаветой, 1.1.1924 увольняется с воинской службы. 14.1.1924 рукополагается в диаконы, а 15.1.1924, на праздник преподобного Серафима Саровского – в священники. Священническую хиротонию совершал легендарный человек, епископ Вениамин (Федченков), в то время окормлявший Мукачевскую епархию.
Конечно, такие события происходят по промыслу Божьему. В 1923 им довелось случайно встретиться, уже в послевоенное время, и эта встреча полностью изменила жизнь бывшего подполковника «Белой армии», нынешнего боевого офицера Всеволода. Пути Господни неисповедимы. Трудно себе представить, человек, исключительно хорошо себя зарекомендовавший как военный, столь резко и кардинально меняет свою жизнь. Возможно, что в ходе войны произошло духовное созревание и понимание пророческих слов царя Соломона: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё суета и томление духа» (Эккл. 1:14), и близкие по смыслу слова апостола и тайновидца Иоанна Богослова: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век» (1 Иоанна 2:17). Желание угодить Богу становится смыслом жизни бывшего прославленного офицера и движущей силой души!
Архимандрит Андрей (Коломацкий)
Плоды его трудов на духовной ниве масштабны и не поддаются воображению, : уже в 1926 году благодаря своей благочестивой настойчивости и ревности отцом Всеволодом были воздвигнуты деревянные храмы в селе Русском, селах: Черленево, Старое Давыдково и Малый Дарбыков. В этом-же году на стыке сел Русское и Ракошино у автомобильной дороги Ужгород-Мукачево начал возводить храм с семью куполами по проекту пражского архитектора Николая Пашковского (в 1970 году похоронен на пражском Ольшанском кладбище). Освящение храма состоялось в 1927 году. Это было первое каменное строение священника Всеволода.
Через два года пастырской службы, в виду исключительных заслуг, в том же 1926 году батюшку возвели в сан протоиерея, такое быстрое повышение в Церковной жизни крайне редкое явление. И было за что! С каждым годом он возводил все новые храмы, проходя обучение на практике всем сопутствующим специальностям: строитель, прораб, землекоп, составитель архитектурных проектов, плотник, живописец, маляр. Практически все возведенные им храмы были им же и расписаны, включая иконостасы и иконы, украшающие дом Господний.
Всю работу молодой протоиерей выполнял безвозмездно, претерпевая бедность, недостаток средств и всевозможные лишения. За свою жизнь угодник Божий возвёл более 30 каменных и деревянных храмов в характерном православном стиле и принимал самое активное участие в становлении, оформлении, росписи ещё более 40 домов Божиих!
Надеюсь, предложенная читателю повесть заденет ваши сердца, внесет преображение и вдохновение, явится назиданием, а может, и руководством к действию и подражанию.
Приобрести художественно-документальную книгу можно в храме святого Николая на Дейвицах (ул.Рузвельтова 29) и в магазине “Русская книга”, находящимся в центре Праги, в пассаже “Светозор” (ул. Водичкова 41. На углу Вацлавской площади и ул. Водичковой).
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен призвал чешское правительство приступить к постепенному увеличению инвестиций в оборону страны. Правилами Североатлантического альянса установлено, что членские государства вкладывают в развитие своих армий не менее 2% ВВП. Предписание, однако, не выполняется большинством членов пакта, в том числе и Чехией, которая на нужды армии выделяет чуть более 1% ВВП. Однако, несмотря на это, премьер-министр Богуслав Соботка не считает Чешскую Республику неполноценным членом альянса, неспособным выполнять данные обязательства. То, что Чехия не воспринимается в НАТО, как «безбилетник» подтверждает и похвала со стороны руководителя альянса за участие в миссиях в Косово и Афганистане, – сообщает “Радио Прага”.
Тем не менее, в НАТО всего четыре страны, которые долгосрочно уклоняются от выполнения данного обязательства. В их числе Чехия и Словакия. Чехия в настоящее время направляет на финансирование обороны всего 1,07% ВВП. Министры обороны Чехии и Словакии Мартин Стропницкий и Мартин Глвач в пятницу в Братиславе сошлись во мнении, что двухсторонние сотрудничество поможет решить проблемы с недостаточным финансированием вооруженных сил. Речь идет в первую очередь о совместных закупках вооружения и поддержке оборонной промышленности в обеих странах бывшей чехословацкой федерации.