По местам ключевых событий Отечественной войны 1812 года
Фотография Валерия ЗУБАКОВА, 15.07.2012 г.
Закрет – это название известно любому русскому человеку, неравнодушному к истории своей страны. Всемирную известность этому месту принёс знаменитый роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир», посвящённый нашествию войск Наполеона на Россию в 1812 г., мужеству и славе русских людей, позорному поражению и бесславному концу наполеоновской армии, бегству с территории Российской Империи этого “маленького покорителя Европы». Именно с бала здесь, в Закрете, Лев Николаевич Толстой начинает повествование о войне 1812 года в своём знаменитом романе. Давайте вспомним историю этого замечательного живописного уголка нынешнего города Вильнюса.
Когда-то эта территория, располагающаяся далеко за стеной города и идущая на северо-восток вдоль реки Вилии (по-литовски нынче Нерис), называлась бором или Zakręt (читается «закрент», или просто Закрет, – поворот – по-русски, поскольку расположена на извилине реки; теперь Вингис – по-литовски,). С XVI в. здесь находилась летняя резиденция ополячившихся старорусских магнатов литвинов Радзивиллов. Тогда она была известна как имение виленского воеводы М. Радзивилла Черного.
Около 1550 г. в этом имении Радзивилл Черный приютил появившихся в Вильне протестантов и создал благоприятные условия для их деятельности. В парковом строении выделил большой зал для часовни. Кальвинисты здесь находились с 1553 по 1561 г. Позже переселились в центр старого города.
Литография 1831 г.
Сын Радзивилла Черного Станислав (1559-1599), Жмудский староста, перешел в католическую веру. Он подарил имение Закрет со всеми там находящимися строениями, садами и полями иезуитам для устройства летней резиденции. Иезуиты управляли им до 1773 г. За это время вместо деревянных домов они построили много кирпичных. В 1716 г. начато строительство часовни, которым руководил архитектор Ян Пенса. Во время строительства плохо соединенные перекрытия часовни обрушились и убили архитектора. Часовню кончил строить другой архитектор.
Акварель 1836 г.
В 1757-1761 гг. архитектор И. Глаубиц спроектировал для иезуитов величественный 3-х этажный дворец с мансардами. Дворец представлял ансамбль строений в виде буквы П. Наружные стены были украшены пилястрами, очень нарядно выглядели и окна второго этажа. В 1773 г. после ликвидации ордена иезуитов имение и земли перенял Вильнюсский епископ Масальский. Во дворце он устроил польскую приходскую школу, учительскую семинарию и общежитие на 200 человек. После смерти епископа в 1794 г. имение Закрет по наследству (незаконно) достались Потоцким. Они его продали графу П.А. Зубову, а последний – Вильнюсскому генерал-губернатору Л.Л.Беннигсену, который устроил здесь загородную резиденцию и давал пышные балы.
Литография 1848 г.
Д. Мордовцев в романе «Гроза двенадцатого года» описывает, как выглядел в начале XIX века Закрет:
«…переделанное из старинного католического монастыря, с богатыми садами, оранжереями, богатейшими аллеями померанцевых деревьев, с лужайками и гротами, беседками и клумбами цветов. …Среди живой зелени, среди аромата цветов …с хорами лесных птиц, с соловьиными трелями и пугающим уканьем ночной птицы, филина и пущика…»
А это – Валентин Пикуль в романе «Каждому свое»:
«…Богатое имение Закрет, лежавшее под Вильно, славилось в ту пору, как Сен-Югу под Парижем, как Сан-Суси под Берлином, как Царское Село под Петербургом…
…К столу виленских аристократов подавались апельсины и ананасы, выращенные в зимних теплицах Закрета».
Акварель1850 г. Московский исторический музей.
В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” событиям, связанным с Закретом, посвящена целая глава:
“В июне месяце одному из польских генерал-адъютантов государя пришла мысль дать обед и бал государю от лица его генерал-адъютантов. Мысль эта радостно была принята всеми. Государь изъявил согласие. Генерал-адъютанты собрали по подписке деньги. Особа, которая наиболее могла быть приятна государю, была приглашена быть хозяйкой бала. Граф Беннигсен, помещик Виленской губернии, предложил свой загородный дом для этого праздника, и 13 июня был назначен бал, обед, катанье на лодках и фейерверк в Закрете, загородном доме графа Беннигсена”.
Художник Джорджа Доу. 1820 г. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Из книги Ф.А.Кудринского ««ВИЛЬНА В 1812 ГОДУ»
«…Нравился Александру I также и Закрет. Он предполагал купить дворец и имение.
Во время пребывания императора в Вильне обнаружилось пребывание в городе французских шпионов. Де-Санглен поручил виленскому полициймейстеру Вейсу следить за всеми приезжающими в Вильну, а сам начал посещать известный тогда ресторан Крешкевича (теперь гостиница Гана). Его внимание вскоре привлек крайне развязный поляк, назвавшийся Дранжевским. Санглен познакомился с ним и, выведав, что нужно было, приказал Вейсу произвести в его квартире обыск. Под полом и в дымовой трубе квартиры были найдены записки Дранжевскаго о нашей армии, генералах, разные военные инструкции и др. Дранжевский был арестован и выдал товарищей. Вейс за распорядительность получил орден Владимира 4-й степени…
Бал в Закрете
Быть может, для того, чтобы несколько отвлечь императора от неприятных дум, генерал Беннигсен дал (25-го июня стар. ст.) в Закрете, в своем загородном дворце, бал от своего имени и от лица адъютантов главной квартиры. Так как помещение не могло вместить всех гостей, то решено было устроить танцы на открытом воздухе. С этой целью в саду, на берегу реки Вилии, строилась деревянная галерея. Постройку возводил Шульц, профессор архитектуры при виленском университете. Рабочие говорили профессору, что здание ненадежно, что оно словно висит в воздухе… Граф Шуазель прямо заявил Шульцу, что если здание и будет принято комиссией после осмотра, то он всеми силами постарается воспрепятствовать и отклонить Государя от входа в павильон. Шульц не обращал внимания на предупреждения, которые сбылись: ровно в полдень 22 июня, когда рабочие были на обеде, постройка рухнула.
Обломки развалин убрали и танцы происходили на паркетном полу, обставленном вместо стен цветами и померанцевыми деревьями. Торжество привлекло массу зрителей. Шульц под впечатлением события кончил самоубийством: бросился в Вилию и утонул.
Император прибыл на бал со своей свитой раньше девяти часов и был встречен при входе во дворец хозяевами. Бал был открыт польским танцем государя с генеральшей Беннигсен. «Вечер был дивный, — пишет одна из гостей бала, — легкие облака как будто предохраняли нас от ярких лучей заходящего солнца. Толпа народа, хлынувшая из города, рассыпалась по парку и по берегу реки; живописные фигуры их заканчивали картину, оживленную нашими бальными туалетами, живописными костюмами и блестящими мундирами кавалеров».
Де Санглен в своих записках пишет, что до бала императором была получена эстафета из Ковны с известием, что Наполеон начал переправу. Он немедленно о том доложил государю.
— «Я этого ожидал, — отвечал Александру, — но бал все таки будет».
Известие о начале войны. Отъезд императора.
Известие о вторжении Наполеона произвело впечатление на императора. Для вида он остался некоторое время на балу, а затем незаметно удалился, не показав, впрочем, ни малейшего беспокойства… Большую часть этой знаменательной ночи государь провел в работе с наиболее приближенными лицами. Шишкову он поручил написать приказы армии и рескрипт фельдмаршалу графу Салтыкову в Петербург….
— «Объяви Наполеону, сказал государь, что ежели он намерен вступить в переговоры, то они сейчас могут начаться, с одним условием, чтобы армии его вышли за границу. В противном же случае, даю слово, покуда хотя один вооруженный француз будет в России, не говорить и не принять ни одного слова о мире».
Балашев (утром 27-го) в сопровождении трубачей-казаков и полковника Орлова отправился в путь по ковенскому тракту…»
Целый месяц гостил во дворце царь Александр I со своим генеральным штабом. Решив здесь иметь постоянную летнюю резиденцию, царь купил имение Закрет у Л.Л. Бенниксена за 12 тыс. дукатов. Рядом с дворцом решено было построить павильон для танцев на открытом воздухе. Поручено строительство было архитектору Шульцу.
Ю. Маршевский, 1872 г. Холст, масло
Вдали труба ТЭЦ-2 и бывший промышленный район Нижние Панары, чуть ближе видны крыши современных жилых коттеджей
Фотография Валерия ЗУБАКОВА, 15.07.2012 г.
Вот что пишет об этом Валентин Пикуль в своей миниатюре «Секретная миссия Нарбонна»:
«Искусный притворщик, царь вел внешне рассеянную светскую жизнь: очаровывая прекрасных пани, он обольщал виленских вельмож, явно ожидавших Наполеона как своего “освободителя”. У генерала Беннигсена император заранее купил Виленское имение Закрет, где велел архитектору Шульцу спешно выстроить танцевальный павильон…
…Де Санглен навестил имение Закрет – поторопить профессора Шульца с оформлением танцевального павильона.
– Где этот Шульц? – спросил он Беннигсена.
– Да где-то околачивался здесь. А.., что?
– Кажется, он подкуплен французами. Я получил анонимный донос, будто глубина фундамента павильона никак не соответствует высоте галереи и ширине поддерживающих ее колонн.
– Не угодно ли чашку чая? – предложил Беннигсен. “Отказаться было неловко, – вспоминал де Санглен. – Супруга генерала налила мне чаю; но едва я взял чашку в руки, как что-то рухнуло с ужасным треском”. Это провалилась крыша танцевального павильона, “все арки, обвитые зеленью для предстоящего бала, лежали на полу. По рассмотрении причин сего разрушения, увидели мы, что все арки между собой и к полу были прикреплены лишь штукатурными гвоздями”.
– Найти подлеца! – повелел де Санглен. Посланные за ним агенты вернулись и доложили, что Шульца нигде нет, а на берегу реки нашли его фрак и шляпу:
– Очевидно, сразу утопился от страха.
– Ну да! Зачем топиться, если можно бежать в Пруссию, оставив на берегу одежду, чтобы больше его не искали.
Фотография Валерия ЗУБАКОВА, 15.07.2012 г.
Странная история с павильоном! Удайся эта диверсия, и под обломками здания во время бала погибли бы не только сам император, но и главнокомандующий русской армией Барклай-де-Толли со всем генералитетом. Несомненно, это событие вызвало бы смятение в русском лагере, разброд в командовании, панику в Петербурге – именно то, на что и рассчитывал, наверное, Наполеон… С такими вот печальными выводами де Санглен навестил императора в его кабинете.
– Бал не отменяется! – ответил царь. – Пусть расчистят павильон от обломков, оставив одни лишь стены, и мы станем танцевать под открытым небом при свете звезд…».
Теперь это не покрытая полом поляна, над которой 200 лет назад была рухнувшая постройка неудачника Шульца.
(Фото «Закрет», направление съемки – на север)
Фотография Валерия ИВАНОВА, 15.07.2012 г.
(фото сделано под углом 90 градусов на запад к фото «Закрет»)
Фотография Валерия ЗУБАКОВА, 15.07.2012 г.
(фотография местности несколько на восток от предыдущих двух фото)
Фотография Валерия ЗУБАКОВА, 15.07.2012 г.
Молодая польская аристократка, фрейлина русского Двора графиня София Тизенгауз (в замужестве графиня Шуазель-Гуфье), жительница Вильны вспоминала об императope Александре I и императope Наполеоне:
«Государь… сказал мне, что он сделался гражданином города Вильны, так как купил Закрет у генерала Беннингсена. А когда я выразила его величеству мысль, что лучше было бы приобрести Верки, к которому я питала особенную любовь, государь отвечал:
“Это слишком было бы дорого для меня…”.
Я отправилась повидаться к г-же Беннингсен в Закрет, который отец мой называл Маленьким Версалем, и где строилась та знаменитая зала, что обрушилась несколько дней спустя… Вид великолепный деревьев, реки с ее островками, холмов, лесов, теряющихся в беспредельности горизонта среди красноватых паров заходящего солнца…
…затем все поднялись в бальную залу, проходя коридорами и галереями… г – жа Беннингсен пригласила меня пройти в ее комнату, расположенную в конце галереи и оттуда мы стали смотреть, как зажигают иллюминацию в садах и на островке, на котором уже накрывали маленькие столы для ужина…
…прелестную картину составляли чудный голубой свод, масса народу, иллюминация сада и пенистого каскада, замок освещенный изнутри и тихое сияние моей любимой луны…».
Фотография Валерия ЗУБАКОВА, 15.07.2012 г.
И ее же описание Закрета через несколько месяцев, уже после отступления французов:
«Едва мы выехали за городские ворота… и увидели Закрет, так недавно еще блиставший праздничным видом… Закрет представлял собою одни развалины.
Мы въезжали верхом на тот помост, где я танцевала с императором Александром. Померанцевыя деревья были опрокинуты и поломаны; здания, меблированные самым изысканным образом, были окончательно опустошены; превосходные оранжереи, наполненные экзотическими растениями, разрушены и расхищены, и не только солдатами… но и с участием некоторых из городских обывателей.
И там, где красовались розы, спели ананасы, сменили их крапива и чертополох… Водопад был также осушен, одним словом, Закрет был осужден превратиться в военный госпиталь.
Пробегая по опустошенным комнатам, мы наткнулись на бюст генерала Бенниигсена, который лежал на полу без головы. Граф Александр Потоцкий, посмотрев на него, сказал: “Он теперь похожее, чем когда либо…».
Французы, отступая, во дворце устроили военный госпиталь. Во время пожара дворец сгорел вместе с больными.
Фотография Валерия ЗУБАКОВА, 15.07.2012 г.
После войны администрация царского имения не заботилась о нем, не ремонтировало частично разрушенные здания, и постепенно они разрушались до 1855 г.
М.Э. Андриолли, Рисунок 1855 г.
Впоследствии стены дворца были разобраны на кирпичи.
До наших дней сохранилась лишь старинная стена XVI века, это самый старый в Вильнюсе забор и несколько служебных построек.
«За польских часув» (1920-1939гг.), после того, как в октябре 1920 года, Вильну заняли польские войска бывшего царского генерала Люциана Желиговского – соратника Юзефа Пилсудского, на территории городского парка Закрет (ныне Вингис) был заложен Ботанический сад. Его основной задачей было коллекционирование наиболее характерных для края растений. Коллектив ботанического сада поддерживал контакты с учреждениями того же профиля в Польше и за границей, периодически издавал каталоги.
Фотография Валерия ЗУБАКОВА, 15.07.2012 г.
Во время Второй мировой войны все коллекции растений были уничтожены. Пострадал и дендропарк. Под руководством А.Минкявичюса в 1946 году начаты работы по восстановлению сада. В 1959 г. уже росло больше 3000 растений, из них около 200-х фруктовых. Он имел отделы систематики растений, биологических кормовых трав, технических и зерновых культур, овощеводства, цветоводства, дендрологии, помологии и альпинарий.
И сегодня, хотя основная территория Университетского Ботанического сада находится в другом месте под Вильнюсом, в Кайренай, старый ботанический сад в парке Вингис продолжает свое существование.
Фотография Валерия ЗУБАКОВА, 15.07.2012 г.
***
Выйдем из нынешнего вильнюсского Университетского Ботанического сада и подойдем к современному парку Вингис с восточной стороны, со стороны ул. М.-К.Чюрлёниса, где расположен главный вход в него. Здесь, с правой стороны у входа, где теперь расположено восстановленное в последние годы кладбище воинов Первой мировой войны, мы увидим прекрасное строение в классическом стиле – часовню- усыпальницу княгини Н.А.Репниной.
Художник Краффт Старший, 1767 г.
Усыпальница располагается на небольшом возвышении за невысокой каменной оградой.
в Вильне; построена в 1797 г., реставрирована в 1809 г., отремонтирована в 1817 г.
(Снимок сделан с западной стороны, со стороны воинского кладбища Первой мировой войны)
Фотография Валерия ЗУБАКОВА, 15.07.2012 г.
Каменная часовня построена в предместье Вильны – Закрет в 1797 году (по другим сведениям в 1799—1800 годах) как усыпальница супруги первого виленского генерал-губернатора генерал-фельдмаршала князя Н. В. Репнина княжны Наталии Александровны Репниной (урождённой Куракиной; 1737—1796).
Князь Николай Васильевич РЕПНИН (1734 — 1801 гг.), генерал-фельдмаршал. Один из виднейших деятелей Екатерининской эпохи, боевой генерал и удачливый дипломат. Первый Литовский (Виленский) генерал-губернатор (1794—1798 гг.)
Сооружением часовни руководили Пьетро Росси и Карл Шильдхауз (виленский губернский архитектор в 1803—1808 годах). Оба они, либо один из них, являются предполагаемыми автороми проекта. В центре часовни устроен склеп в виде гроба с надписью о том, что здесь покоится прах Н. А. Репниной. На стене напротив входа установлена небольшая икона Спасителя.
В 1809 году часовня была реставрирована по проекту Карла Шильдхауза: были обновлены надписи и барельефы и сооружена ограда высотой в полтора метра.
Часовня-усыпальница княгини Н.А.РЕПНИНОЙ
Справа на площадке между забором и часовней (если смотреть на вход) лежала за чугунной изгородью чугунная плита на могиле полковника П. Г. БИБИКОВА
Фотография Валерия ЗУБАКОВА, 15.07.2012 г.
Часовня находилась в ведении Свято-Духова монастыря. На её ремонт и поминовение усопших членов рода князей Репниных монастырю был завещан капитал в 2500 рублей. По заказу Репнина для построенной его стараниями родовой часовни икону Воскресения Христова написал известный художник Франциск Смуглевич. Икона была похищена французами в 1812 году и судьба её неизвестна. Тогда же исчезли позолоченные решётки.
Павел Гаврилович БИБИКОВ (?-1812), полковник.
В 1811 году в чине майора участвовал в боевых действиях русско-турецкой войны, исполнял обязанности адьютанта Михаила Илларионовича Кутузова. Принимал участие в Отечественной войне 1812 года в составе 23-й бригады 7-й кавалерийской дивизии резервного корпуса генерала Ивана Васильевича Сабанеева Дунайской армии, был тяжело ранен в боях под Вильной и умер 3 декабря 1812 года.
В 1817 году часовня была отремонтирована. По правую сторону от входа в часовню находилась окруженная чугунной решеткой могила полковника Павла Гавриловича Бибикова, погибшего в бою под Вильной в декабре 1812 года. На могиле лежала чугунная плита с соответствующей надписью.
В 1847 году часовня была увенчана железным крестом весом в 1 пуд. В начале XX века в купол часовни были вделаны голосники.
В настоящее время чугунная плита с могилы полковника П.Г.Бибикова находится на Ефросиньевском кладбище Вильнюса.
Находится на Ефрасиньевском кладбище г. Вильнюс, в нескольких шагах на восток от входа в Ефрасиньевскую церковь, под ней могилы нет, она осталась около часовни-усыпальницы княгини Н.А.РЕПНИНОЙ в Закрете.
Фотография Валерия ЗУБАКОВА, 15.07.2012 г.
По материалам Интернета и http://www.vilnius.skynet.lt/dvorec_v_zakrete.html
подготовил Валерий Иванов