Христофор Сигизмунд ПАЦ (1621-1684)
«Христофор Пац, боярин, канцлер Великого княжества Литовского, давший средства на первый монастырь камалдулов в Литве в Кавне на Горе Мира. Год 1677». (Перевод латинской подписи под портретом).
Художник М.Паллони (1637-1712).
ПАЖАЙСЛИС – ВЕЛИЧИЕ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА
Есть в современной Литве место, олицетворяющее собой высокое гармоничное единство трёх видов изобразительных искусств. Архитектуры – в классических монументальных формах высокого барокко, устремившего свои башни и купола вверх, к Богу. Живописи – в экспрессивных образах фресок барокко, изображающих людей в беспокойно движущихся позах. Скульптуры – в полных движения жизни белых стюковых изображениях людей, фантастических лиц неземных чудовищ и неистово вьющихся экзотических растений. И неважно, что эта скульптура здесь не из мрамора, не из камня, а из гипса, приготовленного с помощью специальных технологий, позволивших увековечить произведение итальянских мастеров на века. Глядя на всё это предстающее перед глазами великолепие, невольно осознаёшь всю значимость происходящего и своего присутствия здесь, в Пажайслисе, бывшем монастыре камалдулов близь Каунаса.
Монастырь в Пажайслисе
Монастырь был заложен в 1664 году на средства канцлера Великого княжества Литовского Христофора Паца, когда из-под Кракова он пригласил монахов камалдулов, сюда, на Гору Мира, что располагается над живописной излучиной Немана в 8 верстах от центра старой Кавны по древней Виленской дороге. Название «Гора Мира», от латинского «Mons Pacis» – игра слов от имени тщеславного фундатора. Поистине царский подарок сделал этот, пожалуй, самый влиятельный литовский боярин католическому монашескому ордену, заложенному св. Ромуальдом ещё в XI веке, как автономной конгрегации (объединение монахов) ордена св. Бенедикта. Кстати, отсюда и герб камалдулов – чаша Грааля с двумя голубями, пьющими из неё. Предание гласит: восемь бочонков золота не пожалел на строительство архитектурного комплекса монастыря Христофор Пац, фактический председатель «совета министров» (по нынешним понятиям) при Польском короле и Великом литовском князе Яне II Казимире Вазе. Заметим полный титул Яна II Казимира Вазы звучал в переводе с латыни так: Ян Казимир, милостью Божьей король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемайтский, ливонский, смоленский, северский, черниговский, а также наследный король шведов, готов, вендов – скромностью не отличался, большие амбиции имел этот не вполне удачный вояка.
(Для справки: в 1648—1649 и 1651—1654 годах в юго-восточной части объединённого государства Королевства Польского и Великого княжества Литовского – Речи Посполитой шла постоянная гражданская война. Православные малороссийские казаки и крестьяне восстали против господства польской католической знати. Польская шляхта, по воле Ватикана и на основе положений Брестской унии 1596 года занималась воинственным насаждением католицизма в виде союза православной и католической церквей. Нынче, на польский манер, этих казаков и крестьян называют украинцами, ибо для Польши это были некие люди с окраинных территорий Речи Посполитой. Так вот, эти жители Малороссии создали своё православное содружество, которое получило название восстания Богдана Хмельницкого, объявившего в 1654 году союз с Россией. Войска Царя и Великого князя всея Руси Алексея Михайловича Романова в 1654—1655 годах заняли значительную часть Великого княжества Литовского (ВКЛ), где проживали православные. Это привело к войне Речи Посполитой с Россией в 1654—1667 годах. Часть православных литовских бояр, на востоке ВКЛ, сопутствовала действиям русского царя. Другая, на западе – принявшая католичество после Кревской персональной Унии 1387 года, всецело служила Ватикану, поддерживала действия Яна Казимира. Одним из них и был наш герой, выходец из старинного рода местного племени кривичей*, крупный земельный магнат ВКЛ Хритофор Пац, равно как и его двоюродный брат Михаил Казимир Пац. Последний был главным военным начальником ВКЛ, называемый на польский манер гетманом, и не просто гетманом – а великим гетманом литовским с 1667 года до своей смерти в 1682 году. Прославился тем, что построил в то же время, как и его брат, канцлер ВКЛ Х.Пац, собор Св. Петра в Вильне, переименованный затем в Костёл Св. Петра и Павла, ибо собору Св. Петра гоже быть только в Риме, а Св. Павла – в Лондоне, но потом.
Костёл Св. Петра и Павла в Вильнюсе
Польско-русская война в 1654—1667 годах прерывалась из-за начала польско-шведской войны (1655—1660 гг.), названной «Шведский потоп», потому что почти вся Речь Посполитая была захвачена шведами.)
В 1664-1674 годах канцлер ВКЛ Христофор Пац, как грамотный политик, понимавший значение идеологии для скрепления государства в нелёгкую годину наследственных имущественных разногласий венценосных владельцев и их родственников-претендентов на обширные сельхозугодия, пригласил итальянских архитекторов Б. Фрезо, по другим сведениям Джамбаттиста Фредиани, К. и П. Путини, а также так называемое “флорентийское трио” – скульпторов-художников М. Палони, Д. Мерли и П. Перти для строительства храма Сретения Св. Марии и Св. Елизаветы в под Кавной (первоначальное название Каунаса, подробнее см. здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/109-grad-kavna-kovno-kovna-kaunas.html).
Встреча Св. Марии – матери Христа и Св. Елизаветы – матери Иоанна Крестителя
Копия этой картины Альбеттинелли Мариотто (1503 г., Галерея Уффици, Флоренция, Италия) висела раньше в алтаре костёла монастыря в Пажайслисе
Всё должно было выглядеть великолепно, агрессивно и впечатляюще. Итальянцы с достоинством выполнили свою работу. Прежде всего, отметим, что итальянские архитекторы, кто бы они ни были по имени, прекрасно ориентировались в архитектурных веяниях оформлявших сакральные здания эпохи воинственной контрреформации, когда протестантским течениям в христианстве, приобретшим сильное влияние в центральной и северной Европе со знаменитых «95 тезисов М.Лютера» (1517 год), была противопоставлена вся иезуитская и прочая монашеская мощь Ватикана. Католические храмы, воплотившие в себе новый стиль барокко, поражали своим величием, гармоничной красотой монументальных линий и вместе с тем, как бы изгибающимися под напором непримиримой человеческой воли, каменными строениями декора. Римский собор Св. Петра со своим огромным микеланджеловским куполом стал самым впечатляющим воплощением этого стиля (после купола архитектора Ф.Брунеллески собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции). Но архитекторы монастыря на Монс Пацис под Кавной за основу взяли другое, недавно построенное сакральное здание – костёл Св. Агнессы на Площади Навона в Риме. Фасад костёла Сретенья Св. Марии и Св. Елизаветы являет собой уменьшенную копию именно этого римского костёла. Строительство того барочного костёла начал Джироламо Райнальди в 1652 году на месте прежней средневековой постройки. Фасад костёла выполнил Борромини (1652—1655 гг.). Освящение костёла Св. Агнессы состоялось 17 января 1672 году, т.е. практически в то же время, когда строился костёл нашего монастыря камалдулов. Посмотрите на эти два снимка, и вы сами увидите все те же принципиальные позиции на фасаде костёла в Пажайслисе, что и у его римского первоисточника.
У обоих костёлов очень схож общий план всей застройки этих сакральных комплексов.
Важно отметить также, что в отличие от строившегося в это время костёла Св. Петра и Павла в Вильне, костёл в Пажайслисе поражает обилием фресок, которых в вильнюсском костёле всего семь и все на потолке центрального нефа. В монастыре камалдулов сюжетная фреска на различные темы: жития основателя этого монашеского ордена Св. Ромуальда, другие библейские и светские темы – стала основным элементом декора. Фрески повсюду предстают перед глазами, то среди стюковых лепнин, то среди декора из цветного, красно-оранжевого с белым краковского мрамора, то среди резных массивных рам из чёрного мрамора, то в обрамлении резных дубовых панелей. Но и по многообразию и фантазии форм лепнины монастырский костёл наверное ненамного уступает своему вильнюсскому собрату. Стюки делали одни и те же мастера из северной Италии, оставив на стенах в обоих костёлах свои автографы. Впрочем, и Микеланджело Паллони (1637 – 1712 гг.), с таким искусством и любовью расписавший костёл камалдулов, оставил своё лицо на знаменитых фресках. Не его ли мы видим смотрящим прямо на нас из-за спин присутствующих на фреске «Чудо Св. Казимира» в одноимённой часовне Кафедрального собора Вильнюса, а так же, его профиль – на фреске «Проповедь Св. Ромуальда и светские дамы».
Чудо Св. Казимира
Кафедральный собор Вильнюса
Художник М.Паллони (1637-1712)
Проповедь Св. Ромуальда и светские дамы
Костел в Пажайслисе
Художник М.Паллони (1637-1712)
Как и теперь, в прошлом, начиная с великого Микеланджело в Сикстинской капелле, художники любили оставлять для потомков свой образ на картинах с массовым изображением людей.
В результате многолетней работы в 1712 году было закончено строительство монастырского комплекса ордена камалдулов в Пожасте, так назвалась это место, где издревле на юго-восточных плодородных откосах к реке Неман росли хлеба. Этимологию этого названия местности можно, пожалуй, вывести от славянского слова «жать», «пожинат». Вспомним изречение пророка Св. Иеремии 12.13. на старорусском языке: «Посеясте пшеницу, а терние пожасте: достояния их не полезна будут им: постыдитеся стыдением от похваления вашего, от поношения пред Господем». Это потом, значительно позже, где-то в конце 19 века, Пожасте – жатвенное место, стало на литовский манер Пажайслисом и ассоциироваться со словом «игрушка» – žaislas («жайслас») по-литовски. Мол, «игрушкой Пацаса был монастырь». Сразу скажем: несерьёзная трактовка, ибо монастырь никак не мог быть «игрушкой» кого-либо, в том числе столь влиятельного боярина. Да и Регула – Устав монахов монастыря был весьма и весьма суровым. Несмотря на то, что каждый монах жил в отдельном домике с небольшим зелёным палисадником, с двумя комнатками и спальней, где над твердым деревянным ложем, без всякой перины и подушек было начертано на латыни одно слово «mortuosus» – мёртвый, он не мог общаться ни с кем, кроме «братьев во Христе». Уйдя в Эрем (eremitorium), место, где живут отшельники в своих домиках, отгороженное полностью от внешнего мира плотным забором, одетый в абсолютно белые одежды монах камалдул навсегда рвал связь с родственниками и прошлой светской жизнью. Там же, в подземельях центрального костёла, монахи обретали вечный покой и там же, в специальной подземной крипте, обрели вечный покой останки Христофора Паца и его жены Клары Изабеллы де Мэйли Ласкарис.
Клара Изабелла де Мэйли Ласкарис
Художник Георг Даниэль Шульц (1615-1683).
Только по большим религиозным праздникам, когда людей из округи пускали на богослужение в центральный костёл монастыря, восседавшие на скамьях вдоль стен за перегородкой в алтарной части, камалдулы между пением псалмов могли слышать голоса прихожан. Правда, на крыше центрального костёла была устроена своеобразная «звонница» – наблюдательная башенка, с которой настоятель монастыря (аббат), мог наблюдать за ходом полевых работ на окрестных обширных монастырских пахотных угодьях и давать крестьянам соответствующие сигналы колокольчиком.
Благо с расположенного на возвышенности костела было очень далеко всё видно. В обычные дни проезжавшие с рынка, расположенного на ратушной площади Кавны на Вильну, могли останавливаться в форесториуме, здании специально предназначенном для приема паломников и путников. Здесь они могли безопасно поужинать и переночевать в пути. Это давало неплохой доход монастырю. Как раз около 5 часов после торгового дня занимал пеший путь от центра Кавны до Пожасте.
Рыночная ратушная площадь в старом городе Каунаса
В этом монастыре никогда не жило много монахов. Максимальное их количество насчитывало по некоторым данным до 14 человек. Да и домиков в Эреме сегодня мы видим только три. Немногие находили для себя возможным подвизаться на такой аскетический монашеский подвиг во имя веры. Монастырь просуществовал до 1831 года, когда после подавления антирусского польского Ноябрьского восстания 1930 года, был по распоряжению императора Николая I закрыт. Оказалось, что монахи помогали польским повстанцам, убивавшим русских православных людей в Ковне. Некоторое время монастырь пустовал. За это время, в связи с разрушениями, была переделана в классическом стиле и укреплена восточная часть главного здания костёла, что никак не затронуло внутреннего убранства алтарной его части. В 1842 году здесь был образован православный Первоклассный Успенский монастырь. Площадь перед входом в центральную церковь превратился в погост, где теперь хоронили православных христиан. В декабре 1870 года здесь обрёл вечный покой и автор музыки имперского гимна «Боже, царя храни!» князь Алексей Фёдорович Львов, а затем в 1883 году и его супруга Прасковья. В последние годы жизни, они жили в поместье у своей дочери в Ковенском пригороде Романы (ныне каунасский район Ромайняй).
В 1915 году в связи с военными действиями немцев против Российской империи этот православный монастырь прекратил своё существование. Немецкие оккупационные власти содрали всё медное покрытие центрального костёла и купола, а сам монастырь был разграблен. После изгнания немцев, с 1920 года, в помещениях бывшего монастыря камалдулов обосновался женский монастырь конгрегации Св. Казимира из Чикаго. В 1940 году монастырь перешёл в ведение советских властей Литвы. После войны здесь был размещён государственный архив, затем дом престарелых. С 1950 года по 1964 помещения монастыря служили палатами Республиканской психоневрологической больницы. Не удалось организовать здесь и туристическую базу. Лишь в 1967 году, когда здания бывшего монастыря перешли в ведение Каунасского государственного художественного музея им. М.К.Чюрлёниса, здесь начались большие реставрационные работы. При участии местных специалистов и историков, в том числе из Варшавы, а также видных художников из реставрационных институтов Москвы и Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), удалось не только полностью восстановить очень дорогое медное покрытие собора, которое пришло из Ленинграда, но и отчистить фрески от вековых и рукотворных наслоений прежних хозяев всех этих помещений. Здесь открылся и работал филиал каунасского Государственного художественного музея им. М.К.Чюрлёниса, была организована великолепная экспозиция картин и художественных изделий эпохи барокко. После 1991 года в Пажайслис вернулись сёстры католической монашеской конгрегации Св. Казимира, принимающие нынче за умеренную плату всех желающих увидеть снаружи и изнутри это чудо высокого искусства.
* Мелетий Смотрицкий в своем труде «Плач» (1610 г.) говорит о Пацах как о изначально православном русском роде.
……………………………………………………………………………………………………………………………….
Валерий Зубаков и Александр Осин (слева) любезно представили свои фотографии в данный альбом о Пажайслисе
Вид на ансамбль монастыря в Пажайслисе со стороны форесториума – гостиного дома
Подъездная, ограждённая забором аллея, ведущая к форесториуму – гостиному дому
Эмблема монашеского ордена камалдулов – два голубя пьющих из чаши Грааля
Фреска с изображением монахов камалдулов в своих белых рясах
Фресториум – гостиный дом, вид со двора перед костёлом
Вид из окна большого южного зала форесториума на костёл
Центральный костёл Сретенья Св. Марии и Св. Елизаветы
Один из двух старинных колодцев под липами на площади перед центральным костёлом
Кованная деталь декора колодца
Надгробная плита с могилы князя А.Ф.Львова. Сама могила находиться где-то перед костёлом
Надгробные плиты с могил православных, уложенные у западного торца южного здания монастыря
Стена, отгораживающая южный дворик под аркадами и солнечными часами, у здания костёла
Кованные ворота в южный дворик, украшенные орнаментом «двойная лилия» – герб рода Пацев
Южный дворик «под аркадами», виден верх двух центральных колокольных башен костёла
Южный дворик «под аркадами» и солнечными часами, виден спиральный декор «барабана» купола
Южный дворик «под аркадами», виден «барабан» основы центрального шестигранного купола
Южный дворик «под аркадами», видны солнечные часы и наблюдательная башенка на крыше костёла
Эремиториум, закрытое место монастыря, с домиком монаха камалдула, за ним садовая звонница
Дверь во внутрь костёла со стороны аркад южного дворика
Кованная рукоять замка одной из дверей помещений монастыря (современная реконструкция)
Сохранившаяся часть наборного каменного пола костёла
Вид на центральную часть костёла и алтарь, отделанные цветным мрамором
Алтарь костела и отгороженная невысокой стеной его восточная часть с обильной лепниной и фресками
Декор алтарной и предалтарной части костёла
М.Паллони, «Приглашение камалдулов» (справа от алтаря) – местные бояре в тогдашних одеждах
М.Паллони, «Дары камалдулам» (слева от алтаря) – бояре в тогдашних одеждах, воины – в древнеримских
Мраморный декор центральной части костёла Сретенья Св. Марии и Св. Елизаветы
Декор внутренней части «барабана» купола костёла Сретенья Св. Марии и Св. Елизаветы
Фресковая роспись плафона купола костёла – М.Паллони «Апофеоз Св. Марии»
Центральная часть росписи плафона – М.Паллони «Апофеоз Св. Марии» (высота образа Св. Марии 6 м.)
Архитектоника и декор сводов, поддерживающих «барабан» центрального купола костёла
Мраморный декор центрального зала костёла, вид на вход и боковую часовенку с северной стороны
Мраморный декор центрального зала костёла, вид на алтарную часть
Вид на декор потолока и стен прохода в центральный зал со стороны центрального входа в костёл
М.Паллони. Фреска на библейский сюжет: «Моисей замыкает воды Красного мора – гибель египтян»
М.Паллони. Фреска «Пир Валтасара»
М.Паллони. Фреска «Положение во гроб»
М.Паллони. Фреска «Смерть Св. Христофора»
М.Паллони. Фреска «Св. Ромуальд у императора Оттона III»
Южная галерея, ведущая в костёл. Видны, вход в библиотеку (дальше) и в зал капитулы (место сбора монахов)
Декор потолка южной галереи, ведущей в костёл. Фрески на тему жития монахов камалдулов
Фрагмент декора потолка южной галереи, ведущей в костёл
Резные дубовые панели, обрамляющие стены зала капитулы, украшенные «двойной лилией»
Декор потолка капитулы, фрески на тему жития Христа
Декор потолка капитулы, фрески на тему жития Христа
Декор потолка капитулы, фрески на тему жития Христа
Декор потолка капитулы, фрески на тему жития Христа
Зал капитулы, окно выходящее в эремиториум монастыря