Ил-96 – лайнер мечты

Ил-96 – лайнер мечты


Сейчас многие средства массовой информации (СМИ) предпочитают говорить о том, что российский авиапром, якобы, возрождается. Особенно если вспомнить 1990-е годы. Но всё ли так хорошо, как твердят СМИ? Да, самолёты производятся. Поштучно. И особенно это касается уникального дальнемагистрального Ил-96.


В наши дни современный авиарынок диктует новые, более жёсткие условия, при которых всё большую роль играют пассажировместимость и экономия топлива.


Однако наш авиапром поставлен в более угнетённое положение, чем зарубежные авиакомпании. И здесь уместно вспомнить о нелёгкой судьбе дальнемагистрального лайнера — Ил-96.


Ил-96 создавался как замена прекрасно зарекомендовавшему себя самолёту Ил-62. Уже в конце 1980-х годов начались его испытания, которые показали прекрасные лётно-технические качества Ил-96-300. Однако распад Советского Союза не дал возможности начать масштабные поставки нового самолёта «Аэрофлоту». Мелкосерийное производство Ил-96 началось в 1993 году. Надёжность нового «Ила» является отличной — за всё время его эксплуатации не было потеряно НИ ОДНОГО САМОЛЁТА!


Но при этом особенно поражает то, что по итогам совещания Правительства РФ в сентябре 2011 года по поводу развития отечественного авиапрома Президент Д. Медведев заявил: «Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя. Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей» («Ведомости», 9.09.2011). И это при том, что Россия может сама поддерживать свою авиаиндустрию на самом высоком уровне! Всем ясно, что с такой огромной территорией, с суровым северным климатом, с неразвитостью автодорожной сети авиация просто необходима нашей стране!


Однако и на этом актуальная тема развития программы Ил-96 далеко не исчерпывается. Сравнивая лётно-технические данные Ил-96 с зарубежными аналогами, себестоимость лайнера, его неприхотливость, нельзя не отметить не только то обстоятельство, как действует система бойкота отечественных проектов и серийных заказов, но и ничтожно малый масштаб производства новых Ил-96. Кроме того, технические характеристики новых отечественных и зарубежных самолетов практически совпадают, а по ценовым параметрам российская авиатехника даже имеет преимущество:
























































Тип самолета


Число пассажиров, чел


Максимальная скорость, км/ч


Практическая дальность полёта, км


Стоимость, млн. долл.


Ил-96


300


910


10000


58


А-320


220


890


5550


90


А-330-300


295


870


10400


185


Boeing-737-800


189


850


5400


85


Boeing-757-200


216


850


5550


80


Boeing-767-300


295


910


9700


170





Таким образом, «забугорная» авиатехника приобретается с целью долговременного лизинга, а затем западные компании для продвижения на российский рынок своей продукции предоставляют беспрецедентные льготы (оплаченные в конечном итоге средствами государственной поддержки). И при этом за 2005-2011 гг. было выпущено лишь 11 Ил-96!


Раскрывая лётные данные Ил-96, отметим, что новый лайнер может сыграть большую роль и в защите неба России. Речь идёт о воздушном командном пункте (ВКП) Ил-80/Ил-87, созданный в 1992 году на базе пассажирского Ил-86.


Ил-80 предназначен для управления вооружёнными силами в случае конфликта с применением атомного оружия. Для уменьшения радиационного воздействия на экипаж на новом самолёте отсутствуют иллюминаторы, количество люков сведено к минимуму.


Выбор исходного типа машины обусловлен значительными внутренними объемами пассажирской кабины Ил-86, достаточными для размещения специальной аппаратуры. Дополнительное радиоэлектронное оборудование размещено в специальном накладном отсеке шириной 1,5 м, расположенном над носовой частью фюзеляжа.


В состав бортового оборудования самолета Ил-80 входит станция спутниковой связи не только с наземными войсками, но и с подводными лодками. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором. Но экономический кризис 1990-х сыграл свою роль — было выпущено всего четыре Ил-80…


Итак, авиапром России финансируется по остаточному принципу. А россияне летают на вырабатывающих свой ресурс из последних лошадиных сил «Боингах» и «Аэробусах»…

Ещё похожие новости