20 сентября, в канун праздника Рождества Божией Матери, скончался наш собрат, соратник и друг Юрий Агещев.
Кому-то Ю.Н.Агещев больше известен своей церковно-общественной деятельностью в нелегкие 80-е – 90-е, когда, занимая солидные должности в общецерковных и приходских структурах, Юрий восстанавливал, защищал и благоукрашал храмы, боролся за спасение старинных московских зданий. Кому-то он больше знаком как подлинный русский националист и монархист, координатор русско-сербского движения Православных Хоругвеносцев и Союза Православных Братств, яркий публицист и резкий обличитель общественных несправедливостей и пороков, в свое время боровшийся с безумным проектом поворота сибирских рек. Кому-то – как человек, в юности участвовавший в движении русских хиппи, известный в Системе под именем Helpи оставшийся навсегда неформалом в лучшем смысле этого слова и большим другом рокеров и неформалов всех возрастов.
В последние годы более всего Юрий Агещев стал известен своей совершенно уникальной миссией: благодаря ему стала возможной проповедь православного священника – игумена Сергия (Рыбко) – на таких грандиозных рок-мероприятиях как «Нашествие – 2008», «Рок над Волгой»-2010, – 2011 и – 2012, «Narva-Байк» – 2009 и – 2012,«Калининград inrock-2010» и многих, многих других больших и маленьких концертах и фестивалях.
Но какими бы ни были труды и заслуги Юрия Агещева, больше всего мы скорбим о потере единомышленника, собрата и друга. Как всякий человек, Юрий имел свои причуды и увлечения, мог быть порой черезчур резким. Однако все мы, его друзья и единомышленники,точно знали: Юрий никогда не изменит своего отношения, не сдаст и не предаст собратьев при перемене политических ветров или еще каких-либо обстоятельств. Если он с чем-то не согласен, то скажет это прямо, не будет лукавить и прятать камень за пазухой. Знали, что он, нареченный в Крещении в честь св.Георгия Победоносца, и приватно, и публично будет говорить именно то, что думает, не боясь никого и ничего – ни власть имущих, ни бандитов, ни либералов, ни лицемерного «общественного мнения».
Проехав вместе тысячи километров в поездах и машинах, разделив заветный пуд соли в дорогах и информационных баталиях, в этом можно было легко убедиться.
Прямоту и открытость Юрия могли оценить и его разнообразные оппонеты. Поэтому нередко случалось, что после горячих споров Юрий и его противники становились друзьями или, по крайней мере, расставались во взаимном уважении.
Не бояться мнения большинства Юрий Агещев привык с детства, воспитываясь в церковной семье, будучи перед всей школой исключен из пионеров за инакомыслие, затем открыто ходя по улицам с длинными волосами и в рваном хипповском прикиде, за которые могли грозить и тюрьма, и «крэйзи-хауз». В то время Юрий умудрился попасть на обложку журнала «Life» в качестве примера русского хиппи, за чем закономерно последовали допросы в КГБ.
Юрий Агещев в юности был духовным чадом старца-подвижника РПЦЗ архим. Нектария (Чернобыля), был знакомсо многими иерархами и пастырями, до своей кончины поддерживал письменное общение с Предстоятелем Русской Зарубежной Церкви Митрополитом Иларионом (Капралом) и Митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием.
В последние годы Юрий Агещев был помощником игумена Сергия (Рыбко) и членом Приходского собрания храма прп.Сергия Радонежского в Бибиреве. Юрий особенно уважал отца Сергия за его твердую позицию в отношении единой спасительной Православной веры и открытость к русской молодежи. Особенно Юрий любил бывать в нашем храме Св.Духа сошествия на б.Лазаревском кладбище, молиться и, как он сам говорил, отдыхать душой.
Можно смело засвидетельствовать, что раб Божий Георгий непорочно исповедовал Православную веру, жил в полном нестяжании и целомудрии, и не имел другой жизни, кроме служения Церкви, Отечеству и ближним, в частности, русской молодежи.
Юрий лично знал и сердечно любил многих русских рок-музыкантов. Искренне любил знакомого ему еще с юности Бориса Гребенщикова, всегда очень переживал за него, при этом без лицеприятия высказывал несогласие с ним в духовных вопросах. Юрий рассказывал, что когда он был помощником настоятеля в храме Св.Троицы в Листах, в разговоре с Борисом он упомянул, что не может найти Распятие для храма. Через несколько дней Борис Гребенщиков пожертвовал храму антикварное Распятие XVII века. Об этом практически никто не знал…
Юрий искренне любил и уважал как замечательных музыкантов и как единодушных братьев во Христе Константина Кинчева, Михаила Рябова, Стаса Бартенева, Павла Колесника, Михаила Татаринцева.
Промысл Божий привел Юрия пообщаться с Кеном Хенсли, Яном Гилланом (DeepPurple), Тарьей Турунен, Джо Сатриани, Дэйвом Мастэйном (Megadeth), группой Slade, группой LakeofTears. А с Миком Боксом (UriahHeep), которому Юрий на концерте в Санкт-Петербурге вручил православную икону, он несколько лет поддерживал краткую переписку. Очень подружился Юрий с группой финских рокеров-русофилов Kyrck. Благодаря Юрию, православный храм не без духовной пользы для себя посетили в полном составе рок-группы:легендарная ProculHarum, знаменитая венгерская Omega, нидерландская PhisicalGraffiti. На фестивале «Рок над Волгой – 2013» Юрий обратился к молодежи с кратким словом, а музыкантам «Раммштайна» прямо высказал нелицеприятное мнение о их творчестве.
С огромной открытостью, искренной любовью и доброжелательством Юрий вступал в общение и со всемирно известными рок-звездами, и с пятнадцатилетними неформалами.
В последние годы Юрий Агещев особенно ревностно бросался в бой со всякой несправедливостью (как например, сфабрикованное «Дело запорожских пономарей»), с экспансией разврата и богохульства, с кощунственными выходками и деятельностью сатанистов. Порой молчали все церковные и светские издания, а неуемный и беспокойный Агещев писал, требовал, надоедал и порой добивался удивительных результатов.
Состояние же здоровья Юрия было уже таким, с каким люди обычно оформляют инвалидность и соблюдают постельный режим. Однако его неуемный темперамент, а главное – ревность о славе Церкви и Отечества заставляли его снова и снова выходить на поле информационной борьбы: поддерживать страждущую Новороссию, обличать содомитов и кощунников, поддерживать здравомыслящих русских рокеров и срывать шабаши сатанистов.
Последним уникальным деянием Юрия Агещева стала установка памятника св. Страстотерпцу Царю Николаю на территории храма Св.Духа сошествия на б.Лазаревском кладбище. Незадолго до торжественного открытия памятника, Юрий заболел и через несколько недель умер от острой сердечной недостаточности.
Почему-то не думалось, что Промыслом Божиим вот так неожиданно последует его кончина, тем большей болью она отозвалась в сердце. В последнем своем разговоре с о.Сергием, Юрий выразил намерение пожить при храме несколько дней, помолиться и причаститься перед операцией на сердце. Промысл Божий не судил осуществиться этому святому намерению, однако раб Божий Георгий скончался в непорочной Православной вере, покаянии, смирении и мире с Богом.
Отпевание раба Божия Георгия с торжеством совершилось 24 сентября в храме Св.Духа сошествия. Духовенство храма служило соборно, пел хор сестер Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского. Возглавил служение и сказал проникновенное слово прот. Всеволод Чаплин. В первую очередь отец Всеволод точно подметил искренность почившего, его труды для Церкви и сознательный отказ от сытой и благополучной обывательской жизни.
Помолиться за почившего собрались все, кто любил и уважал его: родные, близкие, советник Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Илариона И.Е.Смыков, депутат Госдумы четвертого созыва, ныне доцент Европейского университета права Н.В.Курьянович, собратья-хоругвеносцы, друзья рок-музыканты и байкеры, сестры Сестричества. После прощания обитый красным бархатом гроб был покрыт черным четническим знаменем, подытожившим посвященную вере и Церкви жизнь почившего. Долго длился погребальный звон и долго не расходились с паперти прощавшиеся. Раб Божий Георгий Агещев был похоронен в Москве на Митинском кладбище.
Думается, Юрий хотел бы попросить прощения у тех собратьев по вере, кого невольно чем-то обидел, и будет благодарен всем за молитвы.Поэтому сейчас, когда идут самые важные для его души дни, хочется сердечно попросить всех знавших Юрия Агещева помолиться о его упокоении и вечном спасении. Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего новопреставленнаго Георгия!
Галина Александрова,
Сестричество во имя свт.Игнатия Ставропольского
Крестовоздвижение, 2014 г.
Один из основателей Deep Purple Ян Гиллан (в центре), игумен Сергий (Рыбко) и Юрий Агещев.
Координатор Союза Православных Братств Юрий Агещев обращается к собравшимся на «Рок над Волгой».