В Литве даже в музее Центра сопротивления и геноцида – “геноцида нет”
“В литовской столице, на территории мемориального комплекса, посвященного жертвам сталинских репрессий, звучат партизанские песни 1946 – 1953 годов”.
Песенный вечер “Рядом со смертью” организовал Центр сопротивления и геноцида жителей Литвы. Главный участник памятного мероприятия – бывший дзукийский партизан Юозас Якавонис-Тигр, опубликовавший в 2005 году мемуары. Хотя книга анонсируется как документальные рассказы о вооруженной борьбе, аресте и заключении в лагерь, собственно о боевой работе сказано относительно мало. Большей частью – это эпические полотна по принципу “галантерейщик и кардинал”, в которых отсутствуют описания реальных боев, диверсий, или иных способов партизанской войны.
Бывший лесной “Тигр” тоже не сумел рассказать ничего из боевой жизни, ограничившись заявлениями, что “это были настоящие герои и патриоты” и настаивая, что нынешние власти могли бы уделять бывшим лесным “братьям” больше внимания.
На невнимание власти обижены и участники Второй мировой войны, воевавшие на стороне антигитлеровской коалиции. Руководитель республиканской ветеранской организации Юлюс Декснис сказал, что “государство о борцах против фашизма заботится меньше, чем о борцах против сталинизма”, часть которых, по сути, являлась пособниками гитлеровской Германии. “Воевавшие против фашизма – это оккупанты, пособники оккупантов. Власть не говорит прямо, но исподволь намекает – это они принесли в Литву Советскую власть”, – сказал Декснис.
Что касается деятельности Центра сопротивления и геноцида жителей Литвы, то как сказал социал-демократ Витянис Андрюкайтис, “в музее Центра сопротивления и геноцида геноцида нет. Как нет его в таких музеях, как музей каунасского IX форта, превращенного немецкой администрацией в фабрику “смерти” для евреев всей Европы. Или его нет и в других литовских музеях”.
Между тем, широко известно, что в первые же дни оккупации Каунаса немцы при активной помощи коллаборационистов стали сгонять пленных красноармейцев и мирных жителей в городской форт № 9. В материалах Нюрнбергского процесса об этом говорилось: “Все, кто попадал в форт № 9, в живых не оставались. Колоннами в несколько тысяч человек сюда гнали женщин, детей, подростков, мужчин и стариков на расстрел и сжигание… Только за два дня в ноябре 1941 года в форте № 9 было расстреляно 7 тысяч мирных советских граждан, а за два дня в декабре 1941 года – около 22 тысяч человек… Всего в форте № 9 гитлеровцы и их пособники уничтожили более 70 тысяч человек”. 35 тысяч советских военнопленных было убито в районе другого форта старой, царских времен, каунасской крепости – форта № 6. Всего за период оккупации Литвы фашистской Германией в стране было уничтожено около 700 тысяч человек, в том числе около 200 тысяч евреев. Кроме того, 138 тысяч красноармейцев погибли, освобождая Литву от гитлеровцев и литовских коллаборационистов…
Еще одна страшная страница литовской истории – лагерь для военнопленных Oflager – 53, филиал Бухенвальда.
Однако, как говорит депутат Сейма Витянис Андрюкайтис, “сегодня в каунасском музее не услышишь ничего из печально богатой истории Литвы. Кроме рассказов о том, как Советская власть устраивала геноцид литовцев”.
“Например, “правые” активно стремятся изучать преступления сталинизма. Но совсем не желают делать это же по отношению к режиму президента Смятоны или режиму Пилсудского. Пришло время написать новую историю Европы, но всеобъемлющую, с научным, но не идеологизированным анализом всех исторических событий”.
В качестве примера того, как история выглядит в Литве сегодня, Андрюкайтис опять взял в пример музей каунасского IX форта. Там представлен только ее узкий кусочек. В музее не узнаешь, что именно здесь 19 июля 1941 года был убит Витаутас Монтвила. Что сюда был заключен Пранас Зибертас. Что во времена президента Смятоны именно здесь находилась тюрьма “тяжелых работ”. Ничего этого нет. То есть замолчан фрагмент литовской истории. “Мне, как диссиденту, всегда боровшемуся против Советской власти, было во времена СССР легко спрашивать, почему нет экспонатов, рассказывающих об арестантах 1940-1941 годов, которые были заключены в форт советской властью? Но и сейчас я спрашиваю: почему здесь представлены только преступления нацистов и сталинистов, но нет преступлений других режимов? Историческая память должна быть полноценной. Тогда молодежь будет понимать ее суть, а не современные интерпретации”.
По словам Андрюкайтиса, часть литовской элиты стремится использовать определение “геноцид” исключительно в узкопартийных интересах, которые не имеют ничего общего с историей или юриспуденцией или международным правом.
“В последние годы в Литве явно просматривается тенденция расширить рамки понятия геноцид. Это даже сделано в национальном праве некоторых государств. Например, согласно законодательству Литвы, люди должны отвечать за геноцид, хотя когда они принимали участие в каких-то операциях против литовского населения, такого юридического понятия не существовало. В первую очередь я имею в виду так называемое дело Масюкониса – бывшего сотрудника советских репрессивных структур. По этому делу есть соответствующее обращение в Конституционный суд, и мы все ждем его пояснений”, рассказал социал-демократ. “Но в международном праве более широкая трактовка геноцида отсутствует. Суть проблемы в том, что определенная часть современных политиков применяет к истории современные политические стандарты. Стремясь так переформулировать исторические процессы, как это выгодно именно этим политикам и партиям. Эти явления наблюдаются в Эстонии, Литве, Польше, России и еще целом ряде стран. Ревизионисты даже не скрывают, что таким образом готовится почва для нового Нюрнбергского процесса”, – убежден политик. Однако Нюрнбергский процесс был предназначен для суда над конкретным явлением – нацизмом. Как говорит Андрюкайтис, сегодня выгодно замалчивать или игнорировать факты, что в Советском Союзе были судебные процессы над сталинистами. “Я имею в виду дело Ежова и аналогичные, по которым выносились суровые приговоры. Много ужасного творилось в те времена. В том числе в Вильнюсе, на бывших польских территориях. Но, думается, героизм народов СССР в годы Второй мировой войне окупил многие довоенные прегрешения”. “Поэтому я, как историк, абсолютно не согласен, что на одну чашу весов можно класть нацизм и сталинизм. История не может служить политикам для достижения своекорыстных целей. Она не может быть политическим инструментом”, – сказал бывший ГУЛАГовский ребенок.
“Однако мои коллеги-консерваторы или христианские демократы поступают именно так. К счастью, в Литве нет государственного фашизма. Есть попытки криминализировать преступления сталинизма, есть отдельные радикальные движения и политики. Поэтому есть надежда, что рано или поздно историю отделят от идеологии на государственном уровне”, надеется парламентарий. По его мнению, этому должна поспособствовать и Россия. Она не хочет вернуться к диалогу по проблематике аннексии Литвы. Но об этом сказано в договоре, подписанном президентом Борисом Ельциным и председателем Сейма Литвы Витаутасом Ландсбергисом. Об этом рано или поздно придется говорить. “Кстати, отсутствие диалога совершенно не означает, что отношения должны быть враждебными. Нет, Россия – это партнер Литвы”, -резюмировал Витянис Андрюкайтис, депутат Сейма Литвы..
Как ранее сообщало ИА REGNUM, попытку реабилитировать Литву перед мировым сообществом осенью 2011 года неуклюже пытался сделать министр юстиции Литвы Рямигиюс Шимашюс. Он обвинил во всех бедах Литвы советских оккупантов в лице воинов-освободителей, партизан, бойцов истребительных отрядов, НКВД, МГБ и советских “коллаборационистов”.