«DE JURE И DE FACTO»
о становлении государства литовцев
1918 – 1941 гг.
(глава из названной 4-томной исторической монографии, в редакции автора)
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ЛИТВЫ – ГЕНЕЗИС
(Часть 1-я)
Граждане многонациональной России приняли Октябрьскую социалистическую революцию потому, что поверили первым политическим решениям правительства коммунистов-большевиков. Это были: декрет «О мире» (принят 8 ноября 1917г. в редакции В. И. Ленина, отвергал принцип аннексий – межнационального насилия); декрет «О земле» (принят 8 ноября 1917г., обещал землю крестьянам); «Декларация прав народов России» (принята 15 ноября 1917г., была подписана от имени «Республики Российской», народным комиссаром по делам национальностей И. В. Сталиным и председателем Совета Народных комиссаров В. И. Лениным). В этой Декларации, кроме прочего, утверждалось: “1) Равенство и суверенность народов России. 2) Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. 4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России”.
На местах, среди не русского населения, влиятельные националы, прежде всего капиталисты и торговцы-буржуа, увидели в этом документе возможность получить контроль над всеми местными натуральными сырьевыми и прочими благами. В том числе историческим наследием, благами социального и культурного характера, носителями которого являлось автохтонное местное население.
В принципе, эта Декларация могла послужить полному расчленению территории бывшей Российской Империи, на бесконечное множество национально-государственных суверенов. Их сырьевые и человеческие ресурсы беспощадно эксплуатировали бы крупные капиталисты из Англии, Франции, США и других стран.
Ещё накануне Первой мировой войны, в Вашингтоне расчерчивались карты территорий Российской Империи, на которых, например, юго-восточное побережье Балтийского моря было поделено на национальные государства литовцев, латышей и эстонцев. Затем, когда американский президент В.Вильсон прибыл после окончания этой войны в Париж на мирную конференцию, чтобы подвести итоги, то, кроме прочего, он привёз и карту, на которой были расчерчены названные национальные прибалтийские государства.
На фоне серьёзнейших системных социально-экономических противоречий в России реализация данных планов по расчленению территорий имперской России и её полному уничтожению как государства, начала претворяться в жизнь.
Однако такому расчленению и уничтожению России противостоял мощный вектор общенародной социальной революции. Точно избранный большевиками социальный ориентир и народная поддержка, железный кулак Красной армии, осведомлённость, хитрость и бескомпромиссность ВКЧ-ОГПУ, безграничная воля коммунистов-государственников во главе с Лениным и Сталиным, – всё это в конечном итоге сохранили российское государство, хотя и в урезанных границах.
Через две недели после захвата власти большевиками в Петрограде и спустя шесть дней с момента оглашения Декларации прав народов России, 21 ноября Совнарком РСФСР в одностороннем порядке приказал генералу Н. Н. Духонину, исполнявшему обязанности верховного главнокомандующего, обратиться к командующим неприятельских армий с предложением прекратить военные действия и приступить к переговорам о перемирии на западном фронте. После отказа выполнить приказ, генерал Н.Н.Духонин был отстранён от командования и 3 декабря 1917 г. был зверски убит.
Николай Николаевич Духонин (1876-1917), генерал-лейтенант, исполнял обязанности верховного главнокомандующего русской армией с 3 ноября по 3 декабря 1917 года
В. И. Ленин сам обратился по радио непосредственно к воюющим военнослужащим с призывом взять дело заключения мира в свои руки. 26 ноября 1917г. советские парламентёры вступили в контакт с высшим военным командованием немецкой армии и получили согласие вести переговоры о заключении перемирия. В последующие дни о своём согласии вести переговоры о перемирии заявили также правительства других государств Четверного союза – Австро-Венгрии, Болгарии и Турции.
Переговоры о перемирии начались 3 декабря 1917г. в Брест-Литовске. Советская делегация была сформирована тогдашним руководителем Народным комиссариатом по иностранным делам РСФСР Л.Д.Бронштейном (Троцким). Всего в советскую делегацию на первом этапе входили 5 уполномоченных — членов ВЦИК: большевики А. А. Иоффе — председатель делегации, Л. Б. Каменев (Розенфельд) и Г. Я. Сокольников (Бриллиант), эсеры А. А. Биценко и С. Д. Масловский-Мстиславский, 8 членов военной делегации (генерал-квартирмейстер при Верховном главнокомандующем Генштаба генерал-майор В. Е. Скалон, состоявший при начальнике Генштаба генерал Ю. Н. Данилов, помощник начальника Морского Генерального штаба контр-адмирал В. М. Альтфатер, начальник Николаевской военной академии Генштаба генерал А. И. Андогский, генерал-квартирмейстер штаба 10-й армии Генштаба генерал А. А. Самойло, полковник Д. Г. Фокке, подполковник И. Я. Цеплит, капитан В. Липский), секретарь делегации Л. М. Карахан, 3 переводчика и 6 технических сотрудников, а также 5 рядовых членов делегации — матрос Ф. В. Олич, солдат Н. К. Беляков, калужский крестьянин Р. И. Сташков, рабочий П. А. Обухов, прапорщик флота К. Я. Зедин.
1 – Премьер советской делегации Л. Б. Розенфельд (Каменев), 2 – Президент советской делегации А. А. Иоффе, 3 – А. Битзенко, 4 – Г.Я.Бриллиант (Соколников), 6 – Л.М.Карахан, 7 – адмирал В.Альфатер
Советская делегация внесла проект условий перемирия, в которых подчёркивалось, что перемирие должно явиться основой всеобщего мира. Главными пунктами этих условий были: 1) в основу переговоров необходимо положить Декрет о мире (от 8 ноября 1917г., обязывавший правительства Советской России заключить мир без аннексий и контрибуций, при этом, предоставив возможность самоопределения национальным группам населения бывшей Российской Империи, которые до войны не имели самостоятельности); 2) перемирие заключается на 6 месяцев; 3) военные действия приостанавливаются на всех фронтах; 4) до заключения договора Германия должна очистить Моонзундские острова и Ригу; 5) запрещаются какие бы то ни было переброски немецких войск с Восточного на Западный фронт. Последнее условие показывало стремление Советской России учитывать интересы союзников и явилось основным пунктом разногласий. (Скорее всего это был элемент политической игры с целью не раскрывать существующий сговор между большевиками и главным командованием Вермахта).
В 1917 году был назначен начальником штаба Главнокомандующего Восточным фронтом Леопольда Баварского. В этом качестве представлял германское командование в ходе переговоров о Брестском мире. На переговорах занимал крайне агрессивную и неуступчивую позицию, по выражению Льва Троцкого, «ставил свой солдатский сапог на стол переговоров». В конце Первой мировой войны играл ключевую роль в оккупации германской армией Украины и Белоруссии
Генерал Макс Гофман резко заявил, что такие условия предлагаются только побеждённой стороне. Поскольку немецкая сторона не согласилась принять пункт об отказе от переброски войск на западный театр военных действий, советское правительство дало указание своей делегации не подписывать перемирия без этих условий. По требованию советской делегации был объявлен перерыв в переговорах. Немцы пошли на уступки. В результате переговоры о перемирии закончились на этом этапе подписанием временного соглашения о прекращении военных действий на 10 дней – с 1 декабря по 17 декабря 1917г., после чего в работе конференции был объявлен перерыв до 12 декабря 1917г.
В создавшейся обстановке Советское правительство 6 декабря 1917г. направило ноту послам союзных стран Антанты. В ней указывалось, что со времени принятия Декрета о мире и до момента предстоящего возобновления мирных переговоров срок более месяца и за это время правительства союзных стран имеют возможность определить своё отношение к мирным переговорам, т.е. принять участие в мирных переговорах.
Вопрос о предоставлении нациям, проживавшим на территории бывшей Российской Империи, права на самоопределение, проистекавший из первых декретов советского правительства, по сути дела был не совсем удобный для правящих кругов Германии. В Берлине понимали, что национальные политические лидеры на оккупированных территориях могут в конечном итоге высказаться за большую свободу в своих делах внутри страны и на международной арене, а то и вовсе – за вывод германских войск и ликвидацию навязанного захватчиками военно-административного режима. Здесь усиленно искали способы, как использовать новую политическую обстановку сложившуюся на российских территориях, в своекорыстных имперских целях.
После принятия большевиками «Декларации прав народов России», литовские националисты не могли не выступить с идеями о независимом государстве литовцев. В новых условиях, когда новые власти России объявили, что позволяется национальное самоопределение, политики из Неманского края призвали к созданию своего национального государства литовцев.
Германское военное командование сама по себе данная идея устроить никак не могла. Однако у Кайзера уже имелось потаённое решение и на этот счёт, в виде насаждения в новом литовском государстве, в качестве его главы, одного из своих коронованных отпрысков. Поэтому немецкая делегация, камуфлируя свои захватнические планы, спокойно рассуждала на переговорах в Брест-Литовске о национальной самостоятельности литовцев, как впрочем, и других националов. “Чтобы были устранены неприемлемые для русских слова “аннексия” или “исправление границы” и Советская Россия могла бы согласиться с потерей Курляндии и Литвы, – утверждал канцлер Т. Бетман-Гольвег, – необходимо оформить захваченные национальные окраины Российской Империи как самостоятельные государства, которые получат внутреннее самоуправление, но в военном, политическом и экономическом плане будут полностью зависимы от нас”.
Для того, чтобы не было никаких неожиданностей, ещё накануне мирных переговоров в Брест-Литовске, начальник штаба главнокомандующего Восточным фронтом, немецкий генерал М. Гофман приезжал в Вильну. Германское правительство потребовало от литовских политиков, а также тамошней еврейской и польской буржуазии некоторых новых обещаний. Вместе с местными литовскими националистами этому немецкому генералу удалось создать подложную петицию, в которой говорилось, что литовская нация высказалась за то, чтобы будущее литовское государство находилась под протекторатом Германии. Как только 28 ноября 1917г. стало известно, что с 1-го декабря Советская Россия готова приступить к мирным переговорам в Брест-Литовске, 1 декабря 1917г. председатель Тарибы А. Сметона, вице-председатель С. Кайрис и секретарь Ю. Шаулис, прибыли в Берлин, где согласовали позицию литовских националистов с требованиями правящих кругов Германии. Она сводилась к тому, что после признания Германией литовской независимости, между сторонами будет союз, в котором будет реализовано тесное политическое единство. Основой для повседневной действенной реализации такого единства станут – «военная и транспортная конвенции, таможенная и валютная общность».
А. Сметона, Ю. Стаугайтис (сидят), Й. Шярнас, Ю. Шаулис (стоят)
Уже во время советско-германских переговоров в Брест-Литовске, 6 декабря 1917г., в ходе совещания правительства и высшего командования Рейха в Берлине фельдмаршал П. Гинденбург высказался за присоединение литовских территорий к Пруссии на основании персональной унии. “Литва нам нужна для гарантии нашим границам, – подчеркнул он. – Её нужно более крепко привязать к себе”.
Картина Г.Фогеля
Несколько позднее генерал Э. Людендорф отметил, что литовские территории нужны Германскому рейху, как плацдарм против Советской России. На этом же совещании высших военных и политических кругов Германского рейха был согласован текст декларации, которую должна была принять марионеточная литовская Тариба.
Одновременно, 7 декабря 1917г. в Варшаве, под эгидой оккупационной немецкой администрации, Совет регентов (утверждённый кайзером Германии и императором Австрии) сформировал полностью зависимый от оккупационных властей Германии и Австрии первый польский кабинет министров во главе с Я. Кухажевским.
Через два дня, 8 декабря 1917г. большинство членов Тарибы приняло решение о будущей форме власти в литовском государстве. Было предположено ввести монархию во главе с королём Миндовгом II – немецким принцем из рода фон Урах, и провозгласить Литовское королевство.
Затем 11 декабря 1917г. в Вильне был подписан секретный текст декларации Тарибы о литовской независимости. Под декларацией подписались не все члены Тарибы, а только 17 человек: др. Басанавичюс, С. Банайтис, П. Климас, Ст. Нарушявичюс, К. Шаулис, Ю. Вайлокайтис, К. Бизаускас, П. Довидайтис, Д. Малинаускас, А. Пятрулис, Й. Шярнас, Й. Вилейшис, М. Биржишка, Ст. Кайрис, В. Миронас, др. Ю. Шаулис, А. Стульгинскис. Обращает на себя внимание тот факт, что среди подписантов нет подписи самого председателя Тарибы А. Сметоны и ещё нескольких человек, которые голосовали против, или воздержались.
Сидят (слева направо): Й. Вилейшис, др. др. Ю. Шаулис, ксёндз Ю.Стаугайтис, Ст. Нарутович, др. Й.Басанавичюс, А.Сметона, ксёндз К.Шаулис, С.Кайрис, Й.Смильгявичюс. Стоят: К.Бизаускас, Й.Вайлокайтис, Д.Малинаускас, ксёндз В.Миронас, М.Биржишка, ксёндз А.Петрулис, С.Банайтис, П.Климас, А.Стульгинскис, Й.Шярнас, П.Довидайтис
Декларация, оглашала, что в результате состоявшихся раннее собраний представителей литовской нации (в сентябре 1917г. в столице исторической Литвы Вильне, а затем 6 ноября 1917г. в Берне) было объявлено о восстановлении властных полномочий Литвы, и все государственные связи с другими нациями – прерываются (имеется ввиду Россия). Здесь же, во втором пункте, указывалось, что литовская Тариба высказывается за вечные, твердые союзнические связи с Германской Империей, которые, прежде всего, должны проявиться в военной конвенции, общностью таможни и валют.
Представители Германского Рейха не замедлили использовать эту, полностью инспирированную ими декларацию литовских политиков, во время переговоров в Брест-Литовске с Советской Россией. Сразу, как только 15 декабря в Брест-Литовске возобновились переговоры о перемирии, немецкая сторона представила членам советской делегации первую часть этой декларации Тарибы от 11 декабря 1917г. Этот шаг немцев, должен был служить доказательством самоопределения литовской нации, поскольку тем самым литовцы уже высказались за отделение от России. Таким образом, Берлин подготовил аргумент для своих дальнейших политических шагов. Теперь, по мнению немцев, если литовские политики начнут официальные переговоры с Германией относительно дальнейшей судьбы своей страны, вплоть до объединения с Рейхом, то такие их тесные отношения уже не будут являться свидетельством аннексии немцами литовских, польских и других территорий Российской Империи.
Однако советская делегация отклонила такие разъяснения. Российские представители констатировали, что во время оккупации нигде – ни на польских территориях, ни на – литовских, ни в Курляндии – “не был создан и не мог быть создан и не существует ни один демократически избранный орган, который хотя бы в минимальной мере отражал чаяния широких слоёв населения”.
Заметим, что со своей стороны изначально немцы не допустили к участию в переговорах представителей националов с оккупированных ими территорий, в том числе и литовских. Не допустили в состав австрийской делегации и поляков. Только во второй фазе этих переговоров, – были допущены украинские представители от гетмана П. П. Скоропадского.
И ещё, реакцией на такие политические игры Германии в отношении народов на захваченных территориях бывшей Российской Империи стало создание 21 декабря 1917г. Комиссариата по литовским делам при Комиссариате по делам национальностей ЦИК РСФСР, который возглавил В. Мицкявичюс-Капсукас. Через год деятельность этого учреждения сыграет весьма важную роль в литовской истории, когда формировалось новое литовско-белорусское государство, образованное большевиками на территории исторической Литвы.
В связи достигнутым в Брест-Литовске десятидневным перемирием, 7 декабря 1917г. были остановлены все военные действия на фронтах войск Центральных стран (Четверного союза – Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции) и РСФСР. 15 декабря 1917г. перемирие было продолжено на период с 17 декабря 1917г. до 14 января 1918г., т.е. на 28 дней. Стороны могли прервать перемирие, только предупредив об этом за 7 дней. В противном случае «перемирие автоматически продолжалось, пока одна из сторон не откажется от него с предупреждением за 7 дней». В соответствии с условиями договора стороны должны были непосредственно после подписания перемирия приступить к переговорам о мире.
Через неделю 22 декабря 1917г. в Брест-Литовске открылась мирная конференция, в работе которой участвовали делегация Советской России и делегации Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции. Стороны представили свои официальные позиции на переговоры по заключению мирного договора. Советская сторона настояла на открытом характере переговоров (исключила возможность их засекречивания, изначально предложенную немецкой стороной) и выдвинула следующие конкретные предложения: «1) не допускается насильственное присоединение захваченных в ходе войны территорий; войска, занявшие эти территории, должны быть выведены в кратчайший срок; 2) восстанавливается политическая самостоятельность народов, лишённых этой самостоятельности во время войны; 3) национальным группам, не имевшим политической самостоятельности до войны, гарантируется возможность путём референдума решить вопрос о своей принадлежности к тому или иному государству или о своей государственной самостоятельности; 4) специальным законом ограждаются права национальных меньшинств, обеспечиваются их культурно-национальная самостоятельность и – при наличии фактической к тому возможности – административная автономия; 5) ни одна из воюющих стран не обязана платить др. странам “военных издержек”; взысканные уже контрибуции возвращаются; убытки частных лиц возмещаются из особого фонда, образуемого путём пропорционального взноса всех стран; 6) вопросы, касающиеся колоний, решаются в соответствии с принципами, изложенными в первых четырёх пунктах».
Германская делегация, как и следовало ожидать, в принципе согласилась на такие советские предложения, поскольку, кроме прочего, увидела в них те возможности, которые позволят Германскому рейху аннексировать большую часть польских, украинских, литовских территорий, а также Курляндию, а оставшиеся – разделить между подвластными вассальными государствами, политически и хозяйственно подчинёнными системе “Срединной Европы” (“Mitteleuropa”).
25 декабря 1917г. от имени Четверного союза на заседании мирной конференции было оглашено заявление, в котором в частности говорилось: «Необходимо, однако, с полной ясностью указать на то, что предложения русской делегации могли бы быть осуществлены лишь в том случае, если бы все причастные к войне державы, без исключения и оговорок, в определённый срок, обязались точнейшим образом соблюдать общие для всех народов условия». Эта оговорка, требовавшая принятия советских условий мира всеми без исключения странами Антанты, фактически сводила на нет согласие австро-германского блока.
28 декабря 1917г. был объявлен 10-дневный перерыв в работе конференции. Советское правительство вновь использовало этот перерыв для того, чтобы информировать страны Антанты о происходящем в Брест-Литовске, надеясь на то, что их представители примут участие в этих мирных переговорах. С этой целью предлагалось перенести проведение мирных переговоров в новом расширенном формате в какую-нибудь нейтральную страну, например, в Швецию. Никаких официальных ответов, как и на прежние, не последовало.
Некоторое политическое и военное усиление Центральных государств, переговоры с Россией и выход её из войны, в результате приостановки ею военных действий на востоке Европы, позволило немцам и их союзникам сконцентрировать вооружённые силы на Западе. Это не на шутку обеспокоила влиятельных политиков стран Антанты. Реакцией на мирные переговоры в Брест-Литовске со стороны стран Антанты стали 14 пунктов президента США В. Вильсона, оглашённые в Конгрессе 8 января 1918г. В них было конкретно указаны условия заключения мира и формирования международных отношений после Великой войны. Первый пункт утверждал недопустимость секретных международных договоров. Шестой пункт требовал эвакуации войск с территории России, но одновременно указывал на различия национальных интересов националов проживавших на этих территориях. В тринадцатом пункте, говорилось о необходимости создания (не восстановление!) независимого польского государства на землях, где проживают поляки. Это означало расчленение единства государственной территории бывшей Российской Империи. И в то же время в отношении Австро-Венгрии, в десятом пункте, предполагалось сохранение территориального единства государственных территорий, путём “обеспечения автономного развития националам”, проживающим в этом государстве, т.е. создание административных национальных автономий.
Такой вот двойной стандарт являл собой данный документ. Конкретно о литовцах в этом документе американского президента ничего не говорилось.
В этот же день 8 января 1918г. на заседании литовской Тарибы, А.Сметона, особенно активно выступавший за вечный союз будущего литовского государства с Германским рейхом, категорически заявил: “Мы не обязаны изменять решение от 11 декабря”, тем самым указал на необходимость для литовской Тарибы вечного твердого союза с Германией, военной, транспортной, почтовой и таможенной конвенций с ней. По мнению литовского политика, они обозначали некую литовскую государственность, среди других больших государств. Уже позже, после подписания Брестского мира, на очередном заседании Тарибы 19 марта 1918г. он повторил эту свою позицию, поскольку – “Литва маленькая, среди великанов”.
Здесь необходимо помнить – условия в этих конвенциях диктовали немцы.
Немецкие войска на оккупированной территории Российской Империи.