“…Во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: “Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться Ему.”
…Они, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.”
Евангелие от Матфея, гл.2
Этот рассказ о Вифлеемской звезде вот уже почти два тысячелетия волнует умы человеческие. Что увидели волхвы на небе? Зачем они на него смотрели? Как отличали звезду от звезды, созвездие от созвездия? Почему состояние мира звездного и мира земного так тесно связаны. И каким образом мир звездный может влиять на мир земной?
Иная слава Солнца, иная слава Луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. (1 послание к Коринфянам Святого Апостола Павла).
Почему они, увидев появление в определенной части неба новой звезды, точно знали, что родился Царь Иудейский, и отправились в длинное и небезопасное путешествие поздравить именно этого еще неродившегося царя, неся с собой символы царской власти, священства и мученичества.
Должно вспомнить, что в древние времена, царями были те, кто узнавал волю богов и добивался ее земного исполнения. А не как сейчас: «Глас народа, глас Божий».
«Восток – дело тонкое»,- говорил товарищ Сухов. А Древний Восток и подавно. Жрецы-волхвы-цари на то и были ими, чтобы уметь знать многое обо всем, не прибегая к помощи ИНТЕРНЕТа и другим переносчикам новостей.
Вспомним, однако, подробности. Новую звезду на небе Востока увидели они загодя, по появлению ее на небесном склоне. Предание говорит, что встретились они по пути. Стало быть, были они царями разных царств. Возможно соседями, а возможно и нет. В те времена царями назывались руководители племен, соединявшие в себе роли администратора, военачальника и жреца. Время от времени, как Одиссей, цари оставляли свое царство и отправлялись в путешествия, оставляя свой народ на волю богов, потому что исполнение их повелений лежало в иных мирах и иных землях.
Придя в землю иудейскую, они весьма прямолинейно пошли к царю Ироду Великому, полагая, что именно в его доме надлежит явиться в мир посланнику небес, им не были известны хитросплетения иудейского богословия и династические распри. Но удивленный Ирод не ждал прибавления семейства. Более того, ни он, ни его приближенные, среди которых были и люди набожные, саддукеи, давно не заглядывали в Писания, и только обратившись к людям книжным, они поняли, что речь идет о Мессии, о Спасителе.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Мф.гл.2.
Ироды были династией, в то время правившей Иудеей. По происхождению они были идумеями , или эдомитами, потомками Исава, старшего брата Иакова, названого Богом Израилем. Идумеи считались иудеями, потому что примерно в 125 году до н.э. их заставили сделать обрезание. Но питали к евреям особую ненависть, считая, что из-за них они лишились прекрасных земель Ханаана. Поэтому при каждом удобном случае идумеи мстили им, причём самым жестоким образом. Они не только принимали участие во всех войнах, ведущихся против Иудеи, но даже выкупали у ассирийцев и других народов пленных иудеев, чтобы, отведя их в свои крепости, предать мучительным казням и пыткам. Вместе с вавилонянами идумеи участвовали в осаде и разрушении Иерусалима в 586 г. до н. э. и уже к концу VI века до н. э. овладели частью Южного Израиля. В 63 г. до н. э. Идумея вместе с Иудеей была покорена Римом и находилась под римским протекторатом. Из них то и происходил царь Ирод Великий. Дед Ирода Антипатр покорился Хасмонейскому Иудейскому государству, принял иудаизм и поэтому сохранил за собой власть над Идумеей. Отец Ирода Антипатр Идумеянин активно поддерживал римскую экспансию, поддерживая взятие Иерусалима Помпеем в 63 г. до н.э., надеясь ослабить евреев. В 47 году до н.э. Ирод получил римское гражданство. Таким образом евреи жили под властью царя, происходившего из чресл Израилевых, но не получившего благословения и духовного наследства в доме его. А позже изгнанного в горы Эдома.
Появление нового наследника означало прекращение власти Иродовой династии над Израилем, на сохранение и утверждение которой Ирод и надеялся. Он был удобен и для Рима, власть его была жестока и крепка, как и рука Асавова.
Царей Ирод принял мягко и льстиво. Вероятно до него не сразу дошло, что Мессия этот, о котором давно говорили эти странные люди со свитками, представляет для него некую реальную угрозу. Но на то царь и царь, чтобы реагировать на все угрозы, на реальные и мнимые.
Волхвы отправились в Вифлеем, где по пророчеству и должен был появиться на свет Мессия, а он ждал, что же эти странные люди найдут в захудалом Вифлееме.
Вифлеем, неподалеку отсюда умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова, её гробница до сих пор здесь почитается. Здесь происходит действие Книги Руфь. Его помянул и пророк Иеремия. Некогда обласканный Давидом, родина его, дом Давидов.
Он упоминается и в Священном Писании, здесь Давид был рожден и помазан на царство пророком Самуилом.
Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.( Первая книга Царств, гл.16)
Цари ушли, ведомые звездой, а Ирода одолело беспокойство. Он выспросил у волхвов время появления звезды. Тут-то должно быть придворные и донесли ему, чего именно ожидали евреи от этого Мессии.
Ну а дальше произошло то, что мы уже неоднократно слышали:
[И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.(Мф. гл 2.)
Как могла звезда идти перед ними и остановиться на том месте, где был Младенец? Звезды, о которых нам известно, свойств таких не имеют. Богословы и астрономы разных времен и народов пытались разгадать эту тайну, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские.
О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» — Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» — Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)
Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г . он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.
А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.
Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, — пишет он в сочинении «Против Цельса», — которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени моги расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».
Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними. Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…) И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» — пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).
С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде. По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда — не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».
Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI — нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».
Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово» говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…) Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появлялась ради кого-то» — говорит свт. Василий.
В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в воем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».
Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).
Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, — призывает нас святитель Григорий Богослов, — принеси с волхвами дары – золото, и ладан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя»).
Ну а дальше было вот что:
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. (Лк. Гл2.)
Чудо Господне на то и чудо, чтобы не иметь научных объяснений. Чудно и то, что всякий раз присутствуя на ночной Рождественской литургии, я замечаю, что люди не торопятся домой. Благодать той Рождественской ночи вот уже более двух тысячелетий принимает нас в себя, и как свидетельство иного царства иного мира в душах наших, свидетельство о том, что приблизилось и к нам Царство Небесное.