За образование детей теперь заплатят родители

За образование детей теперь заплатят родители


Одобренный на днях Госдумой законопроект, который переводит фактически всю сферу госуслуг в образовании и здравоохранении на коммерческие рельсы, получает резко негативные отклики в российском обществе. Причем, явно не рассчитывая достучаться до нашего «ответственного думского большинства», большинство обращений «с мест» адресовано высшему руководству РФ, которое сейчас одно только и может предотвратить готовящуюся законотворческую диверсию против Конституции РФ. Напомним, что Основной закон страны в качестве одного из своих основополагающих принципов провозглашает социальный характер нашего государства.


Естественно, что в ситуации, когда региональные представители «вертикали власти» в едином порыве выразили свой верноподданнический «одобрямс» спущенной сверху инициативе, последним «бастионом здравого смысла» в России остаются миллионы людей, которых предполагаемая реформа затронет непосредственным образом. Портал «Движение за возрождение отечественной науки» опубликовал обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву от имени представителей Алтайского краевого общественного фонда «Алтай — 21 век» (под обращением прилагается открытый список подписантов, к которому может присоединиться каждый желающий). Вот текст этого обращения:


Уважаемый Дмитрий Анатольевич!


Мы, граждане Российской Федерации, считаем непродуманным и неприемлемым готовящееся решение об изменении статуса бюджетных учреждений. (Законопроект N 308243–5, Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»), в соответствии с которым большинство бюджетных учреждений планируется сделать автономными организациями, с тем, чтобы они часть доходов на свое содержание зарабатывали самостоятельно. Тем самым в социальную сферу вводятся рыночные принципы якобы с целью повышения ее эффективности.


Естественно, при таком подходе многие люди будут лишены возможности получать социальные услуги в полном объеме. Это противоречит принципам социального государства. Создается возможность преднамеренного банкротства и приватизации учреждений. 40% учреждений получают достаточно высокие доходы — а остальные 60% — нет. Таким образом, создается опасность недофинансирования социальной сферы, ее банкротства и разбазаривания. Социальная сфера производит так называемые коллективные товары и поэтому должна оплачиваться всем обществом за счет налогов. При введении рыночных принципов в эту сферу многие люди лишатся возможности полноценно учиться, лечиться, удовлетворять потребности в культуре, как следствие понизится культурный и образовательный уровень населения, усугубятся проблемы со здоровьем. Все это крайне антигуманно и противоречит национальным интересам России.


Министерство образования намерено провести очередную реформу и сделать в средней школе бесплатными только три урока, а остальные уроки должны оплачивать родители учеников из своего кармана. Поскольку далеко не все смогут и захотят оплачивать уроки в школе, то понизится уровень образования большого количества учеников. Многим способным, но бедным молодым людям будет затруднен дальнейший путь к успеху. Это неизбежно обострит социальные противоречия в обществе. И, конечно, для самого общества потеря множества талантливых людей, которые по материальным причинам не смогли развить свои таланты, будет весьма ощутимой и еще более усилит наше отставание от развитых стран. Ученики, которые не смогут оплатить дополнительное образование большую часть дневного времени будут предоставлены самим себе, поэтому всплеск подростковой преступности и социальных патологий в этой среде нам гарантированы. Таким образом, проведение этого решения в жизнь приведет к массе негативных последствий. Следует напомнить, что введение платы за среднее образование прямо противоречит статье 43 Конституции РФ, согласно которой государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях… Мы выражаем решительный протест против принятия закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и введения платы за среднее образование. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, мы обращаемся к Вам, как к гаранту прав и свобод человека и гражданина, и призываем Вас: не допустить принятия закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и введения платы за среднее образование, как, безусловно, противоречащих правам и интересам российских граждан.


Планы коммерциализации российской системы образования комментирует президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:


— Данный законопроект представляет большую опасность, поскольку фактически переводит всю систему образования — также как и здравоохранения, и бытового обслуживания — из разряда важнейших социальных функций государства в разряд коммерческих услуг. По сути, это означает, что поборы с родителей в школах узакониваются — теперь это будет происходить на основании закона. Теперь любому родителю в школе могут сказать о том, что такие-то услуги являются платными, и вы обязаны платить такие-то деньги.


В октябре-ноябре этого года будет установлен тот образовательный минимум, который будет финансироваться из бюджета в рамках госзаказа. Причем, каким будет этот минимум, пока никто не знает. Но эксперты предполагают, что в него войдут т. н. «предметы обязательного цикла». То есть русский язык, математика, литература, история, физика, химия в старших классах. В начальной школе это будет русский язык, математика, литература и физкультура. А все остальное, скорее всего, будет отнесено к «предметам развивающего цикла». Например, природоведение, изобразительное искусство, пение. Причем, иностранный язык тоже попадет в этот перечень. По этому предмету из средств госбюджета будет оплачиваться только небольшое количество часов (один или два часа в неделю). Это фактически означает, что иностранного языка дети знать не будут (ну разве что будут знать несколько слов). А чтобы изучать иностранный язык «углубленно», будут добавляться часы за дополнительную плату.


То же самое касается и Основ религиозных культур и светской этики, которые в экспериментальном порядке стартовали в школах некоторых регионов. Их также будут преподавать за счет средств родителей, если они не войдут в обязательный стандарт. Понятно, что этот предмет появился этой весной в школах в порядке эксперимента — да и то лишь в 18 регионах страны. И пока неизвестно, когда и в каком виде это станет частью стандарта.


Еще раз повторюсь, суть заключается в том, что некий набор обязательных предметов — в том объеме, который определит государство,— будет преподаваться за счет бюджетных средств в рамках госзаказа. А все, что сверх того, будет оплачиваться за счет родителей. Фактически это будет означать переход системы образования из важнейшей социальной функции государства в разряд коммерческих услуг.


При том, что весь мир сегодня идет в обратном направлении. Сегодня практически нет ни одной страны в Европе, которая бы имела элементы платного образования в государственных школах. Во всех государственных, муниципальных (бюджетных) школах Европы все образование является полностью бесплатным. Более того, в некоторых странах занятия музыкой, танцами и дополнительным спортивными дисциплинами являются обязательными. Например, в Чехии, где я часто бываю. Таким образом, Запад идет к нормальной цивилизованной системе, при которой образование является одной из важнейших социальных функций государства. Потому что там хорошо понимают, что в противном случае это может быть чревато тяжелыми последствиями.


Подобные вещи приводят к очень серьезному социальному расслоению. У нас очень быстро появляется дорогие элитные школы для «особых» детей, которым бюджетные деньги в общем-то и не нужны. Элита будет обучать своих детей по высшей категории. Туда будут перетекать лучшие учителя. А все бюджетные школы будут обречены на то, чтобы влачить нищенское существование. Потому что в регионах у родителей нет возможности оплачивать «дополнительные» предметы. 40% населения страны сегодня живет за чертой бедности.


По предварительным прикидкам (если закон вступит в силу), родителям московских школьников придется доплачивать примерно 5–6 тысяч рублей в месяц. И не каждая семья на такое способна даже в столице. Не говоря уже о регионах, где и 1,5–2 тысячи найти весьма проблематично. Все это может привести к тяжелейшим социальным последствиям и даже социальному взрыву. И его субъектом станет подрастающая молодежь. Тогда у нас могут повториться такие же молодежные волнения, как во Франции в конце 1960-х гг. Потому что когда образовательный уровень многих подростков сведется к уровню церковно-приходской школы, для них окажутся перекрытыми пути социальной мобильности наверх. А эти люди станут благодатным материалом для всякого рода манипуляторов, стремящихся прийти к власти пути социальных потрясений.


Принятие данного закона будет означать, что российское руководство расписалось в собственном бессилии привести нашу систему образования в соответствие со стандартами мирового сообщества.


 

Источникfintimes.km.ru

Ещё похожие новости