Пока всё внимание мирового сообщества приковано к событиям в Сирии, где наши авиасоединения уничтожают террористов, Запад под шумок нагнетает напряжённость в Латинской Америке, угрожая национальной безопасности Венесуэлы. И в этой ситуации страна должна создать усиленную зенитно-авиационную группировку.
Нелёгкий путь к подлинной независимости
В настоящее время Венесуэла продолжает проводить радикальные преобразования, в том числе и в вооружённых силах. В данной статье речь пойдёт о состоянии боевой авиации и частей противовоздушной обороны Боливарианской Республики. Данные рода войск в ходе современных конфликтов являются наиболее значимыми. Ещё с приходом к власти в декабре 1998 года патриотически настроенного подполковника Воздушно-десантных войск Уго Чавеса Венесуэла столкнулась и продолжает сталкиваться с агрессивным давлением со стороны США. В этих условиях наличие боеспособных авиасоединений и частей ПВО Венесуэлы является, по существу, одним из факторов стабильности в стране.
Одним из агрессивных проявлений такой политики стало прекращение поставок в Венесуэлу авиационной техники, зенитных систем и запасных частей американского производства. Для страны, основу авиапарка которой до середины 2000-х годов составляли самолёты западных авиафирм, это было ощутимым ударом. После подавления в Венесуэле в апреле 2002 года правого мятежа стало окончательно ясно, что Запад любой ценой стремится свергнуть патриотические силы. Именно по этой причине, а также из-за введённых против Венесуэлы санкций, страна изменила вектор своих военных закупок. В 2006-2014 годах было подписано ряд крупных военных контрактов на поставки военной техники с Россией, Китаем и Бразилией.
Учитывая напряжённую военно-политическую обстановку, правящей Единой социалистической партии Венесуэлы (ЕСПВ) необходимо решать диапазон следующих задач по обеспечению безопасности страны:
• Укреплять статус командного состава, сохраняющего верность правительству Николаса Мадуро; вместе с тем в армейскую авиацию и части ПВО необходимо призывать военных, которые придерживаются революционно-демократических убеждений;
• Продолжать военно-техническое сотрудничество с Россией, Китаем, Бразилией и Ираном, ибо только опора на более сильные государства, проводящие независимую антизападную политику, станет гарантом суверенитета Венесуэлы;
• Модернизировать старые и создать новые авиабазы по всей протяжённости Карибского побережья для отражения атак авианосных соединений стран НАТО; кроме того, необходимо усилить группировку ВВС на колумбийской границе для уничтожения отрядов ультраправых боевиков «парамилитарес».
Ещё в 2005 году был составлен план Североатлантического альянса, направленный против Венесуэлы под кодовым названием «Бальбоа». Вышеупомянутая операция предусматривает нанесение массированных авиаударов по Венесуэле с голландских Антильских островов, которые находятся всего в нескольких десятках километров от Каракаса; в постоянной готовности к возможной интервенции находится и Четвёртый флот США. В последние годы Вашингтон развернул целую сеть военных объектов в Латинской Америке; американские базы находятся в Колумбии, Парагвае, Панаме и Гондурасе. Кроме того, в последние годы активизируется военное сотрудничество США с Перу.
Военно-воздушные Силы Венесуэлы насчитывают 23 многоцелевых истребителя Су-30MКV российского производства, 12 многоцелевых машин F-16А Block 15, 16 учебно-боевых самолётов К-8W «Каракорум» китайского производства, четыре лёгких штурмовика OV-10 «Бронко», 19 учебно-боевых самолётов Embraer EMB-312 «Тукано» бразильского производства, 29 лёгких самолётов различных типов, поставленных из США, два топливозаправщика Ил-78МК. Военно-транспортная авиация имеет в своём составе 10 Ил-76МД-90А, шесть «транспортников» С-130Н «Геркулес», восемь машин Y-8С (копия российского Ан-12) китайского производства, два транспортных самолёта Боинг-707-320. Авиация сухопутных сил имеет на вооружении 12 многоцелевых машин PZL M28 «Skytruck/Bryza» (копия российского Ан-28) польского производства и четыре лёгких самолёта «Cessna» различных модификаций. В правительственном авиаотряде числятся два VIP-борта (Боинг-737-200 и А-319CJ).
Вертолётный парк (с учётом машин, находящихся в составе сухопутных войск) насчитывает 46 многоцелевых вертолётов Ми-17 (38 Ми-17В-5 и восемь Ми-17-1В), 10 ударных машин Ми-35М2, 20 тяжёлых «транспортников» Ми-26Т2 (все – российского производства), 12 машин Bell 412 ЕР, 10 военно-транспортных вертолётов фирмы «Еврокоптер» AS-532AC/AS-532UL «Cougar», четыре вертолёта AS-332B1 «Super Puma» французского производства, три винтокрылые машины фирмы «Agusta» А109А, поставленные из Италии, три транспортных вертолёта AS-61D, три многоцелевых вертолёта UH-1H «Ирокез», два VIP-борта Ми-172.
Авиация Военно-морских сил имеет в строю восемь патрульных самолётов CASA C-212-200/С-212-400 (поставлены из Испании), восемь противолодочных вертолётов «Agusta» AB.212ASW итальянского производства, выпускаемые по американской лицензии, шесть винтокрылых машин Bell 412ЕР, два многоцелевых вертолёта Bell 212.
Противовоздушная оборона Венесуэлы также усилена за счёт закупок новых зенитных систем и имеет на вооружении два дивизиона ЗРК С-300ВМ, 18 зенитно-ракетных систем С-125 «Печора-2М», 12 ЗРК «Тор-М1», 10 пусковых установок «Барак» израильского производства, три комплекса «Бук-М2Э», 200 ПЗРК «Игла-С», 114 зенитно-артиллерийских установок TCM-20 калибра 20 мм, поставленных из Израиля, 114 40-мм зенитных орудий «Bofors» L70 шведского производства. Сухопутная ПВО представлена 1400 ПЗРК «Игла-С», 200 двуствольными 23-мм установками ЗУ-23/30М1-4, оборудованных электромеханическим приводом наведения, компьютерной системой управления огнём и оптико-электронным прицельным комплексом, а также шестью ЗСУ AMX-13M51 «Ráfaga» на базе лёгкого танка АМХ-13.
Для более оперативного и централизованного управления силами противовоздушной обороны используется построенный белорусскими специалистами по контракту 2007 года автоматизированный командный центр.
Анализируя состояние ВВС и ПВО Венесуэлы, можно предположить, что в случае реализации агрессивного плана «Бальбоа» Североатлантический альянс хотя и одержит победу, но интервенция будет сопровождаться большими потерями. Однако в случае солидарности с Венесуэлой других стран Латинской Америки у официального Каракаса появляются шансы на успех в борьбе с США (Бразилия, Боливия, Уругвай и некоторые другие государства также проводят более независимую внешнюю политику и склоняются к левому курсу). Большую роль играет и исторический фактор: Южная Америка ненавидит «гринго» и сопротивление латиноамериканцев будет довольно упорным (поражение «янки» в битве на Плайя-Хирон при вторжении на Кубу в апреле 1961 года – тому подтверждение).
Кроме того, экономические трудности, охватившие Венесуэлу, пока не дают возможности модернизировать авиабазы для отражения возможных атак авиасоединений стран НАТО, так что финансовые затруднения задели и армию.
Также нельзя исключить того, что в самый неожиданный момент радиотехнические части Североатлантического альянса «вырубят» часть венесуэльских GPS-навигаторов, работающих по западным стандартам, что существенно затруднит функционирование зенитных систем. Совершенно очевидно, что стране необходимо продолжать ускоренное перевооружение боевой авиации и частей ПВО. И в настоящее время Запад давит (и будет давить) на Венесуэлу, используя пресловутую «доктрину Монро».
Авиация и геополитика: напряжённость нарастает
Как уже было сказано, проведение антиамериканского внешнеполитического курса правительством Николаса Мадуро вызывает злобу у Запада. Несмотря на продолжение экспансии на российском и ближневосточном направлении, Вашингтон продолжает нагнетать обстановку в Латинской Америке. Рассмотрим лишь самые главные мотивы к провокационным действиям.
Первое. Венесуэла занимает выгодное географическое положение на подступах к континенту, то есть, контролирует воздушное пространство и морские пути в южной части Карибского моря.
Второе. Богатые месторождения нефти делают Венесуэлу важным энергетическим игроком в мире; по данным официального Каракаса, запасы «чёрного золота» в стране составляют около 300 млрд. баррелей (страна является мировым лидером по запасам нефти). Ясно, что Запад желает захватить столь прибыльный «нефтяной пирог».
Третье. В последнее время участились военно-политические контакты между Россией и Венесуэлой; всё это вызывает опасение НАТО окончательно потерять Южную Америку (дружественные визиты наших стратегических бомбардировщиков Ту-160 изрядно напугали наших недругов).
Говоря об агрессивной политике Запада, необходимо отметить одну важную деталь. Дело в том, что ещё в сентябре 2013 года по вине Франции произошёл дипломатический скандал: так, президент Венесуэлы Николас Мадуро обвинил фирму «Эрбас» в грубых просчётах при техническом обслуживании президентского лайнера А-319CJ. Поэтому, в целях личной безопасности лидер Боливарианской Республики всё чаще использует Ил-96-300 «Кубинских авиалиний».
Ещё один существенный момент: Венесуэла поддерживает Россию по важным внешнеполитическим вопросам. Так, Николас Мадуро обвинил американских и европейских политиканов в использовании двойных стандартов вокруг ситуации в Крыму: «Запад поддержал отделение Косово от Сербии, но теперь возражает против референдума в Крыму, в котором избиратели решили оторваться от Украины и присоединиться к России».
Кроме того, власти Венесуэлы поддержали Россию по сирийскому вопросу, назвав решение российских властей начать воздушную операцию против бандформирований «спасением Сирии». Так, президент страны Николас Мадуро заявил: «Мы поддерживаем и аплодируем этому решению Российской Федерации, это путь к спасению Сирии, искоренению терроризма, этого нового фашизма».
Таким образом, вопрос заключается в том, на какой уровень потерь готовы пойти «янки» для того, чтобы добиться свержения Николаса Мадуро. Слишком заманчивой выглядит венесуэльская цель для Запада, особенно для США, которые рассчитывают получить доступ к венесуэльской нефти, задушить социалистические движения в Латинской Америке и лишить Россию стратегического союзника в регионе. Цель оправдывает любые средства.