“Архимандрит” Марк (Крупица). |
Кажется, кризис в Православной Церкви Чешских земель и Словакии начинает достигать своего апогея. На 11 октября назначено заседание Священного Синода, а на 19 октября – новые выборы на Пражскую архиепископскую кафедру. И это заставляет нас еще и еще раз внимательнее присмотреться к личностям главных заговорщиков.
Об одном из них написано уже достаточно много. Но дополнительные интересные факты, которые удалось почерпнуть из официальных церковных источников, позволяют сделать новые (и, прямо скажем, сенсационные) выводы. Речь, конечно же, идет о, так называемом, «архимандрите» Марке Крупице.
Как явствует из официального сайта Московской патриархии Русской Православной Церкви (www.patriarhia.ru), Марк Крупица прошел довольно «интересный» жизненный путь.
После окончания средней экономической школы в г. Мост он поступил на богословский факультет имени Яна Гуса. Это означает, что свое богословское образование он начал с изучения реформаторского религиозного учения Яна Гуса. Которое значительно отличается от православного христианства. Обучаясь на гуситском факультете, он в 1987 году отбыл на стажировку в теологическую школу в Эдинбургский университет в Шотландию.
Для людей несведущих могу дать разъяснение. Теологическая школа при Эдинбургском университете полностью построена на изучении основ Шотландской церкви, которая по сути своей является протестантской. Построена Шотландская церковь по пресвитерианскому принципу и противоречит многим канонам православной христианской церкви. Так что не понятно, какую именно стажировку проходил там наш герой. Скорее всего, это была стажировка, направленная на формирование в нашем герое будущих разрушительных взглядов.
Завершив «стажировку» в Эдинбурге, Марк Крупица вновь прибыл в Прагу и успешно завершил «обучение» на гуситском факультете. А затем рванул в Прешов, где в течение почти двух лет обучался на Православном богословском факультете.
Думаю, что уже к этому времени в его голове возникла невообразимая мешанина из гуситского и шотландского протестантизма и православия. Тогда, видимо, для закрепления своих православных основ он отправляется на стажировку в США.
Но перед этим, в экстренном порядке, весной 1989 года его посвящают сначала в диаконы, а затем в иереи. Видимо, сказывался кадровый голод на священников в Чешской и Словацкой православной церкви. Потому что ничем иным объяснить столь скоропостижное посвящение в церковные клирики человека, имеющего в голове полную теологическую кашу, объяснить не возможно.
Так вот, в 1990 году едва оперившийся иерей Марк Крупица отправляется далеко за океан. И тоже опять на стажировку. Только стажировка эта вышла у него какая-то странная. И с привкусом уголовщины. Потому что в Америке он сразу поступил на службу в армию – стал капелланом (войсковым священником) при Военной Академии США в Вест-Пойнте.
Опять-таки для людей несведущих в этих юридических тонкостях, поясню. Для того, чтобы поступить на службу в иностранную армию тогдашний гражданин Чехословакии Марк Крупица должен был получить, ни много, ни мало, – разрешение президента своей собственной страны. А он это сделать забыл. То ли из-за элементарной неграмотности в данных вопросах, то ли из какого-то злого криминального умысла. Думаю, что через некоторое время это может стать предметом особого разбирательства.
Так вот. «Отстажировавшись» в Военной Академии США, Марк Крупица вернулся на Родину. И с головой окунулся в церковные дела. Видимо, «стажировки» ему здорово помогли разобраться в насущных проблемах православия. В 1992 году он был пострижен в монашество и назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в городе Мост. При этом он продолжил изучение «наук» на Гуситском богословском факультете Карлова университета. В 2002 году окончил там аспирантуру и получил звание доктора богословия. И в том же году начал преподавать там курс практического богословия. Остается только выяснить одну маленькую детальку: какого именно богословия? Протестантского или православного? Думаю, что и это мы скоро узнаем.
Так что, как видим, карьера нашего главного героя удалась на славу. Остается ко всему написанному добавить лишь несколько весьма существенных штрихов. Помимо протестантских основ богословия Марк Крупица успел усвоить и католические основы. Причем преуспел на этой ниве так, что в один прекрасный момент (видимо, за особые заслуги) оказался посвященным в адепты католического Ордена Святого Лазаря.
Но и этого нашему «просвещённому» клирику показалось мало. И он решил приобщиться к униатству. И уже через небольшой промежуток времени стал вхож в покои униатского патриарха Григория YII. На ряде фотографий, которые в наше время, несомненно, могут являться косвенным вещественным доказательством, он даже восседает по правую руку от этого скандального униатского владыки.
В связи со всем этим, невольно возникает вопрос: а кто же такой, собственно говоря, Марк Крупица? Он гусит? Или шотландский протестант? Или католик? Или вообще последователь униатского раскольнического движения?
Мы долго можем мучиться в догадках. Потому что этот всеядный клирик похож на кого угодно, только не на добропорядочного православного человека. А уж тем более – на православного священника.
Тем не менее, он продолжает пока еще выполнять функции руководителя Пражской епархии и возглавляет Церковный суд Православной Церкви Чешских земель и Словакии. И это значит, что в православном мире творится что-то неладное. Потому что, когда подобные оборотни становятся во главе церковных организаций, – непременно жди беды!
И беда эта уже на нашем пороге. Она неожиданно подступила к дверям каждого дома и тихонько постучалась в них. Осталось сделать всего дин шаг – и мы все окажемся в пропасти. Из которой на нас со смехом уже поглядывает всеядный «архимандрит» Марк.
Он свои стажировки отработал на все сто!
Сергей Комков – доктор философских наук GrPhD, доктор права JuDr, профессор, писатель