Памяти всех ветеранов и погибших во всех войнах посвящается.
9 мая, в моей стране принято отмечать праздник Великой Победы, победы в самой крупной и жестокой войне за всю историю человечества. Мне хотелось бы немного рассказать вам, – что на самом деле происходит в этот день, 9 мая, в нашей стране, в сердцах и умах наших граждан. Наша страна и наш народ понесли в этой войне самое большое количество человеческих потерь. Количество погибших людей было порядка 26 478 756 человек, это не точная цифра, но она близка к официальным данным, я привел эти данные в таком виде, чтобы вы смогли почувствовать это – за каждой из этих цифр скрывается личная трагедия, подвиг и боль. За каждой цифрой. В числовом выражении – это самое крупное массовое убийство за всю историю человечества. Это сравнимо с тем, если бы ВСЮ Эстонию, Латвию, Литву, Молдавию, Болгарию и Венгрию вместе взятые вырезали до последнего жителя, это сравнимо с тем, если бы от Польши не оставили почти ничего, это сравнимо с населением Швеции, Норвегии, Финляндии и Дании вместе взятых. Просто чтобы вы понимали, что это значит для нас. Для сравнения – во Вьетнаме погибло порядка 58 756 американцев. 9 мая для нас это в первую очередь дань памяти этим жертвам. Разного рода подстрекатели и просто мало осведомленные люди любят представлять этот день в качестве примера военной гордыни экс-советского народа, либо в качестве примера тех, якобы агрессивных настроений, которые царят среди представителей нашей власти. Мол, посмотрите какое милитаризированное государство, посмотрите, как они «бряцают оружием». Или и вовсе могут заявить, что это «яркий пример диктатуры силы и способ запугивания всего остального мира». Вызвано это, конечно, парадом военной техники, который проходит в этот день на главной площади страны. Глядя на эту демонстрацию не сложно сделать подобный поверхностный вывод и поставить определенный штамп, журналистское клише. Особенно это свойственно для тех молодых и амбициозных журналистов, которые стремятся “работать в тренде” и не допускать журналистского “инакомыслия”. Мне хотелось бы спросить у этих людей: «Что лучше – выкатывать военную технику тихо и мирно у себя дома, или отправлять ее в страны третьего мира с целью уничтожения чужого населения и инфраструктуры, как это делают «более миролюбивые» страны?».
С парадом военной техники все, на самом деле, не так, как это выглядит со стороны. Многие вещи со стороны кажутся не тем, что есть на самом деле. Этот военный парад имеет более глубокое и важное для нашей страны значение. Главная цель этой демонстрации – не допустить повторения такого сценария в нашей истории вновь. Шум военной техники, глаза ветеранов на красной площади с орденами во всю грудь, где каждый орден это личный и самоотверженный подвиг, – все это помогает почувствовать «запах этого ужаса», почувствовать эту тонкую грань между миром и войной.
Празднуя этот день, мы, прежде всего, храним память о тех ужасах военного времени, которые выпали на долю нашего народа. В этот день в глазах большей части населения вы увидите не гордость или воинственную гордыню, как многие себе это представляют, но в большей степени вы увидите сострадание, великую скорбь и печаль. Нет более скорбных дней в нашей истории, чем эти дни воинской славы. И нет более счастливого момента, чем весть о победном завершении этой смертельной и отважной битвы, которая лишила жизни многих и навсегда изменила судьбы оставшихся в живых. Отчаянной битвы, которая велась не только за наше отечество, но и за спокойствие во всем остальном мире. Вспоминая этот день из года в год, мы несем через поколения не только светлую и добрую память о героизме и победе, но и память страшную и горькую, память о гибели и страданиях, которые пришлось пережить в процессе этого страшного события.
Отмечая этот день, мы вспоминаем, какой она была эта война, сколько бед и горестей принесла десяткам миллионов! семей. Вспоминая сами, мы пытаемся рассказывать и донести эту боль до следующих поколений и до всех представителей человечества. Не помня ошибок прошлого, невозможно избежать их в будущем. Чем отчетливее мы будем помнить ужас, который несет с собой война, тем с меньшей вероятностью у нас, у людей, будет желание начинать войны снова. В этом плане этот праздник служит своего рода антидотом от агрессивных проявлений в нашем обществе. Тот, кто способен осознать чужие ошибки прошлого в состоянии не допустить таких же ошибок в настоящем и будущем.
Для того, чтобы не забывать об этом мы каждый год празднуем 9 мая, – день, который олицетворяет победу мира над войной, день неприятия войны как данности. Война пришла к нам в дом и проиграла, наш мир победил. Когда мы празднуем эту победу, мы грустим об ошибках прошлого и радуемся настоящему. Радуемся миру, который иногда становится таким привычным и обыденным, что мы воспринимаем его как данность, как обыденность, и только в этот день, вспоминая, чем пришлось пожертвовать ради него, мы в состоянии осознать всю его ценность, ценность мирного времени. Вместе с гимном победы мы несем память о звуках бомбежек и разорвавшихся снарядов, плачь матерей, тишину блокадного Ленинграда и стоны переполненных госпиталей. Через года мы несем этот пепел войны. Несем его, чтобы помнить. И помним, чтобы не допускать повторения подобного впредь. Этот парад победы ни что иное, как попытка победить войну в целом, попытка не допустить ее возникновения где бы то ни было вновь.
Возможно ли это в принципе, – победить войну? Сделать так, чтобы подобные методы международной политики стали пережитком прошлого? Сделать так, чтобы подобные проявления агрессии расценивалась будущими поколениями так же, как взрослый расценивает недалекий и глупый поступок ребенка-подростка? Способны ли мы повзрослеть и встать на следующую ступень развития? Понятно, что одних только скорбных воспоминаний, хоть они и способствуют более умеренному поведению и состраданию, для достижения такой цели явно не достаточно. Если посмотреть на историю, то может показаться, что война это неотъемлемая часть нашей жизнедеятельности. Со времен появления первого орудия вся история состоит из череды вооруженных конфликтов и сражений. Сам процесс модернизации и технического развития, который потом уже превратился в научный прогресс и дал нам все то, что мы сегодня имеем, начинался как поиски более эффективных способов ведения военных действий. Все изобретения человечества рассматривались, в первую очередь, в качестве получения технического преимущества перед противником. При детальном анализе получается, что вся наша цивилизация, вся наша социально-экономическая модель заточена под войну. Вначале была война и только потом цивилизация, которая и по сей день опирается на эту колыбель человечества.
Выходит так, что война есть логическое продолжение нашего существования. Военный парад 9 мая в России и размер военного бюджета США, который превышает бюджеты всех остальных стран вместе взятых, лишь яркое тому подтверждение. Как же тогда победить то, к чему постоянно стремится сама модель поведения? Ведь если вектор развития главных мировых экономик будет направлен в сторону наращивания военного превосходства, как это обстоит сегодня, то это неизбежно будет приводить к циклическим возникновениям военных конфликтов. В такой ситуации для того, чтобы исключить войну из контекста развития (а без этого само выживание существующей цивилизации становится под вопросом) потребуется пересмотреть саму концепцию социально-экономической модели общества, изменить архитектуру внутренних взаимосвязей. Найти более действенную и безопасную модель совместного развития, если хотите. Такую модель, «правила игры» в которой исключают применение вооружений для решения спорных вопросов. Звучит как утопия, согласен, но чем сложнее задача, тем интереснее ее решать, не так ли? Так сможем ли мы, существа, называющие себя человеком разумным, сделать этот свой первый осознанный и взрослый шаг на пути к осмыслению своего предназначения и найти более здоровый способ совместно жить и развиваться? Хватит ли у нас мужества, интеллекта и, самое главное, – гражданской воли, чтобы изменить социальную модель нашего общества, или все на что мы способны – это убивать друг друга? Возможно ли это в принципе – уйти с этого вектора движения, переориентировать глобальную экономику с военного вектора развития на какой-либо другой, скажем на медицинский (требует не меньших, а то и больших ресурсов и трудосил)? Только представьте, – каким мог бы стать мир, если бы у нас получилось переориентировать все эти мощности и ресурсы, которые сегодня задействованы в военной сфере на более актуальные задачи? Какого уровня жизни и долголетия мы смогли бы достичь подобным шагом? В конце концов, – разве это не стоит того, чтобы стремится к этому? Игра стоит свеч.
Дело, пожалуй, самое монументальное в современной истории человечества, изменить основной стержень глобальной экономики – это действительно монументально, по другому не назовешь. Для меня монументально значит захватывающе и интересно. Решение этой задачи, пожалуй, самый серьезный вызов за всю историю человечества. Победить войну, либо исчезнуть в ней, третьего варианта не существует – умеренного насилия не бывает по определению.
Вероятно, эта затея кому-то покажется неосуществимой, слишком сложной или даже глупой. Без сомнений такие люди найдутся. Вероятно, это будут те, для кого война – смысл всей жизни и единственная устойчивая реальность в этом неустойчивом мире. И здесь нет ничего удивительного, эти люди всю свою жизнь готовились к войне, изучали военное дело, строили заводы по изготовлению оружия, разрабатывали новые способы массовых убийств. Вся их жизнь построена вокруг войны, они не могут себе представить мира без войны и, конечно, они будут против любых изменений, настаивая на собственной необходимости. Всегда есть те, кто против и это нормально. Но ради ли этих людей мы живем и строим свое будущее? Ради них ли мы рожаем и растим следующее поколение? Ради того ли, чтобы их бросали в топку очередной войны за чужие интересы? Сегодня получается, что так – мы обслуживаем, кормим, одеваем, строим дома и растим будущих солдат для огромной армии военных, а они находят причины, оправдывающие их существования, находят или создают причины, чтобы нас убивать. Здесь я имею в виду не тех, кто СЛУЖИТ в армии по понятным и высоким патриотическим причинам, но о тех, кто войной живет, строит карьеру и без нее уже не представляет себя в этом мире, так как она становится источником доходов и способом самоутверждения в обществе. В такой системе координат война будет естественным и логическим явлением. И мы целенаправленно к ней движемся каждый свой день, каждым своим действием мы приближаем новый очередной конфликт и массовые убийства. А те люди, которые вкладывают в войну весь смысл своей жизни, сделают все для того, чтобы мы не сбились с этого курса. И даже если вдруг потребуется убить кого-то ради этого, не сомневайтесь, они это сделают. В конце концов, – это их работа, не больше ни меньше. Не об этом ли предупреждал нас в свое время Эйзенхауэр? Пока мы не поймем, что война – это пережиток прошлого и не начнем строить мир на других принципах взаимодействия, избавиться от логического результата нашей деятельности не представляется возможным.
Возможно, кто-то считает, что в войне нет ничего страшного и это часть нашей сущности. Для меня, человека, который каждый год, 9 мая, приходит на Красную площадь, чтобы увидеть слезы на глазах ветеранов и вместе с ними всПОМНИТь то, какой она может быть, эта война, для меня совершенно очевидно, – войне в этом мире не место. И если мы хотим называть себе человеком разумным, тогда мы должны победить. Победить войну. А сделать это возможно только совместными усилиями и, главное, желанием всего мирового сообщества. Мы одинаковы в своем желании жить мирно, радоваться жизни и строить счастливое будущее. Наш флаг сегодня не красный и не в полосочку, наш флаг сегодня белый и мы против войны в любом ее проявлении и готовы к работе над этим. Вопрос в том, – готовы ли к этому вы, или боитесь, что ястребы могут выклевать вам глаза?