На фоне состоявшихся президентских выборов в Бразилии мало кто обратил внимание не только на то, что Военно-воздушные силы самой большой страны Латинской Америки переживают новый этап в своём развитии, но и на тот факт, насколько большое значение имеет нахождение у власти патриотических сил.
Разрыв с прошлым
После прихода к власти левого президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы в октябре 2002 года стало ясно, что США не оставят Бразилию в покое; сближение нового правительства Партии трудящихся с Венесуэлой не осталось незамеченным в Вашингтоне. Появившийся некоторый профицит в бюджете, а главное — старение авиапарка поставил вопрос о поиске новых партнёров в сфере военно-технического сотрудничества.
Обнаружение новых нефтяных месторождений компанией «Petrobras» в Западной Атлантике поставило Бразилию в трудное положение: Четвёртый флот США не свернул своего присутствия в Западном полушарии; «доктрина Монро», по существу, продолжает действовать. Однако успешное развитие военно-технического сотрудничества соседней Венесуэлы с Россией и Китаем наглядно показало, что прорыв североамериканской блокады возможен без оглядки на давление Вашингтона. На первом этапе работы администрации Лулы да Силвы и Дилмы Руссефф пытались было наладить контакты с западноевропейскими авиафирмами, но особых успехов тогда достигнуто не было.
В сложившихся условиях и напряжённой военно-политической обстановке правительству Партии трудящихся необходимо провести следующие преобразования:
- Начать широкомасштабную чистку командного состава, прошедшего подготовку по вашингтонской программе «Школы Америк»; вместе с тем в армейскую авиацию необходимо призывать новых военных, которые придерживающихся лево-патриотических взглядов;
- Сосредоточить основные усилия на военно-техническом сотрудничестве с Россией, Китаем и Венесуэлой. Правительству Дилмы Руссефф необходимо осознать, что Европейский союз под давлением США долговременных контрактов не подпишет, а это приведёт к упадку и развалу бразильских ВВС;
- Модернизировать старые и создать новые авиабазы по всей протяжённости Атлантического побережья для отражения атак авианосных соединений стран НАТО; кроме того, необходимо усилить авиационную группировку на колумбийской границе для уничтожения отрядов ультраправых боевиков «парамилитарес».
Военно-воздушные силы Бразилии насчитывают, по приблизительным данным, 55 многоцелевых истребителей Нортроп F-5Е «Тайгер» II американского производства, восемь истребителей «Мираж» 2000 французского производства, 53 истребителя-бомбардировщика АМХ A-1 «Centauro» совместной бразильско-итальянской разработки. При этом основу авиапарка составляют многоцелевые самолёты собственного производства фирмы Embraer EMB-312 «Tукано» (124 машины) и EMB-314 «Супер Tукано» (56 единиц), семь самолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) ЕМВ-145, 21 транспортный самолёт С-130Н «Геркулес» американского производства, девять транспортных CASA C-295 испанского производства, восемь береговых патрульных самолётов Р-3А «Орион». Также в строю числятся по два VIP-борта Боинг-737-200 и «Эрбас» А-319. Вертолётные части насчитывают шесть десантных машин UH-60 «Блэк Хок», 43 многоцелевых UH-1 «Ирокез», 30 Helicopteros do Brasil SA AS 355, 12 ударных вертолётов Ми-35М российского производства.
В связи с ухудшением отношений между Бразилией и США, а также произошедшим скандалом из-за тотального шпионажа американских спецслужб правительство Дилмы Руссефф отказалось от заключения сделки на приобретение 36 истребителей F/А-18Е/F «Супер Хорнет». Реакция бразильских высокопоставленных лиц была незамедлительной: «Мы не можем идти на столь масштабные контракты со страной, которой не доверяем».
Зато российские производители оружия не желали упускать выгодный контракт на закупку истребителей для ВВС Бразилии, которые ранее отказались от американских истребителей. Взамен Россия предлагала купить Су-35С и совместно разрабатывать образцы авиатехники пятого поколения типа Т-50.
Ещё 14–17 октября 2013 года Бразилию посетила делегация во главе с министром обороны РФ Сергеем Шойгу, в которой также участвовали директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин и глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин.
Но в ходе тендера ВВС Бразилии выбрали шведский истребитель JAS-39 «Грипен»-NG. При этом бразильские пилоты, опробовавшие Су-35С в воздухе, заявляли, что по всем объективным показателям победителем тендера должна была стать машина «Сухого». Именно она, по заключению бразильских экспертов,наилучшим образом соответствует критериям «стоимость-качество».
Ещё в 2012 году СМИ сообщали о том, что после подведения военно-технической комиссией Военно-воздушных сил Бразилии предварительных итогов тендера в финал выходили только россияне и французы. Но на деле «расклад сил» говорил в пользу победы не только французов, но и шведов. По словам высокопоставленных чиновников, они хотели, чтобы Су-35С стал победителем тендера, но в парламенте существует сильное проевропейское лобби в поддержку французских и шведских истребителей.
Однако стоимость предложенной аренды JAS-39C/D оказалась для бразильского бюджета слишком высокой. Более того, она соизмерима с предлагаемой компанией «Дассо» программой по восстановлению лётной годности парка «Мираж-2000» ВВС Бразилии. В итоге, в августе нынешнего года бразильцы отказались от долгосрочной аренды шведских истребителей, таким образом, высвобожденные финансы они решили использовать для завершения модернизации 11 F-5E/F на предприятии EDS (Embraer Defesa & Segurança). Кроме того, на том же предприятии будет возобновлена модернизация истребителей-бомбардировщиков AMX A-1, которая была приостановлена после поставки первых двух машин.
Утешительным фактом для российской военной делегации стало то обстоятельство, что бразильские военные пожелали дальнейшего перевооружения вертолётных частей с поставками Ми-35М.
Ещё 27 июля 2012 года командующий Военно-воздушными силами Бразилии бригадный генерал Жунити Сайто провёл церемонию открытия на базе в Порту-Велью (штат Рондония) новой инфраструктуры для размещения ударных вертолётов Ми-35М (АН-2 «Сейбр»). На базе было построено шесть ангаров и помещение для тренажёра. Этими винтокрылыми машинами оснащена 2-я эскадрилья 8-й авиационной группы Военно-воздушных сил. С этой базы вертолёты вылетают на патрулирование акватории Западной Амазонии.
Ми-35М является наиболее мощным боевым вертолётом бразильских ВВС, ударная машина оснащена двуствольной пушкой калибра 23 мм в носовой части; также представлена широкая номенклатура управляемых и неуправляемых ракет различного класса. Ми-35М принимали участие в операции по обеспечению безопасности саммита Rio+20, который состоялся в июне 2013 года.
Старая проблема: борьба с наркомафией
Как и в других латиноамериканских странах, в Бразилии развила активную деятельность наркомафия и Амазония для неё – истинный рай. В первую oчередь регион оказался весьма подходящим для организации перевозок наркотиков, сырья и полуфабрикатов (либо, как принято сейчас называть подобного рода активность — наркотрафик), так как находится на границе Перу, Колумбии и Венесуэлы. Здесь расположено большое число нелегальных взлётных полос, пролегают воздушные и водные маршруты как внутрибразильские, так и «экспортные», транзитные. В то же время не прекращается и незаконная хозяйственная деятельность. О её масштабах говорит такой пример: ежедневно над Амазонией выполнялось 2300-2500 незарегистрированных полётов, из них основная масса — в интересах контрабандных перевозок с замаскированных площадок.
Несмотря на усилия полиции и армии, незаконные действия в Амазонии увеличивались, природные ресурсы региона бесконтрольно тратятся, контрабанда и наркотрафик выросли до таких катастрофических размеров, что стали напрямую представлять угрозу национальной безопасности страны. Поэтому руководством Бразилии для защиты государственных интересов начали привлекаться и вооружённые силы, в том числе и авиация. Ещё в 1990 году для координации усилий военных и гражданских организаций, отвечающих за состояние дел, было сформировано специальное агентство SIPAM — Система защиты Амазонии. Позже для информационного обеспечения данной структуры была создан ещё один специальный отдел — Система наблюдения за Амазонией (SIVAM). Главным её оружием является сеть стационарных и мобильных РЛС, дистанционных систем контроля, установленных на самолётах. Собранные при их помощи данные направляются в три региональных информационных центра, откуда передаются в главный координационный центр.
Авиационные средства контроля поначалу предложили американцы, но с условием, что на их самолётах будут летать американские экипажи. Бразильцы соглашались брать эти машины в аренду, но при этом не желали видеть присутствие «гринго» и хотели эксплуатировать эту технику своими экипажами. На таких условиях Вашингтон работать не желал и предлагал бразильцам просто купить у них самолеты ДРЛО. Но официальная Бразилиа в силу экономических и политических причин отказалась от закупки американской техники и заказала соответствующую материальную часть национальной компании «Embraer». Для борьбы с нарушителями на первых порах применялись сверхзвуковые перехватчики «Мираж» 5 и F-5Е. Эти самолёты, благодаря высокой скорости достаточно быстро выходили в район, где обнаруживался нарушитель, однако затем высокая скорость становилась недостатком: малоразмерные и маневренные легкомоторники, к тому же летевшие на малой высоте, практически всегда уходили от истребителей.
Поэтому для пресечения незаконных полётов бразильцы начали привлекать лёгкие реактивные штурмовики ЕМВ-326 «Шаванте», которые несколько лучше годились для этой работы. Затем командование ВВС обратило внимание на опыт соседей (колумбийцев и перуанцев), которые для борьбы с наркомафией использовали учебно-боевые самолёты бразильского же производства АТ-27.
В 2011-2014 годах правительство Бразилии провело ряд крупномасштабных военных операций против наркоторговцев с участием авиаэскадрилий на границе с Боливией, Парагваем, Аргентиной и других государств. Армейские подразделения получали поддержку авиасоединений, оснащённых истребителями F-5Е и штурмовиками «Супер Тукано», с привлечением самолётов-радаров и беспилотных летательных аппаратов.
Армия и авиация патрулировали границу протяжённостью около четырёх тысяч километров в штатах Рио-Гранде-ду-Сул, Санта-Катарина, Парана и Мату-Гросу-ду-Сул, где регистрируется много правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и контрабандой оружия.
Подробности выполнения и результатов операций остались неизвестны, однако власти страны заявляли о «выполнении задач, поставленных Министерством внутренних дел».
Итак, новая Бразилия находится в поиске своего места в мире; модернизация собственной боевой авиации – одна из составляющих этого процесса. В свою очередь, России нужно проводить гораздо более активную внешнюю политику, чтобы не только занять оружейный рынок сбыта, до недавнего времени принадлежащий США, но и ознакомиться с западными (хотя и не самыми передовыми) технологиями. А Бразилия сможет более успешно противостоять (разумеется, с помощью стран «Боливарианского Альянса») ненавистным «янки».