Во второй день Международный фестиваля Русской духовной музыки выступил литовский хор “Бревис” и белорусский хор “Салютарис”

Во второй день Международный фестиваля Русской духовной музыки выступил литовский хор “Бревис” и белорусский хор “Салютарис”


В столице Литвы – Вильнюсе, на ежегодном Международном фестивале Русской духовной музыки, во второй день фестиваля, 6 мая, в Костеле Св. Иоаннов (ул. Швянто Йоно, 12) выступили два хоровых коллектива: вильнюсский Камерный хор “Бревис”, художественный руководитель Гинтаутас Венисловас, и гости из Республики Беларусь Камерный хор “Салютарис”, художественный руководитель Ольга Янум (г. Минск).


Камерный хор “Бревис” вместе с дирижером Татьяной Ринкявичене, подготовил программу из произведений русской духовной музыки и в этом году удостоился высокой чести представлять Литву на X Московском Пасхальном фестивале маэстро Валерия Гергиева. На фестивале в Литве хор “Бревис” выступил со своей “московской” программой, в которой прозвучала русская духовная музыка: Сергей Рахманинов “Приидите, поклонимся”; Михаил Ипполитов-Иванов “Благослови, душе моя, Господа”; Павел Чесноков “Трисвятое”, “Херувимская песнь” из “Литургии св. Иоанна Златоуста”.


С дирижёром и художественным руководителем Гинтаутасом Венисловасом Камерный хор “Бревис” исполнил “латинские произведения” (часть программы), которая включала: Вацловас Аугустинас “Iam te solum amo” (1 и 2 молитва); Эрикс Эшенвалдс “O salutaris hostia”; Гиедриус Свилаинис “Laudate Dominum”.


Хор “Бревис” поразил своим высочайшим профессионализмом и мастерством. Чем наиболее впечатлило выступление, помимо Русских духовных песен, так это фантастически-красивым исполнением “O salutaris hostia”.


Вообще, на вильнюсском Международном фестивале русской духовной музыки участвуют исключительно высокопрофессиональные коллективы, безупречно исполняющие произведения. В таких условиях нет места для каких-то удивлений, просто наслаждаешься талантом и профессионализмом, но следующие участники – Камерный хор из Белоруссии “Салютарис”, помимо таланта и профессионализма, не просто удивили, а на протяжении всего выступления – не переставали удивлять. Первое удивление началось ещё до выступления, все участники были одеты не в какие-то привычные для камерного хора костюмы да фраки, а в костюмах выполненных в духе средневековой народной одежды Белой Руси. Каждая песня удивляла и поражала, не только красотой и профессионализмом, но и живостью, любовью и задором, чего очень давно не встречал у профессиональных коллективов. Но помимо великолепного исполнения духовных песен, не менее удивительным было то, что народные песни были пропитаны любовью к Родине, своей родной культуре и старине, чего невозможно подделать, а если и попытаться сделать не пропустив через сердце и без настоящей любви, то выльется не более, чем в банальный пафос. Не постесняюсь сказать, что я, даже, прослезился от их выступления, что было считанные разы за мою жизнь. Удивления продолжались на протяжении всей программы, каждое произведение было уникальным и не побоюсь сказать, что не имеющим аналогов в мире, когда в народных песнях может присутствовать и, даже, джаз, и рок музыка. Удивление продолжилось и после их выступления, во время интервью с их руководителем Ольгой Янум, когда узнал, что это не профессиональный коллектив, а любительский… впрочем, я забегаю в прерёд…


Камерный хор из Белоруссии “Салютарис” с художественным руководителем Ольгой Янум исполнили: Наталья Богдатова “Ныне отпущаеши”; Алексей Ляхнович “Благослови, душе моя, Господа”, соло: Марина Волченкова и Андрей Саврицкий; Алексей Ляхнович “Святый Боже”; священник Андрей Бондаренко “Благаго Царя благая Мати”; Борис Ледковский “Плотию уснув”; соч. Андрея Саврицкого “Госцiк”, соло: Мария Липенцева, Екатерина Зуева. Также были исполнены в аранжировке Андрея Саврицкого: “Туман Ярам”; “Там каля млына”; “Што за месяц, што за ясны”, соло Всеволод Швайба; “Спi, сыночак мiленькi”, соло Марина Волченкова; “Цi не быстрая рэчка”; “Саука ды Грышка ладзiлi дуду”, соло Всеволод Швайба.


После выступления, художественный руководитель и дирижёром камерного хора “Салютарис” Ольга Янум и аранжировщик Андрей Саврицкий ответили для ИА “Русские Новости” на вопросы Ярослава и Ольги Мошковых:


Расскажите, пожалуйста, о вашем хоре.


Ольга Янум: Хор “Салютарис” – это очень молодой хор, он существует только три года, но за эти три года он осуществил много всевозможных проектов на территории Беларуси, принял участие во многих международных фестивалях. Многие в мире знают имя нашего хора, хотя это любительский, а не профессиональный коллектив, но поют в этом хоре с огромным энтузиазмом, принимают участие в репетициях, концертах. Слава Богу, что в этом году приехали к вам, но, к сожалению, это не весь хор, потому что хор любительский и у кого-то могут быть свои дела. В основе репертуара белорусская музыка, то есть наша главная задача – поиск талантливых белорусских композиторов, которые пишут православную духовную музыку. Сегодняшнее выступление – это были по-настоящему наши уникальные белорусские произведения. Авторы произведений – молодые композиторы, но один из авторов – корифей, которого мы очень любим и уважаем, это священнослужитель Андрей Бондаренко. Он пишет исключительные духовные сочинения. Остальные – это молодые ребята, которые стараются писать духовные тексты. Они ищут новые интонации, нетрадиционный взгляд на православную музыку и сегодня вы могли услышать совершенно уникальный альбом. Перед вами Андрей Романович. Благодаря этому очень скромному молодому человеку, которого не заставить сказать слово о себе, вы имели возможность услышать сегодня белорусские песни. К большому сожалению для молодежного коллектива нет достойных обработок, которые могли бы молодежь заинтересовать. Андрей Романович Саврицкий с удовольствием откликнулся на мое предложение создать альбом белорусских песен с современной, молодежной, необычной интерпретацией аранжировки.


Андрей Романович, расскажите об аранжировках и о вашей деятельности.


Андрей Саврицкий: Я хотел более ярко и интересно сделать для зрителя белорусские песни. Явно, сегодняшняя молодежь слушает не свои песни, звучавшие испокон веков, а слушает веяния западной музыки, “попсовой”, скажем так. Почему бы не подтолкнуть молодежь к слушанию хорошей музыки с помощью интересной аранжировки, джазовых, роковых элементов, гармонии. У нас есть роковая аранжировка песни, где голос используется как имитация электрогитары и, на мой взгляд, это очень ярко и интересно.


Что такое аранжировка? Как можно  это объяснить человеку, не имеющему музыкального образования?


Андрей Саврицкий: Например, ребенку купили раскраску. Это контур, который ребенок раскрашивает как ему нравится. Я меняю аккорды, ритм, работаю над гармонией, звуками. Мелодия приобретает другое звучание.


Сколько времени занимает аранжировка одного произведения?


Андрей Саврицкий: Это зависит от настроения. Бывает, занимает полчаса, бывает, несколько часов или неделю.


Сколько времени нужно чтобы подготовить хор для пения?


Эту программу мы готовили полгода. На самом деле этого мало, она еще дорабатывается и дорабатывается. Пределу совершенства нет. Многие моменты еще нуждаются в доработке.


Ярослав Мошков: Знаете, скажу чисто от себя, вот, очень приятно когда приезжают беларусские коллективы. Видишь чистые лица, икреннюю улыбку, добрый взгляд, душевность, что утратили другие народы, если брать эти народы в целом, а я бывал вомногих местах, а приехав в Беларусь возникает ощущение, что вернулся в лучшие годы Советского Союза…


Ольга Янум: Слава Богу, хотя, знаете, тенденция особенно в больших городах происхогдит какая-то закрытость, люди становятся не такими доверчивыми и искренними, то есть этот процесс наверное не избежен…


Ярослав Мошков: я думаю, что вас просто неисковеркал рынок и рыночные отношения, когда мерилом всего выступают деньги. 


Ольга Янум: Наверное, да… вообще, существование этого коллектива – совершенно уникальный случай. Хор существует на любительских началах, он не получает денег или заработной платы. Я, как дирижер, ничего не получаю, это все на энтузиазме, на любви к музыке и пению.


Скажите, каким образом набирался хор?


Ольга Янум: Это часть моих друзей, потом кто-то приходит, просит “Возьмите меня, я тоже хочу”.


Вы учитываете наличие музыкального образования?


Ольга Янум: Вы знаете, солист, которого вы слышали, Всеволод Швайба, не окончил даже музыкальной школы. Он дизайнер, художник. Вся художественная работа в коллективе, дизайн наших костюмов, афиши, дисков – это его работа. Всеволод закончил академию искусств, а в свободное время с удовольствием участвует у нас в хоре, поет солистом. Большая часть хора – это не музыканты, конечно, есть в женской части коллектива люди с музыкальным образованием.


Что означает название хора?


Андрей Саврицкий: “Салютарис” в переводе с латыни означает “полезный”, “целебный”, “спасительный”. Как шутит один из наших хористов, Борис – это то, что доктор прописал.  (смеется)


 



Камерный хор “Бревис” вместе с дирижером Татьяной Ринкявичене


 



Камерный хор “Бревис” вместе с дирижером Татьяной Ринкявичене


 



Дирижер и художественны руководитель фестиваля Русской духовной музыки Татьяна Ринкявичене


 



Камерный хор “Бревис” с дирижёром и художественным руководителем Гинтаутасом Венисловасом


 



Камерный хор “Бревис” с дирижёром и художественным руководителем Гинтаутасом Венисловасом


 


 



Камерный хор “Салютарис” с художественным руководителем и дирижёром Ольгой Янум


 



Камерный хор “Салютарис” с художественным руководителем и дирижёром Ольгой Янум


 



Камерный хор “Салютарис” с художественным руководителем и дирижёром Ольгой Янум


 



Камерный хор “Салютарис” с художественным руководителем и дирижёром Ольгой Янум


 



Камерный хор “Салютарис” исполняет “Спi, сыночак мiленькi”, соло Марина Волченкова


 



Камерный хор “Салютарис” с художественным руководителем и дирижёром Ольгой Янум


 



Камерный хор “Салютарис” с художественным руководителем и дирижёром Ольгой Янум


 



Художественный руководитель и дирижёр Камерного хора “Салютарис” Ольга Янум


 



Андрей Романович Саврицкий, аранжировщик и участник Камерного хора “Салютарис” 


Автор фотографий: Ярослав Мошков, ИА “Русские Новости”.


 


ВСЕ ФОТОГРАФИИ ФЕСТИВАЛЯ


 

Ещё похожие новости