Литовский историк Валерий Иванов прокомментировал провал референдума местных националистов: «Ни пяди родной земли иностранцам!»
Ну, и где, геноссен националисты «стран Балтии», ваш пресловутый патриотизм? Где ваша национальная гордость? Наконец, где ваша свобода, за которую вы выстроились в очередь 23 августа 1989 года? Минуло ровно четверть века и ничего не осталось от тех громких напыщенных слов о «процветающих свободных и независимых национальных странах Балтии». Немало граждан Литовской ССР (насчитывавшей тогда 3 млн.700 тыс. человек), Латвийской ССР (2,5 млн.) и Эстонской ССР (1,5 млн.), стояло в тот день вдоль дороги от Вильнюса до Таллина, через Ригу, держась за руки…
И что?
На треть уменьшилась нынче численность населения в одноимённых, не социалистических, некогда процветающих советских республиках. Его количество вернулось к уровню до начала Второй мировой войны. Не от хорошей жизни, естественно, ибо где хорошо – оттуда люди не бегут во все стороны из страны. Причины массового исхода из этих «суверенных республик» на Запад и Восток известны всем: полное разрушение всего промышленного производства и доведение местного сельского хозяйства до вегетативного уровня, ибо в Западной Европе никому не нужна была здешняя электронная промышленность, корабле-, машино- и станкостроение, лёгкая промышленность и уж тем более сельхозпродукты.
Массовая эмиграция на Запад, и прежде всего молодых людей, ознаменовала последние 10 лет жизни этих республик. Никакие воззвания местных политиков к патриотизму и возвращению назад, на родину, чтобы здесь на месте строить её «светлое будущее», не возымели никакого результата. Лишившись за годы вступления в ЕС в общей сложности более 2 млн. человек, эти республики сведены до роли буферных стран НАТО перед Россией, со всеми вытекающими отсюда военно-политическими и военно-тактическими последствиями: ничтожной производственной структурой и высоким уровнем русофобских настроений в среде властвующих партий.
Естественно, специалисты из Вашингтонского агитпропа, имеющие абсолютное влияние на масс-медиа в «странах Балтии», неустанно следят за тем, чтобы уровень «национальной гордости» прибалтов зашкаливал на шкале, измеряемой в градусах русофобии, где «ноль» означает безразличие к русским как к людям (в том числе и как к европейцам), а 100 градусов (температура кипения) – абсолютное неприятие русского человека, как равнозначного гомо сапиенса. Этот сотый градус означает отождествление русского человека с алчной всепожирающей гидрой, которая не имеет право жить на земле среди других людей и поэтому немедленно должна быть уничтожена. Небезызвестный вашингтонский специалист от политики, русофоб высшего градуса Бжезинский 16 июня т.г. как раз объявил об этом своём докладе на конференции в Центре Уилсона, которая проходила под заголовком «Взаимная безопасность под вопросом? Россия, Запад и архитектура европейской безопасности» (полностью доклад Бжезинского читайте здесь. – «NewsBalt»). Правда, сейчас он имел в виду события на Украине, где такой же русофоб высшего градуса, объявленный США президентом этой страны – Порошенко вовсю стремится исполнить заказ своих заокеанских хозяев.
Однако то, что украинские нацисты озвучивают и стремятся прямо непосредственно исполнить, прибалтийские русофобы делают исподтишка, по-иезуитски стремясь свои русоненавистнические патологии закамуфлировать какими-то статьями законов. Получается, конечно, не совсем юридически грамотно, особенно когда видишь, что никакие международные законы, относящиеся к защите прав человека, не разрешают вводить ограничения на распространение информации и т.п., но что не сделаешь, когда натовские офицеры сидят в местных комиссиях, рассматривающих право граждан получать информацию из официальных государственных телевизионных каналов России, и приказывают их закрывать. Именно так всё происходило в Литовской Республике, где был введён запрет на трансляцию информационных телепередач государственных телеканалов России. Очень боятся литовские политики, что сознание граждан Литовской Республики будет извращено правдой от восточного соседа, идущей по тамошним каналам масс-медиа.
Причину такой боязни относительно умонастроений в головах литовцев вскрыл и только что прошедший в Литве референдум, в результате которого граждане должны были поддержать или высказаться против, по поводу двух поправок к тексту действующей в стране Конституции:
1. Согласны ли они с тем, чтобы пахотную землю было запрещено продавать иностранцам и юридическим лицам.
2. Согласны ли они чтобы для организации референдума в Литве достаточно было не 300 000 подписей, а – 100 000.
Этот референдум, стоивший госбюджету немалых денег – 13,5 млн. литов (5,4 млн. долл. США), полностью провалился, поскольку проголосовать должна была хотя бы половина всех избирателей Литвы. Как сказал в минувший понедельник на пресс-конференции в Сейме председатель республиканской избирательной комиссии Зенонас Вайгаускас:
– В избирательные списки был внесён 2 млн. 538 тыс. 431 избиратель, в референдуме из них участвовало 379 915 избирателей, так что явка была 14,97 %, это рекордно низкая явка по сравнению с прежними референдумами.
Наиболее активно в референдуме участвовали жители Игналинского района – свою волю здесь изъявили 23,78% избирателей. Самая низкая явка была в Висагинасе – 8,29%. В крупных городах активность была ниже средней – в Вильнюсе 11,44%, в Каунасе – 13,77%, в Клайпеде – 12,32% избирателей.
Из тех, кто пришли на участки голосования, за поправки к Конституции голосовали 268 920 граждан Литвы (70,78%). Это меньше, чем количество подписантов, инициировавших данный референдум (не менее 300 тыс.). Остальные 110 995 (29,22% – почти одна треть) голосовавших в минувшее воскресенье на референдуме – высказались против внесения поправок или как-то иным образом воздержались от одобрения таких поправок.
Другими словами, эти люди явно выразили своё желание, чтобы литовские земельные угодья продавались иностранцам (и не только из Западной Европы, но и с востока), поскольку бизнес есть бизнес и деньги превыше всего. К сожалению, избирательная комиссия не огласила количество голосовавших по каждому из двух вопросов, поэтому неизвестно, какой именно вопрос получил большую поддержку голосовавших, а какой – меньшую. Думаю, что именно желание снизить количество подписей инициаторов референдума с 300 тыс. до 100 тыс. получил большую поддержку. А относительно распродажи территории Литовской Республики – протестующих голосов, видимо, было меньше, что и пытаются скрыть от граждан республики.
Впрочем, скрывай-не скрывай, а ведь этот референдум показал, что умонастроения граждан нынешней Литвы отнюдь не такое патриотическое, как это было 25 лет назад: 2 млн. 269 тыс. 511-му (85,03 %) избирателю вообще был не интересен этот референдум, ибо они его проигнорировали. Политическая апатия и отчуждение основной массы граждан от решения насущных проблем страны, привели к тому, что практически все кампании с участием избирателей – граждан Литовской Республики в минувшее десятилетие проходят квёло и без энтузиазма, начиная с той самой первой – в 2003 году.
Тогда граждане республики фактически бойкотировали референдум за вступление своей страны в Европейский союз. Два дня длившийся референдум, несмотря на приманку участникам – бутылка пива или килограмм стирального порошка тому, кто отметился на участке голосования, так и не обеспечили массового участия избирателей, что поставило под вопрос легитимность тех выборов. Но ничего, нарисовали больше половины явившихся – и всё политическое действие по вступлению в ЕС, а затем и в НАТО свершилось.
Теперь, несмотря на усиленные призывы литовских националистов: «Не продавать ни пяди родной земли иностранцам!» – народ фактически безмолвствовал. Это безмолвие (пусть не покажется это странным, зная хамскую русофобскую риторику представителей высших властей республики) всячески поддерживали местные компрадорские политики, в том числе и ландсбергисты-консерваторы, объяснявшие всем и вся, что отказ от продажи «литовской земли иностранцам» нарушает обязанности Литовской Республики перед ЕС. Им вторили местные литовские СМИ – организованно (и какой это «идеологический отдел» всем этим распоряжается?) всячески замалчивавшие этот референдум. «Референдум с самого начала не поддерживался представителями яркой политической элиты, которые могут оказать весомое влияние на общественное мнение», – подчеркнул литовский политолог Мажвидас Ястрамскис.
Этот водораздел между литовскими властями и нынешними литовскими националистами симптоматичен. Литовские власти не озабочены обеспечением интересов литовских граждан. Эту политическую прерогативу хотят перехватить националистические литовские организации. Простым же литовцам, которые издревле славились своим земледельческим искусством, остаётся в силу своего национального характера и впредь петь свои грустные песни по официальным праздникам, которые почему-то очень часто здесь проходят под флагами с чёрной ленточкой на них.