О целостности республики, как Луганской, так и Донецкой, говорят многие – начиная от первых лиц ЛДНР, заканчивая простыми гражданами. Между тем, в формате Минского процесса, тема оккупированных украинскими силовиками территорий в контекстевозвращения этих земель под суверенитет Луганска и Донецка, условно говоря –находится в «исключительной компетенции» руководителей народных республик.
Думаю эта «исключительная компетенция» оправдана – оправдана текущим политическим моментом, который требует и дипломатичности, и политической корректности. Не стоит забывать и о том, что в некотором смыслеоткрытое обсуждение вопроса о полном освобождении Донбасса и Луганщины может приобретать и провокационный характер.
Так, ряду «не по разуму ревностным» патриотам, всегда и везде мерещится пресловутый «слив» республик. Отдельные же граждане,и вовсе, в порыве гнева разверзаются призывами к немедленному выступлению народных армий против оккупационных киевских войск. Есть даже и те, кто недвусмысленно намекает на выход солдат и офицероввооруженных сил ЛДНР из-под начала старших командиров – обвиняя последних чуть ли не в личной проукраинской ангажированности. К чему ведут такие призывы? Что могут они дать? Ответ очевиден: внутреннюю смуту и дестабилизацию – как внутри Вооруженных сил ЛДНР, так и в республиках в целом. Кто остается в выигрыше? Очевидно –правительство Нэзалэжной.
С другой стороны – действует официальный Киев. В одном из последних интервью, 3 февраля сего года, ясновельноможный пан Порошенко, заявил немецкому журналу «Bild»: «Угроза открытой войны (с Россией – прим.) сейчас выше, чем в прошлом году. Россия не выполнила ни одного пункта Минских договоренностей. Напротив: мы видим 8000 российских военных и российских командиров на Донбассе. Непосредственно на границе располагаются новые воинские части РФ, постоянно проходят учения».
Конечно, подобного рода вызывающие пассажи первого лица Украины, продиктованы из-за океана, и свидетельствуют о подготовке почвы для возможной денонсации Украиной (в одностороннем порядке, по «благословлению» США) Минских соглашений. Следовательно: карательная война против народных республик будет продолжена – но для этого Киеву необходимо обосновать и оправдать свои действия перед Европейскими партнерами (прежде всего Францией и Германией). И Киев неустанно трудится над созданием таких «обоснований» и «оправданий» новой полномасштабной бойни.
Обратите внимание и на то, что в последней месяц Администрация украинского президента, совместно с Пресс-центром карательной «АТО», усилили пропагандистскую работу по обвинению Вооруженных сил ЛДНР в «провокациях», на т.н. линии разграничения, а параллельно этомув разы возросло число обстрелов территорий народных республик со стороны ВСУ. Более того, в минувшую неделю украинская сторона заговорила и о «фактах использования» тяжелого вооружения. Упоминались даже РСЗО.
Форсируют события и украинские специальные службы. Увеличивается число карательных акций СБУ против гражданского населения оккупированных территорий ЛДНР: публичные облавы, «зачистки» и т.п. Представители спецслужб Нэзалэжной через всевозможные СМИ начали заявлять и об «угрозе» терактов в «тылу Украины», а украинский Генштаб, в унисон коллегам-эсбэушникам, вновь остервенело «располагает» разведывательными данными о коварных планах «терорыстычныхугруповань». Не осталось в стороне и турчиновский СНБО, который 9 февраля устами своего шефа-пастыря, «предупредил» о страну победившего Майдана о «подготовке» «московского агрессора» к (цит.):«Агрессивным боевым действиям…».
Теперь давайте представим себе, что будет, если главы Донецкой и Луганской республик, говоря об освобождении оккупированных Украиной территорий, вдруг примут радикальную риторику?..
Официальный Киев с превеликим «воодушевлением» воспримет подобные заявления. Думаю, реакция будет достаточно быстрой… В «подтверждение» «разведданных», медийные кликуши «АТО», совместно с Генштабом ВСУ, а затем и Администрация Порошенко, приведут высказанные «главарями» «террористов», «захватнические» намерения, и недвусмысленно заявит о срыве Минских договоренностей «террористами-сепаратистами», анонсируя таким образом новый «хрестовыйпохид» ВСУ и карбатов«з метою звильненняукраинських земель вид московського оккупанту».
И вновь вопрос: кто в выигрыше (учитывая, те колоссальные информационные возможности, в т.ч. и русофобские СМИ Европы и США, которыми может пользоваться Украина)? С политической точки зрения – только Киев.
Пора бы окончательно понять – в теперешнем формате противостояния Киев-ЛДНР, действует императивный принцип: «Первыми – не начинаем».
На мой взгляд, вышеуказанными факторами и обусловлена специфика публичной (!) постановки вопроса об освобождении оккупированных Киевом территорий Донбасса и Луганщины.
Между тем, и Плотницкий, и Захарченко в своих выступлениях неоднократно заявляли о стремлении – политическом стремлении (!) – освободить территории ЛДНР из-под украинской оккупации и, там самым, восстановить их территориальную целостность в границах бывших Донецкой и Луганской областей Украины.
Очевидно и то, что судьба граждан ЛДНР находящихся в зоне оккупации не может не волновать правительства обоих республик. Министерство обороны ДНР и Народная милиция ЛНР в ежедневных сводках по возможности освещают события, происходящие на территориях контролируемых ВСУ и иными карательными структурами Незалежной.
Здесь же следует упомянуть и наших соотечественников находящихся под оккупацией. Да и многих бойцов ЛДНР, или простых переселенцев, которые вынуждены были покинутьсвои дома после прихода украинских «вызволытылив». Во всех этих людях живет надежда – надежда на то, что рано или поздно над их родными городами будут развиваться флаги народных республик.
Не дать погаснуть этой надежде, и дать людям уверенность в том, что их чаяния на освобождение родного дома от карателей сбудутся – вот основная задача власти!И отмолчаться, здесь не удастся.
Власть должна слышать народ. Поэтому, законодательные органы Луганска и Донецка обязаны на должном уровне задекларировать неразрывность и целостность своих территорий. Необходимо разработать и принять документ, который бы был посвящен оккупированным территория. Кстати,подобныепрецеденты имеются…
Парадокс, но наши политические и военные оппоненты (хотя, скорее – враги), оказываются более дальновидными. Конечно, в отличии от официального Донецка и Луганска, украинская «дальновидность» строится на лжи, которая умело была обличена в форму закона.
Так, Украина, в лице Верховной Рады, 15 апреля 2014 года принимает Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». Но Нэзалэжнаяне была оригинальна в таком законодательном решении. У нее были хорошие образчики. Грузинские собратья помогли.
Еще в 2008-м году, плачевно известный Саакашвили (теперь он – Мыхайло, а не Мишико), подписывает соответствующего содержания Закон Грузии – «Об оккупированных территориях».
Отмечу, что, скорее всего Парламент Украины взял в качестве образца именно грузинский законодательный вариант. Если читатель даст себе труд отыскать и познакомиться с текстами названных законов, он сразу заметит их структурную и отчасти даже текстовую схожесть.Чувствуется общий шаблонот заокеанского куратора.
В дальнейшем Правительство Яценюка, развивая тему «оккупации», принимает Постановление №1085-р от 07.11.2014 «Об утверждении перечная населенных пунктов на территории которых органы государственной власти не осуществляют свои полномочия, и перечня населенных пунктов, которые размещены на линии соприкосновения».
Копировать ли этот опыт врага?.. Скажем так: должен быть симметричный ответ.
Конечно, прежде всего, стоит обозначить саму постановку вопроса – коль правительства ЛДНР (но прежде представители республик в Контактной группе) стремятся к политкорректности и дипломатичности языка. А всё достаточно очевидно: в официальных документах ЛДНР, которые посвящены проблеме освобождения родных территорий, должен возникнуть лаконичный и достаточно нейтральный термин – деоккупация. В нашем случае, под этим термином, должен пониматься:комплекс мер, разрабатываемых высшими органами государственной власти Луганской и Донецкой народных республик, в целях ориентирования Правительства Украины на вывод своих вооруженных формирований и военно-оккупационных администраций с территории Луганской и Донецкой народных республик.Считаю, что данная дефиниция деоккупации весьма политкорректна. А главное: всё в рамках Минской дипломатии!
Подобную конструкцию и можно ввести в государственно-политический оборот посредствам принятия парламентариями ЛДНР необходимого документа. Таким документом, может быть как Закон, так и Декларация с примерным названием: «О деокупации территории Луганской Народной Республики».
Документ должен открываться Преамбулой, где следует отобразить стремление народа и органов власти ЛДНР к мирному урегулированию конфликта, но вместе с тем указать на необходимость обеспечения целостности территории каждой республики и воссоединение семей, разъединенных украинской оккупацией.
Отдельной статьей должно быть дано определение целостности республик (в рамках административных границ бывших Луганской и Донецкой областей Украины), и параллельно этому определено понятие «временная оккупация» с привязкой к территориям, которые заняты украинскими вооруженными формированиями и находятся под управлением военно-гражданских администраций Украины.
Раскрывая территорию оккупации, целесообразно четко и последовательно перечислить города и районы (в том числе, населенные пункты разделенных «линией разграничения» районов) республик.
Необходимо также посвятить отдельную статью правовому режиму, который устанавливается республиканскими властями на временно оккупированных Украиной территориях ЛДНР. Но вот здесь-то и кроется один нюанс: ни в коем случае нельзя уподобляться киевским или тбилисским законодателям, вводя в оборот де-факто безграничный набор ограничений, таких как: ограничения свободного передвижения; ограничения внутренней экономической деятельности жителей временно оккупированных территорий; ограничения заключения сделок купли-продажи недвижимого имущества между физическими лицами (жителями временно оккупированных территорий). Правовой режим должен быть гибкий, и прежде всего, отображать интересы сограждан, оказавшихся под украинской оккупацией.
Представляется принципиальным разделить содержание документа на две части.
Первая часть – должна закрепить принципиальные положения деоккупации, о чем сказано выше. В этой же части необходимо дать определение оккупационным органам Украины, которые действуют на временно оккупированной территории Народной республики, закрепив политическое отношение ЛДНР к их статусу.
Вторая часть документа должна быть посвящена гарантиям и обеспечению властями республик, прав и свобод своих граждан, которые оказались под юрисдикцией украинских оккупационных администраций. Здесь речь идет:
– об обеспечении права гражданина на защиту со стороны государственных органов ЛНР, в случае противоправных действий оккупационных властей и их должностных лиц. Ключевая позиция: фиксирование уполномоченными органами республики таких противоправных действий, и установление лиц, виновных в их совершении, с последующим привлечением к ответственности;
– об обеспечении прав граждан, на получение документов удостоверяющих личность (в том числе, актов гражданского состояния) образца ЛНР. Речь идет о возможности гражданина, проживающего на территории оккупации, на получение таких документов, непосредственно на территории юрисдикции ЛНР;
-об обеспечении избирательных прав (участие в референдумах, выборах в Народный Совет и выборах Главы ЛНР). Прецедент уже был, и его стоит зафиксировать, в осенних выборах Главы ЛНР в 2014 году, жители оккупированных территорий, могли голосовать через Интернет;
– об обеспечении прав собственности, которая находится на временно оккупированной Украиной территории.
Круг вопросов как видите, довольно широк.
В целом я постарался показать,хотя и сугубо субъективно, общие направления работы, но в любом случае высшие органы государственной власти ЛДНР обязаны начать разрабатывать подобный документ. Забота о гражданах, находящихся под временной киевской оккупацией, должна найти выражение не только в устных заявлениях руководства Луганской и Донецкой республик, но и в официальных правовых актах.