14 августа православные верующие отмечают праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. С этого же дня начинается Успенский пост. В Храме Успения Пресвятой Богородицы в Праге проходила праздничная Литургия, на которой присутствовал и молился Владыка Михаил и которая не предвещала никаких неожиданностей. Литургию служил настоятель Успенского храма Архимандрит Дорофей (Рапцун), которому сослужили: прот. Срджан Ябланович, прот. Евгений Червинский, прот. Игорь Ефремушкин, прот. Роман Гайдамаченко.
В конце Литургии Архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил (Дандар) обратился к прихожанам. Он вкратце рассказал о безобразиях, что творились до последнего времени. “…Я пятый месяц здесь как архиерей и никаких единений не было за всё это время”.
Он заявил, что намерен положить конец тому безобразию, что творилось последние времена, когда, в том числе, массово увольнялись честные священнослужители, они заменялись лояльными новым властям периода смуты. Когда они не могли даже на Бирже труда получить пособий, потеряв работу. “Стараюсь всё привести в порядок. Повторюсь, что порядок должен быть. И поэтому своё благословение и моё решение как правящего архиерея пражской епархии и чешских земель т.е. Чешской Республики я решил сделать шаг не ради того, что бы кого-то наказать, кому-то мстить…”
От себя добавлю, что вина увольняемых священнослужителей была только в том, что они не поддержали заговорщиков, которые в апреле 2013 года заставили покинуть свой митрополичий престол весьма уважаемого и авторитетного в православном мире митрополита Христофора.
Долее Владыка Михаил зачитал своё решение, согласно которому нынешний настоятель Успенского храма Архимандрит Дорофей (Рапцун) отстраняется от службы в данном храме и направляется служить в город Бероун к архиепископу Бероунскому Иоакиму (Грдый). 16-го августа, согласно его решению, Архимандрит Дорофей (Рапцун) совершит последнее Богослужение, тем самым, дав ему проститься с прихожанами.
В храме тут же возник наглый тон провокаторов, которые словно забыли где находятся, их хамские выкрики раздавались на весь Храм. В перерывах между криками они подговаривали и подталкивали других прихожан. Многие из них поддались влиянию, но вели или не столь нагло, или совершенно не нагло, но просто хотели, что бы Архимандрит Дорофей (Рапцун) остался. Но точно не стоит говорить о том, что все прихожане были против, как минимум 1/3 были за Владыку Михаила, просто они вели себя скромно, как и подобает христианам, а потом в конце именно они приложились ко Кресту, а потом у Владыки попросили благословения.
Владыка Михаил держался очень достойно, видно было как больно ему было видеть происходившее в Храме Божьем. И видно было, что в глазах Владыки стояли слёзы, он промолвил: “Я вас всех прощаю…”. Возможно он испытал похожее на то, что на себе испытал сам Христос Спаситель, когда слышал в свой адрес: “Распни Его, распни!”
Было слышно как им спокойно говорили: “побойтесь Бога, не устраивайте здесь революций…”, в ответ звучало хамское: “Это вы побойтесь Бога, это они устраивают революцию, это наш Храм!”
В этот день также отмечалась память кончины Архимандрита Сильвестра, который был в этом храме настоятелем. Это был очень хороший батюшка, которого многие считают, что оклеветали. Увы, этот очень хороший батюшка, которого любили прихожане, обладал недугом – пристрастием к алкоголю. Владыка Христофор помогал ему чем мог преодолеть недуг, но в итоге после нескольких случаев, с болью в сердце своим решением отстранил Архимандрита Сильвестра от служения в этом храме, направив в другой, его же место занял священнослужитель РПЦ Архимандрит Сергий (Иванников) – ныне являющийся главой Алтайской митрополии и митрополитом РПЦ.
После молебна на могиле Схиархимандрита Сильвестра (Вайло), Архимандрит Дорофей (Рапцун) сказал обращаясь прихожанам, что в церкви важно послушание и призвал не противодействовать. Но это никак не подействовало. Далее, после краткого молебна на могиле Митрополита Дорофея, бунтари сгруппировались у входа в Храм бунтуя, периодически выкрикивая гневные выражения в адрес нескольких священнослужителей, стоявших также довольно близко от входа. Между собой в основном были лозунги и призывы забрать ключи и никого не впускать, что они сами вправе назначать настоятеля и никто им не указ.
Ни смирения, ни прощения, ни терпимости, ни послушания, ни любви, одна только ненависть и гордыня. Но повторюсь, это касалось в основном двух-трёх основных провокаторов. Кстати, на вопрос, когда оклеветали Владыку Христофора, что же вы молчали?! От них был получен ответ: “Мы не молчали, мы как раз были против Владыки Христофора! То, что его оклеветали, так это хорошо, так ему и надо! Он нашего батюшку отстранил и получил за это тоже самое! Мы только рады этому!”. Вообще же имя Схиархимандрита Сильвестра звучало часто в этот день, оно использовалось в защиту Архимандрита Дорофея (Рапцуна).
Стоит отметить, что при Архимандрите Дорофее (Рапцуне) из Храма были удалены все русские священники. И вместе с тем, этом же Храме начал служить Василий Бучук, возведенный в церковный сан протоиерея в прошлом году Архиепископом Иоакимом. Этот украинский националист, как утверждают знающие его люди, даже не скрывает своей принадлежности к «Правому сектору» на Украине.
Впрочем и сам в прошлом Протоиерей Эрнест Рапцун был по согласованию с Управляющим Пражской епархии архимандритом Марком (Крупицей) 27 сентября 2013 г. пострижен в монашество с именем Дорофей епископом Годониским Иоакимом, а 1 июня 2014 года в храме Успения Пресвятой Богородицы в Праге исполняющим обязанности Архиепископа Пражского и чешских земель Иоакимом возведен в сан архимандрита и установлен настоятелем этого Успенского храма. Всё это за большие заслуги в деле свержения Владыки Христофора (во-первых, весь заговор против Владыки Христофора начался с клеветнического заявления, сделанного его женой – Ксенией Рапцуновой, а во-вторых, чего только стоит звонок Протоиерея Эрнеста Рапцуна к дочери Владыки Христофора, своими провокационными вопросами и “информацией” о так называемых “10 её сестрёнках” он специально спровоцировал её на не самое, как говорится, “адекватное поведение”. Весь этот разговор с начала он записывал на аудио-носитель и принёс на Епархиальное собрание, так, поржать… так и случилось, поржали… собственно, это и было последней точкой, когда Владыка Христофор не выдержал такого предательства и подал во временную отставку вплоть до того как полностью удастся очистить своё имя. Очистить удалось очень быстро. Вместе с тем, все, кто оклеветал Владыку Христофора попросили у него прощения. Всем было абсолютно очевидно, что не было ни одного слова правды в обвинениях против Митрополита Христофора. Был начат сбор подписей и в краткие сроки было собрано около 3000 подписей за возвращение Владыки. 3000 в те сроки и тем более для Чехии – это большое количество. Но заговорщики возвращать Владыку Христофора не собирались, не для того свергали.
Постепенно, сразу после назначения в этот единственный русский Храм Чешской Православной Церкви настоятелем Архимандрита Дорофея (Рапцуна), этот храм, с горечью в сердце, стали покидать русские люди и он постепенно начал превращаться в полностью украинский приход, русская речь всё менее и менее становилась слышна. Исключения составляли православные праздники, когда в других храмах не было Литургии. Все всё знали и понимали, за что удостоился Русские стали ходить в другие храмы, кто-то Храм святителя Николая на Дейвицах, кто-то в Бероун к иерею Игорю Ефремушкину, кто-то в другие храмы, но в основном в Храм Русской Православной Церкви при Посольстве Российской Федерации в Чешской Республике – Храм святой мученицы Людмилы княгини Чешской.
Важно отметить, что когда Владыка назвал имя назначенного настоятелем храма, то многие из прихожан даже хлопали в ладоши и восклицали, что наконец то мы дождались своего батюшку.
Русские прихожане вернутся в этот прекрасный храм – островок Русской России в Праге, сознанный русскими белоэмигрантами, казаками, сетом русской нации – профессорами, архитекторами, писателями, поэтами и прочими деятелями искусства. Россия с эвакуацией пароходов из Крыма не перестала существовать, она продолжала жить в сердцах тех, кто увёз её с собой, в том числе, кто создал этот Храм, ходил в него, а потом и были похоронены здесь, рядом с Храмом.
В этом году исполнится ровно 90 лет назад со дня освещения храма. Вот такое совпадение. Случилось это 22 ноября 1925 г. Строительство шло быстро, Храм был построен за год. Храм был построен русскими людьми и на средства русских людей. Проект храма безвозмездно составил русский профессор Владимир Александрович Брандт при помощи студентов-архитекторов Н П. Пашковского и барона С. Г. Клодта. Эскизы мозаик и росписей для храма были созданы известным художником Иваном Яковлевичем Билибиным, но из-за недостатка средств сами росписи были выполнены только в 1941-1946 годах. Бесплатно и с большим подъемом на строительстве храма работали и студенты, и профессора, и офицеры, и генералы.
Основные пожертвования на строительство Храма сделаны первым премьер-министром Чехословакии Карелом Крамаржем и его русской женой Надеждой Николаевной — урожд. Хлудовой, Абрикосовой и в последствии Крамарж. Она оказала большое влияние и на самого Крамаржа и на русскую эмиграцию до 30-х годов. И в строительстве этого храма основная заслуга принадлежит Надежде Николаеве Крамарж и её мужу. Но их заслуга далеко не только в материальной помощи, сам Храм и русское кладбище своим существованием обязаны этим двум православным людям.
Очень кстати пришлась материальная помощь со стороны правительства Югославии, которое решило перенести под своды русского храма останки своих погребенных в Праге воинов.
Храм построен обществом, которое в сокращённом виде называется “Ольшанское братство”, а полное его название зарегистрировано как: “Братство для погребения русских православных граждан, для охраны, содержания в порядке их могил в Чехословакии“. Тут в названии всё чётко обозначено, что бы ни у кого не было соблазнов или кривотолков. Прямо и чётко сказано – русский Храм. В нём служили русские батюшки. И эта традиция соблюдалась, пока не была нарушена далеко не самым законным назначением за очень сомнительные заслуги Архимандрита Дорофея (Рапцуна).
И, вот, с Божией помощью случилась историческая справедливость. Вновь на Ольшанах очень и очень достойный – настоящий православный русский батюшка. Нынешняя украинская община (подстрекаемая двумя-тремя активистами) большим числом против. Не надо никому обольщаться, эта тема даже не подлежит дискуссиям, как и решения Выокопреосвященнейшего Михаила. Это был и будет – Русский Храм, в котором будет место всем, в том числе и нашему братскому – Украинскому народу. Никто и никогда из русских не изживал другие народы и народности, все жили в дружбе и согласии. В Успенской церкви, к примеру, уже долгое время служит прекрасный сербский священник Протоиерей Срджан Ябланович, к которому всегда относились с большой любовью и это совершенно естественно, что он остаётся и дальше служить в этом храме.
И кстати, у украинцев есть много исключительно своих украинских приходов по всей Чехии, есть и в Праге – Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Слупах. У русских есть только один русский Храм, заметьте, созданный именно русскими – Храм по замыслу должен был после революционного лихолетья остаться на чешской земле символом славянской общности, взаимности, русского единства и русской благодарности.
Не надо и бесполезно бунтовать. Просто, период смуты заканчивается, наводится порядок. И отрадно, что порядок начал наводиться с русского Успенского храма Праги. Многая и благая лета Владыке Михаилу и новому настоятелю храма сего протоиерею Игорю Ефремушкину!
Новый настоятель Успенского храма Протоиерей Игорь Ефремушкин рассказал специально для ИА “Русские Новости”:
Для меня это стало такой же неожиданностью, как для всех сегодня присутствовавших на службе. Поскольку Выокопреосвященнейший Михаил меня об этом не известил. Он принял самостоятельное решение, а мы как солдаты должны нести послушание. Приму, конечно, крест, крест достаточно тяжёлый. Я почти 3 года служил здесь диаконом и, наверное, больше пяти лет был старостой этого храма. То есть, он для меня родной. Здесь, в этом храме, мы с матушкой венчались. В этом храме меня рукополагали в чтецы, меня возвели в иподиаконы, дьяконы и во священники меня рукополагали тоже здесь. Поэтому, для меня Ольшанский храм – это второй дом. Приложу все усилия, все знания и умения для того, что бы продолжать поднимать приход. Думою, что работы будет ещё очень много.
СПРАВКА: Священник Игорь Ефремушкин
Родился 25 августа 1965 года в поселке Крюково Московской области Солнечногорского района ( нынешний г. Зеленоград , Зеленоградский округ г. Москвы)
В 1984 году окончил Московский Автомеханический Техникум
С 1984 по 1986 служба в Советской армии
В 1999 переехал с семьей в Чешскую республику и стал прихожанином Успенского храма в г. Прага
С 2001 года – пономарь в Успенском храме г. Прага
В 2002 высокопреосвященнейшим архиепископом Пражским Христофором пострижен во чтеца.
С 2004 – иподиакон
4 декабря 2009 г. в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, Блаженнейшим Христофором архиепископом Пражским митрополитом Чешских земель и Словакии, хиротонисан во диакона
В 2011 году закончил Московкую духовную семинарию в Свято Троице-Сергиевой Лавре
29 апреля 2011 года в Праге, в день праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Блаженнейшим Христофором архиепископом Пражским митрополитом Чешских земель и Словакии был рукоположен во священника.
С 2006 по 2009 староста храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище г. Праги
С декабря 2009 клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище г. Праги
С октября 2010 руководитель «Паломнической службы Пражской Епархии»
С апреля 2011 клирик храма Святых Бессеребренников Косьмы и Дамиана при больнице г. Бероуна
С мая 2011 до последнего времени окормлял заключенных в Панкрацкой тюрьме города Праги
3 марта 2012 назначен настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Бероун Пражской епархии
19 августа 2015 назначен настоятелем Успенской церкви в Праге.
Автор фотографий и текста: Ярослав Мошков, ИА “Русские Новости”.