Как тогда, 2000 лет назад, так и теперь стоят трудности, испытания, лукавые искушения и Голгофа для пастырей нашей Церкви.
Мне как раз по этому поводу, вспоминается евангельский сличай, о лукавом и заведомо компрометирующем вопросе подставе фарисеев: «Позволительно ли давать подать кесарю?… Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему». (Мар.12:15 -17).
Но сегодня в современного человека воззрение не только монархическое и идеологии политические, философско-социальные весьма многообразны.
Этот Евангельский рассказ сейчас бы выглядел бы так, «перед Христом достали с десяток монет с разными портретами… » кроме того, что само собой разуметься есть еще Храм Бога, так кому давать дань, какому из этих «кесарей»? Какой форме правления и политическому мировоззрению отдать предпочтение, внимание при подати? А ведь верующие при этом имеют разные вкусы. И если церковь, ее глава – современный патриарх будет от лица церкви выражать одно предпочтение общества на основании политического воззрения, то другая часть общества не будет находить места в такой церкви. Однозначно, что искушения Христа динарием (динариями!) сейчас перед патриархом в стократ сложнее. И какой бы патриарх бы не пришел он уже заложник недовольства, с тенденцией стать «еретиком» в глазах тех, кто только в призме своих политическо-религиозных воззрений смотрит на деятельность главы церкви.
Давайте еще рассмотрим патологическое свойство вечного недовольства властью в нашем народе. Тогда получается, что на такие народные менталитет и культуру, внутренняя форма правления, как строгая монархическая дисциплина, или другими словами византийский деспотизм, единственная продуктивная форма управления и самосохранения. А если бы предаться демократично-либеральной избирательности, то патриархов было бы сотни и вряд ли вера сохранилась бы.
И те, кто не получил удовлетворения своих религиозно-политических предпочтений по отношению патриарха оканчивают таким же поцелуем Иуды – предательством. Ведь в предательстве Иуды, прослеживается и экономическо-политический мотив, несбыточность надежд возложенных на Христа как на сильного земного правителя победителя и карателя оккупантов римлян. Иуда требовал свое политическое «чудо» от Христа.
Сколько у нас в православии святых канонизированных патриархов? Ведь специфика такого послушания иерархии всегда связано особенно с искушением денег, славы, властолюбия. Поэтому спастись на такому посту тяжелее всего, не говоря уже о внешних обстоятельствах правления. Прочтите их жития, вы не найдете не одного патриарха, даже те которые при жизни чудотворили и были прозорливыми, что бы ими все были довольны в той же внутренней православной среде, а скорее были даже гонимы. И если рассмотреть наше русское патриаршество, историю жизни Церкви, то очевидно, что нет случайных людей в уделе Богоматери, и только спустя времени, вырисовывается цельная картина промысла Божия в поступках патриархов, которым справедливую оценку мы сейчас можем дать.
Служение дипломатии и мира своим патриаршим авторитетом это так исторически сложилось как одно из послушаний Церкви и Отечеству. Такой богатой на события есть история патриархов, как в Византии, так и на Руси, когда патриархи выступали в качестве дипломатов переговорщиками, миротворцами-примирителями, составной частью императорской свиты, когда иерархи решали значительные социально-политические вопросы в государстве. А это обязательные встречи с теми политическими и религиозными лидерами, которые не являлись православными, мы эти свидетельства видим даже на фресках древних храмов. Корреспонденция тех времен грамоты, переписка, поздравления, соболезнования и т.д. свидетельствует, что при этом соблюдались официальные титулы иноверцев. Все выше перечисленные примеры этикета не считалось ересью экуменизма или предательством православия, как сегодня, к сожалению, приписывают. Бескомпромиссное высказывание святых мужей по отношению ересей и еретиков в эпоху Вселенских Соборов следует рассматривать в аспекте апологетического приема в отстаивания чистоты православного вероучения и конечно же, такие встречи что ведут к изменению догм и вероучения – справедливо осуждаются, но это не категоричное отрицания встреч ради мира, в защиту христиан, социального и нравственного служение обществу.
Служение народам.
«Идите и научите все народы», но стоит вспомнить, что в первых веках не все народы считали, что Евангельское учение принадлежит и имеет право быть для всех народов. Поэтому возникли в христианской среде партия иудео-христиане (1-2 век), которые считали, что только им – иудеям, а не язычникам, принадлежит благовестите, усилению такому положению служили исторически сложившиеся религиозно-политическо-этнические мировоззрения основанное на внутренних преданий отцов. В тоже время (2 век) в христианской среде Рима в противовес и как антагонизм иудейству возникает гностическая ересь Маркиона, которые полностью отрицали Ветхий Завет, принадлежность спасения и благовести иудеям, при этом последователи Маркиона соблюдали строгий аскетизм, чем заслуживали уважения.
Этнофилитизм (или филитизм) термин, который появился только в 19 веке, связан с осуждением одноименной ереси, суть которой в следующем – предательство Евангельских истин, канонов Церкви в угоду этническим и политическим интересам. К сожалению, это явление, и даже не столько Христологические догматы стали подоплекой и составной причиной расколов и распространения на Востоке монофизитов, монофилитов, несториан. Когда народы Востока стремились избавиться от византийского национального греческого деспотизма, создавались национальные церкви. Это также послужило развалу Византийской христианской империи. Этой ереси подвластны и современные расколы в православии на Украине – УПЦ КП, УАПЦ, а в католицизме – УГКЦ (греко-католики).
И этот опыт врагами церкви взят сегодня на вооружение и применяется во всех выше перечисленных сфер деятельности института патриаршества. Учитывая процесс глобализации, проникновения культур и религий, политических разных мировоззрений послушание патриарха в стократ труднее по-сравнению с первыми веками, взваливаются на плечи современных иерархов. Ведь при современной насыщенности событий, жизнь патриарха расписана чуть не поминутно минимум на 2 года вперед, когда даже появляется свободное окно отдыха – оно ему так же не принадлежит. И тут очень важны наши помощь, послушание, верность, трезвое понимание. Это востребованная духовная и жизнедеятельная атмосфера Церкви.
Церковь по-разному можно уничтожать, как ересями, так и гонениями, но сейчас при относительном мире, одна из тактик врага Церкви это нападки на личность патриарха, как на институт иерархии, на само внутреннее устройство Церкви, ведь всем известна истина «убей пастыря – разбегутся овцы».
Всякая даже малейшая сложность, или даже надуман и публично раздутый повод служит для нападения на церковь в лице патриарха. Взять хотя бы последствия после «Гаванской встречи», где не один догмат или канон не был подвергнут сомнению! Встреча и решения на ней вопросов защиты христиан Востока, осуждение униатизма и расколов, свидетельство в декларации как о внутреннем противостоянии на Украине, а не внешней агрессии со стороны России – это духовный и политический успех – Москвы – Третьего Рима и возвышение на мировой арене русского патриаршества. В чем явно и очевидно сбываются пророчества старцев Святой Руси! Я подтверждаю, понимаю и уважаю, что есть желание ревности чистоты православия весьма искреннее в тех православных христиан и пастырей, которые все же ошибочно приписали «ересь экуменизма», там, где его нет. Ведь выше перечисленные факты о дипломатии иерархов с истории Церкви свидетельствуют нам обратное. Но если бы это было бы только внутренней проблемой в Церкви. Даже если были бы предварительные публичные разъяснения о «встрече», враги церкви еще больше нашли бы повод к сеянию раздора в церкви. Нашу искреннюю ревность о чистоте православия, а где-то и наивность против нас же используют враги.
Хочу привести вам такой пример. Мне, как постоянному обывателю социальных сетей, которому приходиться регулярно мониторить СМИ, пришлось заметить нападки на церковь с помощью манипуляции религиозных наилучших побуждений ревности о чистоте православия.
Думаю, что многим вам известен ревностный подвижник своей жизнью на Буковине (Черновецкая область, Украина) епископ Лонгин (Жар), известен как отец 400 детей, прекрасный хозяйственник. Хочу вам напомнить, сделать выдержки с его правдивого и совсем не лесного высказывания по поводу гражданской войны на Украине и о ее новой власти: «Они хотят гибели наших людей…ради своих политических интересов.., они хотят видеть, как православные убивают друг друга… Все это – дело рук проклятой Европы, о которой Святые Отцы говорили: «Не поклоняйтесь зверям», и американцев, которые везде, где только ни вмешаются, сеют лишь вражду и кровопролитие… Сатанисты! Слуги лукавого…».
Так вот, заявление о чистоте православия епископа Лонгина, после «Гаванской встречи», вдруг резко и массово распространили в Украине те же «проклятые, слуги лукавого» в своих СМИ, на сайтах, на страницах в социальных сетях, телеканалы олигархов (типа государственные), писали даже сайты украинских радикалов, и религиозные: униатов, раскольников. А в Российском инфопространстве почти все либеральные сайты, газеты их псевдопатриотические сайты и страницы в соцсетях и даже те, кто выступал против строительства храма на Торфянке (Москва), вдруг так же заговорили о чистоте православия с бесстыдными нападками на патриарха «екумениста». Но интересно то, как это было подано, сначала выхваляют труды епископа Лонгина с показом фильма «Форпост» (о детдоме) с призывом «всем распространить и смотреть», а потом заявление и призывы к расколу в РПЦ – не поминать патриарха, создавать другую церковь и т.д.
Возникает вопрос, почему вдруг украинские радикалы, раскольники, униаты, антиправославная власть, русские либералы и русофобы, богоборцы Торфянки вдруг слились в любовный союз с ревнителями православной чистоты?
Колониальная радикальная власть создают антирусский форпост в Украине, где «поместная» церковь должна выполнять эти идеологические задачи. Сейчас по Украине происходи волна захватов православных храмов канонической Церкви радикалами-раскольниками, убийство православных священников и их родственников, монахинь, видных писателей и общественных деятелей. Ищется любой повод для нападений на патриарха, который лично сам «готовит боевиков», где в храмах которого «купленная свечка, это деньги на пулю украинскому солдату», патриарху приходиться нести это тяжелое бремя Христово. Даже не удивительно, что после провозглашение президентом Порошенком создания в Украине «Поместной Церкви», нападки на патриарха Кирилла только усилиться и мы, его паства, должны найти понимание внутри себя не вынося свои внутренние церковные проблемы которые оборачиваются осмеянием, манипуляции и провокациями против нас. Ведь все сводиться к одному – «убей пастыря – разбегутся овцы».
Пользуясь случаем, все вас братья и сестры искренне поздравляю со светлым праздником Пасхой Христовой!
ХРИСТОС ВОСКРЕС!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!
Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук