Церковный капкан для Чехии

Сергей Комков – директор Русского Дома в Марианских Лазнях, д.филос.н., академик РАЕН, профессор, член Союза писателей Москвы

Сергей Комков – директор “Русского Дома” в Марианских Лазнях, д.филос.н., академик РАЕН, профессор, член Союза писателей Москвы.

Православная Церковь Чешских земель и Словакии попала в настоящий капкан, расставленный как будто специально для нее сразу двумя крупнейшими православными патриархиями: Московской и Константинопольской. И, пытаясь выкарабкаться из этого капкана, она сразу же лишилась своего духовного лидера – митрополита Христофора. А в ближайшее время может лишиться и самого главного – своей независимости.

Совершенно очевидно, что заговор, возникший внутри чешской и словацкой православной церкви, был инспирирован извне силами, вот уже на протяжении более 70 лет пытающимися поделить свои сферы влияния на православный мир. Причем, совершенно очевидно, что Константинопольская патриархия во главе с Вселенским патриархом уже давно и надежно занимает первенствующее положение во всем православном мире. Но и Московская патриархия, возрожденная при Иосифе Сталине в самый разгар Второй Мировой войны, в последние годы начала претендовать на ведущее место в мировой православной иерархии.

Борьба эта ведется довольно жестко, с применением подчас самых недозволенных приемов и методов, что весьма далеко от идеологии православного христианства. И зачастую разменной монетой в этой жесточайшей борьбе становятся самые мало защищенные члены православного сообщества. В связи с этим невольно вспоминается поговорка: паны дерутся, а у холопов чубы трещат.

Вторая половина 20-го века ознаменовалась  появлением на карте православного мира сразу нескольких автокефальных (независимых) церквей. И одной из них стала Православная Церковь Чешских земель и Словакии. Причем, в первый раз автокефалию ей предоставила Русская Православная Церковь Московского патриархата, едва сама оперившаяся и едва вставшая на ноги после своего полного разгрома в 20-30-е годы прошлого столетия. Произошло это в 1951-м году. И делалось все это больше не в рамках церковного права, а в рамках становления содружества вновь народившихся социалистических государств Восточной Европы. То есть, фактически, в рамках военно-политического Варшавского Договора.

Это был чисто политический шаг, свидетельствующий о неких «добрых намерениях» СССР по отношению к своим восточноевропейским собратьям. После специального совещания по данному поводу в Кремле было принято решение о том, чтобы Московская патриархия предоставила официально автокефалию Чешской и Словацкой православной церкви. Противиться данному решению тогда никто не мог. Да и не желал. Хотя оно носило не канонический характер с точки зрения существовавшего тогда (да и сейчас) международного православного церковного права. Но возразить в то время Московской патриархии означало возразить политическому руководству СССР. А делать этого никто из наших соседей по Восточной Европе мог. Да и не хотел. Поэтому вплоть до начала 90-х годов с данной ситуацией как-то мирились.

Но вот наступили 90-е годы. СССР развалился. А вместе с ним развалилось и все сообщество социалистических государств. Ушли в вечность Варшавский Договор и СЭВ. Восточная Европа начала активное перерождение. Настали новые времена и в Чехии. К власти пришло правительство Вацлава Гавела.

Некоторое время вообще было не до церковных дел. Но уже в середине 90-х стало очевидно, что и в этом деле надо наводить какой-то порядок. К чести православных иерархов мирно разделившихся Чехии и Словакии они смогли сохранить единую Православную Церковь Чешских земель и Словакии. Но с точки зрения канонического права, предоставленная Москвой в 1951-м году автокефалия, повисла в воздухе. И тогда чешские и словацкие православные иерархи обратились в Константинопольскую патриархию с просьбой даровать им эту самую автокефалию. В связи с этим, 27 августа 1998 года был издан Патриарший и Синодальный Томос о даровании чешской и словацкой православной церкви канонической автокефалии.

Таким образом, Православная Церковь Чешских земель и Словакии фактически получила автокефалию дважды. Первый раз – от Москвы чисто политическим, достаточно далеким от канонического, путем. И второй раз – от Константинополя церковным, проверенным и отработанным временем путем каноническим.

Страшного в этом ничего нет. Ибо, то, что прошло, то прошло. Почти 50 лет у чешской и словацкой православной церкви не было никакой другой возможности элементарно выжить в силу общей политической ситуации. И винить в этом некого и не за что. Но это дало возможность тогда, в столь не простой для церкви ситуации, хоть как-то развиваться и сохранять свою само идентичность. С наступлением новой политической ситуации появились новые решения проблемы. Это понятно сегодня даже тупому. Но, как оказалось, не понятно некоторым церковным лидерам. Потому что амбиции у них идут впереди веры. А это уже тяжкий грех.

Тем не менее, в подобной ситуации надо было быть более мудрыми и более взвешенными и не устраивать преднамеренных провокаций, понимая, чем это может кончиться для всей православной церкви.

Но как раз этой-то мудрости и взвешенности порой не хватает нашим церковным руководителям.

Прибыв в декабре 2011 года в Чехию с официальной государственной делегацией в рамках официального государственного визита тогдашнего президента России Дмитрия Медведева, руководители Московской патриархии поспешили устроить празднование в свою честь по случаю 60-летия «дарования автокефалии чешской и словацкой православной церкви».

Руководитель ОВЦС МП митрополит Иларион привез с собой большой церковный хор и умудрился сказать прочувственную речь во время службы в центральном храме города Праги по поводу «дарования автокефалии Московской патриархией». И это сразу же стало предметом острой реакции со стороны Вселенского патриарха Варфоломея, который тут же пригрозил Чехии лишением ее православной церкви дарованной в 1998-м году канонической автокефалии.

В своем личном письме к митрополиту Христофору он написал:

«…настоящим нашим патриаршим письмом мы по единогласному решению нашего Священного Синода еще раз заявляем протест по поводу этого антиканонического действия Вашей Святейшей Церкви и решительно сообщаем, что в случае повторения аналогичных мероприятий по празднованию считающейся якоже не бывшей и с самого начала признававшейся недействительной навязанной тогда деянием Московского Патриархата Церкви Чешских Земель и Словакии автокефалии, Вселенский Патриархат с сожалением вынужден будет упразднить предоставленную Вашей Церкви четырнадцать лет назад каноническую автокефалию, вернуть Церкви Чешских Земель и Словакии бывший до этого канонического деяния статус автономной Церкви, вычеркнуть ее из Священных Диптихов Православных автокефальных Церквей, где она занимает четырнадцатое место, и уведомить об этом деянии все сестринские Православные Церкви».

Как говорится, капкан захлопнулся. И чешская православная церковь оказалась в весьма сложной ситуации. Ее руководители должны были теперь либо до конца стоять на достаточно спорной с точки зрения канонического права «московской автокефалии», либо отречься от нее и покаяться в содеянном грехе перед Вселенским патриархом.

Настоятель ПЦЧС митрополит Христофор выбрал второе. 13 марта 2012 года он направил Вселенскому патриарху Варфоломею покаянное письмо с признанием своей ошибки. И сразу превратился в персону нон-грата в Московской патриархии. Его перестали в Москве принимать, приглашать на особо важные церковные мероприятия. И вообще поставили на нем большой и жирный крест.

Но этого показалось мало. Тогда созрел план устранения владыки Христофора с Пражской архиепископской кафедры и с митрополичьего престола. Но, поскольку Христофор – человек весьма умеренный во всех смыслах слова и преданный делу святой матери-церкви, сделать это оказалось не так просто.

В таких случаях обычно во все времена ищут наиболее подходящие способы осуществления своих замыслов. И наиболее подходящих (как правило, с весьма низкими моральными качествами) исполнителей.

Теперь уже совершенно очевидно, что выполнить столь непростую задачу ОВЦС МП поручил своему представителю при чешской и словацкой православной церкви, настоятелю русского православного подворья в Карловых Варах, протоиерею храма во имя святых Петра и Павла отцу Николаю Лищенюку. Тем более что он умудрился за годы своего проживания в Карловых Варах стать слугой сразу двух господ. Являясь представителем ОВЦС МП, он сделался еще (вопреки всем каноническим нормам) священником чешской и словацкой православной церкви. И теперь, по всей вероятности, получает сразу две зарплаты: из Москвы и из бюджета Чешской Республики (все чешские священники получают зарплату как бюджетники). Как говорится, хорошо устроился! Это все равно, что посол Российской Федерации начнет вдруг получать дополнительную зарплату в МИДе страны, в которую он послан на работу.

В храм отца Николая в Карловы Вары частенько заезжали и служили будущие участники заговора против митрополита Христофора. Один из них – протоиерей Эрнест Рапцун.

Именно его и решили использовать в осуществлении своих безбожных планов. Вернее, не его, а его супругу – Ксению Рапцунову.

Эта «матушка» написала в Священный Синод жалобу о, якобы, не каноничном поведении владыки Христофора. Он, де, на протяжении нескольких лет был ее тайным любовником. И вообще, со слов этой «матушки», владыка Христофор, будучи монахом, имеет массу не каноничных связей с разными женщинами. И имеет от них массу детей.

Ложь по самой своей сути уникальная и до мерзости беспардонная. Но, видимо, они хорошо изучили историю Третьего Рейха и его легендарного министра пропаганды Йозефа Геббельса, который утверждал, что ложь, повторенная многократно, уже перестает быть ложью и твердо внедряется в сознание обывателя как реальное событие.

Словно бы следуя наставлениям господина Геббельса, эта ложь была многократно протиражирована в различных чешских СМИ. А также весьма ярко и смачно представлена на одном из ведущих российских телеканалов. Что фактически сразу с головой выдало московских режиссеров всего этого постыдного действа.

Ну, а дальше в ход пошли самые недостойные методы. На арену вылезли темные личности типа «архимандрита» Марека Крупицы. Они потребовали немедленного судебного «очищения» владыки Христофора. Хотя очищаться, по большому счету, надо было им самим. Ибо, Марек Крупица уже скоро сам был уличен в не каноничном поведении: будучи монахом, почти официально проживал с гражданской женой, развратничал и постоянно прикладывался к спиртному. А также тайно стал адептом католического Ордена Святого Лазаря. Нашелся среди «судей» и еще один «праведник», оказавшийся на поверку обыкновенным гомосексуалистом.

В такой ситуации владыка Христофор отказался от каких-либо разборок и предпочел удалиться в монастырь, оставив вакантной пражскую архиепископскую кафедру и передав митрополичий престол оломоуцкому архиепископу Семеону. Что и нужно было нашим заговорщикам. Они уже радостно потирали руки и готовились праздновать победу.

Правда, главная «зачинщица» скандала – Ксения Рапцунова, видимо, смекнув, что дело может кончиться для нее судебным разбирательством и реальным тюремным сроком за клевету, поспешила раскаяться в своем грехе и направила в Священный Синод покаянное заявление о том, что оклеветала уважаемого владыку Христофора. Но он уже был в монастыре.

А заговорщики, тем временем, начали активное приготовление к выборам нового архиепископа Пражского и митрополита Чешских земель и Словакии. И самую активную роль в этом процессе продолжал играть все тот же представитель ОВЦС МП протоиерей Николай Лищенюк. Поскольку первая попытка «выборов» сразу же провалилась, ему показалось мало рулить процессом из-за угла. Он решил выйти из тени на свет. И тут его с головой выдал тот факт, что он подписал представление об избрании на место Пражского архиепископа своего друга и активного участника заговора Эрнеста Рапцуна.

В таких случаях говорят, что все шито белыми нитками. И еще, что на воре и шапка горит.

Только вот остается до конца не ясным вопрос: кому и зачем понадобилось загонять чешскую и словацкую православную церковь в столь глубокую пропасть? Кто расставил капканы, в которые так доверчиво попались руководители этой небольшой по своему численному составу, но ведущей свою родословную от святых Кирилла и Мефодия, церкви? И какую роль во всем этом сыграли наши родные московские иерархи?

Лишь ответив на эти довольно непростые вопросы, мы сможем определить, что будет дальше с православием в Чехии и Словакии. Останутся ли в нем праведники или оно перейдет в руки проходимцев, порочащих не только православный мир, но и весь род человеческий.

И тогда будет совсем неважно, кто предоставил этой православной церкви автокефалию.

 

Сергей Комков – директор «Русского Дома» в Марианских Лазнях, докт. филос. наук, академик РАЕН, профессор, член Союза писателей Москвы

СтраныЧехия

Ещё похожие новости