Народным Советом Луганской Народной Республики еще 30 июня 2014 года был принять Закон № 17-I «О прокуратуре». Названный Закон действует и поныне. Вот «официальная» ссылка на сам законодательный акт: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/603/.
Могу сказать одно: закон этот написан за одни сутки. В его написании использовались: Закон СССР «О прокуратуре»; Закон Приднестровской-Молдавской Республики «О прокуратуре ПМР»; Закон Республики Абхазия «О прокуратуре». Нормы указанных законов были изучены, в том числе, с учетом системы прокурорских органов действовавших на территории тогдашней Луганской области, и на свет появился этот – далеко не идеальный нормативно-правовой документ, временного характера.
Целями настоящего Закона, при его принятии, являлись:
– переподчинение прокурорских органов оставшихся от Украины на территории только возникшей Луганской Народной Республики;
– легитимное (т.е. в рамках Закона) назначение Генерального прокурора ЛНР;
– обеспечение легитимного назначения территориальных прокуроров ЛНР уже от имени Генеральной прокуратуры ЛНР.
Это был один из первых Законов Луганской республики.
Планировалось, что с момента назначения Генерального прокурора и создания управленческого аппарата самой Генеральной прокуратуры – сами прокурорские специалисты совместно с депутатами Народного Совета, разработают постояннодействующий законодательный акт о прокуратуре.
В Интернете до сих пор можно встретить ряд новостных публикаций июня-июля 2014 года, в которых упоминается принятие Народным Советом прокурорского закона:
– http://www.novorosinform.org/news/id/1606;
– http://novorossy.ru/news/news_post/sessiya-verhovnogo-soveta-lnr;
-http://pravdoryb.info/parlament-lnr-prinyal-ryad-vazhnykh-zakonov.html;
– http://pravdanews.info/parlament-lnr-prinyal-ryad-vazhnykh-zakonov.html.
В дальнейшем, 25 ноября 2014 года был назначен исполняющий обязанности Генерального прокурора ЛНР, а 24 февраля 2015 года это же лицо было утверждено Народным Советом в качестве главного блюстителя закона на территории Республики. Отмечу, что новоиспеченный Генеральный прокурор присягу приносил именно по Закону о прокуратуре №17-I от 30.06.2014. Текст изложен в статье 20.
Прошел ровно год – но постояннодействующий закон так и не был разработан. Между тем, старый Закон фактически «мертв» – он игнорируется.
Примером тому, может служить «назначение» территориальных прокуроров – городских и районных.
Читаем статью 22 Закона:
«Назначение прокуроров на должность, их подотчетность и основания освобождения от должности
Прокуроры городов и районов (в том числе районов в городах с районным административным делением), межрайонные прокуроры, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Луганской Народной Республики, подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Луганской Народной Республики.
Кандидатуры на должность прокуроров городов и районов (в том числе
районов в городах с районным административным делением), межрайонных прокуроров, в обязательном порядке должны быть согласованы с местными советами депутатов, тойадминистративно-территориальной единицы, куда планируется назначить соответствующего кандидата».
Ни одна кандидатура на должность местного прокурора не прошла предусмотренного вышеизложенной нормой Закона о прокуратуре обязательного согласования!
Депутаты же Народного Совета, не только не удосужились выполнить требования части 4 этой же статьи, которая обязывает разработать и утвердитьсоответствующим постановлением Порядок согласования кандидатур на должность прокуроров городов и районов, в том числе районов в городах с районным административным делением.Но даже изменения не внесли – в сам Закон, относительно названий некоторых органов власти.
Указанное выше, может свидетельствовать о том, что территориальные прокуроры ЛНР назначены с грубы нарушением Закона о прокуратуре (в части согласования кандидатур), а следовательно – являются нелегитимным. Соответственно, и решения таких прокуроров – не имеют законной силы (а ведь они затрагивают права и свободы граждан – их ограничение в рамках уголовного законодательства).
Между тем, нарушений вышеуказанной нормы (статьи 22) Закона можно было и не допустить.
Во-первых. Народный Совет мог внести изменения в статью 22, и изложить ее с учетом реалий (отсутствие на момент назначения территориальных прокуроров, действующих советов депутатов местного самоуправления – в силу военного положения).
Во-вторых. Даже если Народный Совет ЛНР «проспал» эти изменения, следовало бы Генеральному прокурору назначить не постоянно действующих руководителей территориальных подразделений прокуратуры, а исполняющих обязанности, с одновременнойподачей ходатайства в Народный Совет о необходимости внесения изменений в действующий законодательный акт.
Кстати, Генеральный прокурор, мог воспользоваться и своим правом законодательной инициативы, внеся соответствующий законопроект. Но этих шагов не предприняли.