США успешно осуществили запуск экспериментального военного космического аппарата Х-37В
ВВС США провели в четверг успешный запуск нового космического беспилотника X-37B. В свой первый тестовый полёт Орбитальный испытательный аппарат (ОИА) отправился с флоридского космодрома на мысе Канаверал. На орбиту беспилотный аппарат многоразового использования вывела ракета-носитель Atlas-5, передают Вести.Ru.
Вес корабля составляет всего 4 тонны, высота — почти 3 метра, длина — 89,7 метра. Размах крыльев составляет всего 4,5 метра, хвостовое оперение двухкилевое, обе плоскости стабилизатора расположены под углом друг к другу. На орбите челнок должен раскрыть панели солнечных батарей, которые обеспечат бортовое электропитание. В сообщении о готовящемся запуске военные привели довольно скупой набор заявленных целей: проверка управления, систем навигации, тепловой защиты, автономной работы, входы в атмосферу Земли и приземления. Дата возвращения на Землю не называется, однако известно, что корабль может находиться на орбите до 270 дней. Посадку планируется совершить на военно-воздушной базе Ванденберг под Лос-Анджелесом.
Оценить значимость предстоящего запуска не берутся даже специалисты. “Что касается меня, я думаю, что нельзя понять, это конец программы или ее начало”, — сказал Питер Уилсон, оборонный аналитик, который несколько лет назад по заказу конгресса США занимался оценкой необходимости космических запусков в интересах спецслужб. В свете отказа от использования шаттлов некоторые рассматривают X-37B как опытный образец будущего поколения возвращаемых космических кораблей. “Его рассматривают как прототип корабля, который может выводить на орбиту небольшие грузы, выполнять оборонные задачи и возвращаться на Землю”, — пояснил Уилсон.
Начавшиеся в США испытания орбитального самолета X-37В серьёзную обеспокоенность среди российских военных экспертов.
X-37 (Future-X, Pathfinder, OTV)
экспериментальный космоплан
В октябре 1996 фирмой Boeing был заключен контракт с ВВС США на создание небольшого беспилотного многоразового космического корабля по программе Space Maneuver Vehcile (SMV). Задачи SMV включали бы доставку на орбиту небольшой полезной нагрузки, проверку спутников и орбитальную разведку. Созданный по этой программе X-40A, после статических испытаний был испытан на базе ВВС США Holloman. 11 августа 1998 года он был сброшен с высоты 2740 м с вертолета UH-60 и совершил автоматическую посадку на ВВП.
С 1996 NASA проводила исследования по программе Future-X, которая предусматривала создание многоразового КА X-37 в дополнение к программам X-33 и X-34. В августе 1998 NASA объявила конкурс по созданию летающего демонстратора технологий, которые предполагается использовать в космических кораблях многоразового использования нового поколения. Для осуществления программы в декабре 1998 была выбрана компания Boeing, с которой 14 июля 1999 был подписан 4-летний контракт на $173 млн. с разделением финансирования 50/50 (Boeing вкладывал в программу $67 млн.).
Автономный беспилотный аппарат, получивший название X-37 (ReFly™ SMV), предполагалось запускать на орбиту кораблем Space Shuttle или одноразовой ракетой. Он мог бы оставаться в космосе 21 день, выполняя разнообразные эксперименты на орбите, а потом возвращаться в атмосферу и совершать горизонтальную автоматическую посадку на ВПП аэродромов, оперативно выбранных незадолго до этого.
Кроме того, по замыслу разработчиков, X-37 должен функционировать как малоразмерная многоцелевая платформа для размещения спутникового оборудования, автоматический корабль снабжения или многоразовая верхняя ступень – обладая большим характеристическим запасом скорости, он сможет совершать полеты на геостационарную орбиту и обратно.
Аппарат имеет длину 8,375 м, размах крыла 4,575 м, стартовую массу более 4500 кг и массу полезного груза (ПГ) 900 кг. ПГ размещается в отсеке экспериментального оборудования длиной 2,135 м и диаметром 1,22 м.
По форме ЛА представляет собой масштабно увеличенный (на 120%) Х-40А, дополнительно оснащенный теплозащитой, двигателем, экспериментальным оборудованием. Размах крыла X-37 определен шириной грузового отсека возможного носителя — Space shuttle.
Отличительные черты Х-37: модульное размещение ПГ, возможность длительного (до года) пребывания на орбите в законсервированном состоянии, высокие характеристики пространственного маневра (различные орбиты вплоть до высот 150 км).
Преимуществами программы ReFly SMV являются:
уменьшение затрат на разработку и интеграцию ПГ, используемого в составе ЛА в варианте спутниковой платформы;
многократное возвращение ПГ на Землю для ее модификации и усовершенствования для последующего запуска на орбиту.
Проект ЛА на базе маневрирующего КА Х-40 «…будет служить для проверки 41 технологии, предлагаемой компанией Boeing в области конструкции, двигательной установки и способов эксплуатации, что позволит в будущем сделать космические транспортные операции действительно общедоступными», – сказал Рон Проссер (Ron Prosser), вице-президент перспективного космического отдела предприятия «Фантом Уоркс» (Phantom Works) компании Boeing в Сил-Бич, Калифорния. – Потенциальный рынок для коммерческого и военного использования нового КА простирается от ремонта спутников до использования в составе полностью многоразовых носителей следующего поколения. Технологии, разработанные и продемонстрированные на X-37, в конечном счете сделают доступ в космос безопасным, дешевым и надежным. Мы рассматриваем эту программу как значительный шаг вперед для достижения целей NASA по десятикратному снижению удельных затрат на запуск ПГ на орбиту, вплоть до 2200 $/кг».
В ряду правительственных организаций, работающих по программе Х-37 во главе с Центром космических полетов им.Маршалла (Хантсвилл, Алабама), стоят научно-исследовательский центр им.Эймса (Маунтэйн Вью, Калифорния), Космический центр им.Кеннеди, Флорида, Космический центр им.Годдарда, (Гринбелт, Мерилэнд), Научно-исследовательский центр Лэнгли (Хэмптон, Вирджиния) и летно-исследовательский центр им.Драйдена/летный центр ВВС на авиабазе Эдвардс, Калифорния.
В мае 2000 г. с завода корпорации Boeing на полигон NASA в космическом центре Dryden Flight Research Center был доставлен модернизированный макет экспериментального корабля многоразового использования X-40A. Он доставлен на полигон для проведения очередной серии наземных и воздушных испытаний. С 4 апреля по 19 мая 2001 было успешно выполнено 7 свободных полетов, в ходе которых выполнялось десантирование с вертолета CH-47D на высоте 4500 км для проверки систем навигации и управления, которые будут использоваться в X-37.
В ноябре 2002 c Boeing Company был заключен новый контракт на $301 миллион. Он предусматривал создание 2 экспериментальных аппаратов — X-37A для атмосферных испытаний и X-37B для орбитального полета. В июле 2003 Boeing провел наземные испытания X-37A (Approach and Landing Test Vehicle, ALTV), предназначенного для отработки маневрирования и захода на посадку.
После ряда задержек в сентябре 2004 программа была передана из NASA в Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA).
21 июня 2005 был выполнен полет X-37A под фюзеляжем носителя Scaled Composites «White Knight» с аэродрома в Мохаве, затем в марте 2006 было еще 2 полета, а с 7 апреля по 26 сентября 2006 — 3 свободных полета с отделением от носителя. Все они прошли успешно, только при посадке 7 апреля X-37A выкатился за пределы ВВП и повредил носовую стойку шасси.
В ноябре 2006 ВВС США заявили о возобновлении орбитального варианта X-37B OTV (Orbital Test Vehicle). В конце 2009 была определена дата первого космического полёта. Он был намечен на 19 (20) апреля 2010 года. Для запуска будет использоваться ракета-носитель «Атлас-5», место запуска — стартовая площадка SLC-41 авиабазы «Мыс Канаверал».
X-37В вернется на Землю самостоятельно: на первом этапе – в режиме свободного планирования, на этапе приземления – в режиме обычного самолета. Место предполагаемого приземления – база ВВС США Ванденберг, расположенная северо-западнее Лос-Анджелеса (штат Калифорния). Запасной полосой является авиабаза Эдвардс. Продолжительность миссии не указана. Ранее представители ВВС США заявляли, что X-37B рассчитан на максимальное нахождение в космосе в течение 270 дней. В ходе полета планируется испытать навигационные системы, управление, теплозащитную оболочку и систему автономной работы аппарата.
Запуск космического беспилотника состоялся в 19:52 22 апреля (3:55 23 апреля по Москве) с помощью ракеты-носителя Atlas 5. ВВС США сообщили, что пуск прошел успешно, однако не предоставили деталей миссии аппарата на орбите. По словам заместителя секретаря ВВС США по космической программе Гэри Пэйтона, основным приоритетом миссии, будет тестирование автоматической системы навигации X-37B, а также выяснение финансовых затрат на подготовку аппарата на повторный запуск. Если во время первого полета все пройдет в штатном режиме,ВВС США планируют получить второй аппарат к 2011 году.