Ряженые
Сергей Комков – директор “Русского Дома” в Марианских Лазнях, д.филос.н., академик РАЕН, профессор, член Союза писателей Москвы. |
С грустью смотрю на фото, сделанное во время, так называемой, «интронизации» нового пражского архиепископа Иоакима. Потому что иного чувства это вызывать не может. Даже самый нерадивый семинарист знает, что грубое нарушение церковных канонов приводит к тяжелейшим последствиям.
Собственно говоря, именно благодаря строгому подчинению канонам православная церковь смогла на протяжении многих столетий сохранить свою само идентичность и целостность. Нарушители канонов не просто наказывались. Они изгонялись из лона церкви. И многие из них заканчивали свою жизнь в страшных мучениях и душевных страданиях.
Правда, среди специалистов по вопросам религии есть и другое мнение. Многие считают, что строгое соблюдение канонов давало возможность сохранять, говоря современным языком, сложную систему внутренних корпоративных отношений.
Ну, что ж. Пусть будет так. Но в любом случае нарушение канонов считалось не просто безнравственным проступком. Оно считалось серьезным преступлением против церкви.
Новоявленные чешские и словацкие иерархи, развернувшие активную борьбу за власть в своей поместной церкви, кажется, попрали все каноны церковной жизни, которые до сих пор сохранились. Они погрязли в склоках и взаимных обвинениях. Возжелали власти и денег любыми средствами. Впали в тяжелейшие плотские грехи. Но, самое страшное, они полностью противопоставили себя своим духовным отцам и наставникам.
Им вдруг показалось, что некоторые отрывочные познания, полученные с грехом пополам из различных не вполне достоверных источников, позволяют им судить о деятельности своих старших наставников. Более того – устраивать над ними судилище!
И все это ради одной цели – своего собственного благополучия.
В такой ситуации я невольно много раз ловил себя на мысли, что имею дело не с духовными лицами, а с группой ряженых, не весть какими путями попавшими в Божьи храмы.
Они поют псалмы, а глазенки светятся лукавством в предвкушении очередной финансовой или материальной подачки. Они протягивают руку для поцелуя, а она невольно поворачивается другой стороной для получения очередной мзды. Они произносят проповеди, а сквозь правильные речи так и слышится ничем не прикрытое желание получить и от Бога, и от прихожан побольше земных благ. Они слушают нашу исповедь, а глаза замасливаются мыслями о том, как лучше использовать полученную от нас информацию.
Весь православный мир, наблюдающий за событиями в Чехии с весны прошлого года, твердит одно и то же: сделайте все так, как полагается по веками устоявшимся церковным канонам. Прислушайтесь к мнению старших наставников. Подберите, как положено, достойные кандидатуры на высокие посты и проведите правильные выборы.
Ан, нет! Им все это не нравится. Хочется все сделать побыстрее и исключительно в своих интересах.
Их совершенно не волнует тот факт, что вместо собора (а наша церковь является именно такой – соборной) они организовали некий междусобойчик, в процессе которого выбрали сами себя и объявили на весь мир об этом чудном со всех позиций решении. Это просто уму непостижимо! Ну, как могли 60 человек избрать главу поместной церкви? Причем, самих этих, так называемых, «делегатов» никто и никогда не избирал. Они прибыли на цирковое представление под названием «поместный собор» по разнарядке, составленной небольшой группой заговорщиков, в которую входит от силы 3-4 человека.
1 февраля 2014 года войдет в историю Пражской епархии как день позора. Потому что на «интронизацию» пражского архиепископа за всю современную историю православия в Чехии не прибыло фактически ни одного мало-мальски значимого гостя. А многие главы поместных церквей вообще не пожелали даже поздравлять новоявленного «архиепископа» с избранием на Пражскую кафедру.
Не погнушались участием в балагане лишь представители Русской православной церкви. Да, это и понятно. Потому что именно они сыграли не последнюю роль в постановке этого постыдного спектакля.
8 февраля ожидается второй акт представления. Теперь уже новоявленный “митрополит” Ростислав будет праздновать свое «избрание» на пост главы поместной церкви.
Впрочем, как мы уже говорили, на самом деле никаких выборов, по сути, и не было. Была разыграна комедия с участием подневольных клириков, которые, как в лучшие советские времена, были созваны лишь для того, чтобы стать статистами на этом уникальном зрелище. При этом главным режиссером выступил уже хорошо известный всему православному миру глава ОВЦС МП. Видимо, он учился своим режиссерским приемам у заокеанских учителей. Которые точно также раскатывают по миру и устраивают в его разных частях «цветные революции». Во всяком случае, методы – явно те же.
К чему это все приведет, пока неизвестно. Но уж слишком все это напоминает обыкновенный балаган. А участники его меньше всего похожи на духовных лиц. Это скорее всего – ряженые актеры. Причем, достаточно низкой пробы. Потому что даже свои роли до конца выучить не смогли, и то и дело запинаются.
А, может быть, кто-то специально пытается превратить православную церковь в театр абсурда?
Над этим стоит серьезно подумать…
Сергей Комков – вице-президент Международной Академии духовного единства и сотрудничества народов мира, директор «Русского Дома» в Марианских Лазнях, доктор философских наук, доктор права, профессор, член Союза писателей Москвы