Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Рождество  Пророка, Предтечи и  Крестителя Господня  Иоанна


Рождество святого пророка и Предтечи Христова Иоанна празднуется Святой Русской Православной Церковью как великий непереходящий праздник 7 июля (24 июня ст.ст).


 Рождение Иоанна предвозвещено было Ангелом отцу его, священнику Захарии, который с сомнением принял это благовестие, за что сделался немым и остался таковым до рождения сына.


Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевойчреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедями уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба былиуже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось емувойти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторонужертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.  Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышанамолитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешьему имя: Иоанн;  и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении еговозрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина исикера, и Духа Cвятаго исполнится еще от чрева матери своей;  и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратитьсердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабыпредставить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, ижена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий предБогом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;  и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможностиговорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверилсловам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит вхраме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что онвидел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, иоставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.  После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пятьмесяцев и говорила:  так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел наменя, чтобы снять с меня поношение между людьми. (Евангелие от Луки. гл 1. 5-25)


Все слышавшие об этом дивном событии говорили об Иоанне: “Что будет из этого младенца?” Господь же охранял младенца, и он рос и укреплялся духом.


Иоанн рано остался без родителей. Весьма вероятно, что он был усыновлен ессеями, которые нередко брали на воспитание сирот и, укрываясь в уединенных местах, вели строго аскетический образ жизни. Потом Иоанн Предтеча жил в пустынях до дня явления своего народу. Он одевался в грубую пастушескую одежду из верблюжьей шерсти, не стриг волос, не пил вина. Его пищу составляли сушеная саранча и дикий мед (Лк. 1:57-80).


Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он покинул пустыню, пришел в долину Иордана и начал свою проповедь.  “Покайтесь – говорил пророк, – ибо близко Царство Небесное!” (Мф. 3:2). Пророк говорил о Суде над миром, и казалось все вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий. Его слова сразу же нашли широкий отклик в душах иудеев. Толпами шли люди из окрестных городов к реке Иордану, в которой Иоанн крестил народ водой. Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана символом вступления в мессианскую веру. Подобно тому как вода омывает тело, так покаяние очищает душу. Иоанн требовал от людей переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед омовением люди исповедовали свои грехи.


Среди приходивших к Иордану были  и люди, которые считали себя праведными и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи саддукеи – вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в царство Мессии-Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь.  Таким людям Иоанн говорил: “Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния. И не думайте говорить о себе: “Отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Помните, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь”.


Слушая такие слова, народ спрашивал его: “Что им делать?”  Иоанн отвечал: ” У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же”.


Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: “Учитель! Что нам делать?” Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Власть же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в Царство грядущего Христа. Иоанн говорил им: “Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается”.


Спрашивали его также и воины: “А нам что делать?” Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: “Никогда не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем”.


Многие тогда думали об Иоанне: не он ли есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не  Христос. “Я крещу вас водой, но вслед за мной идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязывать ремень обуви его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи, как огонь, и подавать дары Духа Святого)”.


Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ (Мф. 3:1-12; Мк. 1:1-18; Лк. 3:1-18; Ин. 1:15-28).


Сам Иисус Христос принял Крещение от Иоанна. В церквах на Иванов день после утрени освящаются травы и цветы. Собранные накануне праздника и освященные, они считаются особо целительными.


В народе этот день называют Купалом, Купальем. С ним связаны многие суеверия, а также традиция разгульного празднования, идущая с языческих времен. Рождество Иоанна Крестителя попадает на  Петров пост и посему православные христиане празднуют его сдержанно и не придерживаются ее.

Ещё похожие новости