Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Рождение Иоанна предвозвещено было Ангелом отцу его, священнику Захарии, который с сомнением принял это благовестие, за что сделался немым и остался таковым до рождения сына.
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевойчреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедями уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба былиуже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось емувойти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторонужертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышанамолитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешьему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении еговозрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина исикера, и Духа Cвятаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратитьсердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабыпредставить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, ижена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий предБогом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможностиговорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверилсловам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит вхраме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что онвидел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, иоставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пятьмесяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел наменя, чтобы снять с меня поношение между людьми. (Евангелие от Луки. гл 1. 5-25)
Все слышавшие об этом дивном событии говорили об Иоанне: “Что будет из этого младенца?” Господь же охранял младенца, и он рос и укреплялся духом.
Иоанн рано остался без родителей. Весьма вероятно, что он был усыновлен ессеями, которые нередко брали на воспитание сирот и, укрываясь в уединенных местах, вели строго аскетический образ жизни. Потом Иоанн Предтеча жил в пустынях до дня явления своего народу. Он одевался в грубую пастушескую одежду из верблюжьей шерсти, не стриг волос, не пил вина. Его пищу составляли сушеная саранча и дикий мед (Лк. 1:57-80).
Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он покинул пустыню, пришел в долину Иордана и начал свою проповедь. “Покайтесь – говорил пророк, – ибо близко Царство Небесное!” (Мф. 3:2). Пророк говорил о Суде над миром, и казалось все вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий. Его слова сразу же нашли широкий отклик в душах иудеев. Толпами шли люди из окрестных городов к реке Иордану, в которой Иоанн крестил народ водой. Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана символом вступления в мессианскую веру. Подобно тому как вода омывает тело, так покаяние очищает душу. Иоанн требовал от людей переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед омовением люди исповедовали свои грехи.
Слушая такие слова, народ спрашивал его: “Что им делать?” Иоанн отвечал: ” У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же”.
Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: “Учитель! Что нам делать?” Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Власть же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в Царство грядущего Христа. Иоанн говорил им: “Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается”.
Спрашивали его также и воины: “А нам что делать?” Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: “Никогда не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем”.
Многие тогда думали об Иоанне: не он ли есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. “Я крещу вас водой, но вслед за мной идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязывать ремень обуви его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи, как огонь, и подавать дары Духа Святого)”.
Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ (Мф. 3:1-12; Мк. 1:1-18; Лк. 3:1-18; Ин. 1:15-28).
Сам Иисус Христос принял Крещение от Иоанна. В церквах на Иванов день после утрени освящаются травы и цветы. Собранные накануне праздника и освященные, они считаются особо целительными.
В народе этот день называют Купалом, Купальем. С ним связаны многие суеверия, а также традиция разгульного празднования, идущая с языческих времен. Рождество Иоанна Крестителя попадает на Петров пост и посему православные христиане празднуют его сдержанно и не придерживаются ее.