Валерий ИВАНОВ
РОССИЯ – СОКРОВЕННАЯ ТАЙНА ВЫЖИВАНИЯ
Великие силы Поднебесной, долго будучи разобщенными, стремятся соединиться вновь и после продолжительного единения опять распадаются – так говорят в народе.
Ло Гуань-Чжун. «Троецарствие». (XIV век)
История становления государственности славян, образования государства русских людей – России, – полна драматических событий. Изначально это была история людей, говорящих на одном языке, имеющих общую религию, общие культурные традиции социального общения, нравственного и хозяйственного бытия, общения с другими – иноязычными людьми, которая затем стала историей и других этносов, народов и наций.
Художник В.М. Васнецов 1890 г.
Как известно, объединил славян в первое русское государство под идеологию византийского православного христианства и писанное право Владимир Красное Солнышко. Созданное им государство восточных славян – Киевская Русь, как династическая вотчина, – просуществовало до XIII века. Практически в это же время западных славян воинственный предводитель ляхов Мешко I объединил в своё христианское государство, ставшее впоследствии про римским, католическим.
В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. Огромное по тогдашним европейским меркам – княжество славянских князей русинов рода Рюриковичей после смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого в 1132 г. начала распадаться на удельные княжества.
В результате монголо-татарского нашествия в 1237-1240 гг. была полностью децентрализована власть русских киевских князей, а сами их княжества стали данниками и исполнителями политической воли правителей Золотой орды. Оставались таковыми до Ивана III. А в 1552 г. московский царь Иван Грозный с взятием Казани полностью покоряет Золотую Орду. Вместе с тем русские князья остались при своей вере, при своих «судебниках» – остались государями в своих вотчинных территориях, право на правление в которых получали в течение 300 лет ярлыками (грамотами указами) от правителей Золотой Орды. В ярлыках русскому православному духовенств указывалось, что русская вера, под страхом смертной казни, ограждается от всяких хулений и оскорблений, а принадлежности внешнего богослужения, как-то: книги, иконы и проч. — от похищения и повреждения. Духовенство, как черное, так и белое, вместе с так называемыми богадельными людьми, освобождалось от всех даней, пошлин и повинностей. Признавалась неприкосновенность всех церковных имений и свобода церковных людей от каких бы то ни было общественных работ: «Церковные земли, воды, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища, да не замают их никакие наши чиновники, а что будет взяли, отдадут беспосульно; а церковные люди: мастера, сокольницы, пардусницы или которые слуги и работницы и кто ни будет их людей, тех да не замают ни на что — ни на работу, ни на сторожу».
Православная христианская вера русских людей, общий язык и культура, традиционная общинная система хозяйствования в основе которого было землепашество и постоянная умная борьба за выживание в холодном климате страны, где среднегодовая температура воздуха составляет около 2 градусов, и свои русские православные князья-государи и система вечевого – общенародного коллективного принятия важных политических решений, – вот те основные принципы бытия, которые позволили не только сохранить русскую духовность и миропонимание, но возрождение русской государственности в XVI веке.
Напротив, алчная, похотливая на телесные услаждения, завистливая, вечно ненасытная, интригующая за власть Орда, несмотря на железную деспотическую волю своих правителей и хорошую пространственную организацию своего государства, с отлично налаженной системой относительно быстрой обратной связи с далёкими провинциями деградировала изнутри. И это несмотря на многочисленные нравственные табу и очень строгие, безжалостные суды по канонам Корана.
Однако ко времени общеевропейского Возрождения и русская власть уже воплотила в себя многое из той системы государственности, которую принесли православным русским людям мусульманские пришельцы с востока. И, прежде всего, неудержимое стремление к абсолютной централизации правления огромными территориями из стольного города Москвы, равно как и огромную органическую волю русских государей на употребление абсолютной властью во имя христианских заветов.
Художник А.Д.Кившенко, 1880 г.
Увы, вскоре начались следующие серьёзные испытание русской государственности, приведшие к фактической её потере уже в самом начале XVII, во времена «смуты», когда память о эгоистичных вотчинных интересах удельных князей и бояр, вдруг было не вернула русских людей во времена междоусобного раздрая XII века. Навалившиеся на Россию испытания волей инородных титулованных королевских авторитетов, в борьбе за свою веру и традиции бытия русские люди прошли с достоинством. Вековые уроки Золотой Орды за сохранение собственных государственно-религиозных интересов, в данном случае православных людей, не минули даром. Государство возродилось под инсигниями власти обновлённой ветви русских государей из рода Рюриковичей – Романовыми.
Пётр I и Екатерина II явили своим правлением апофеоз мощной русской государственности на огромной территории Евразийского континента: от Балтийского моря на западе, до Тихого океана на востоке, и от Ледовитого океана на севере, до Чёрного и Каспийского морей на юге. Куда там было «маленькому покорителю Европы» Наполеону, тягаться в 1812 году, хотя и с помощью почти всей Европы, с той огромной силой и мощью того времени, которая называлась Российской империей!
Объединения людей в то или иное сообщество всегда является функцией, имеющей прямую пропорциональную зависимость от общей идеи, общего целеполагания, нравственного единства избравших эту цель людей, и обратную зависимость – от количества осуществляющих её. С увеличением количества этих людей растёт коэффициент нравственной неоднозначности личностей созидателей, их знаний и понимания того, что надо делать. Отсюда, только очень значимые для абсолютного большинства людей реальные цели, способны объединить их и удерживать для достижения желанного.
Российская империя входила в XX век мощным государством, и ничто не предвещало тех бурных кровавых событий, которые разразились на её евразийской территории в первой половине этого столетия. Оказалось, что русские люди не были готовы к тем социальным переменам, который нёс в себе бурно развивающийся индустриальный капитализм. Он отрывал бесчисленные людские массы от земли и бросал их в огромные помещения фабрик и заводов, начинённые постоянно громыхающими крутящимися железными машинами. Здесь перемалывались судьбы бывших крестьян. С массовыми стройками городов, железных и прочих дорог, с их инфраструктурой мостов и обслуживания, городская жизнь с её новыми отчуждёнными межлюдскими отношениями – меняли мышление и нравы людей, которые теперь мечтали о том, чтобы, прежде всего, заработать больше денег и стать значимыми в обществе. Феодальная эпоха, когда социальная важность человека зависела от вековой государственной значимости его родовой фамилии, уходила в прошлое и полностью оборвалась в 1917 году. Новые люди, предки которых ещё столетие назад были простыми людьми, привели Императора Николая II к отречению во имя «единения и сплочения всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думой». Победа над Германией не состоялась, а сама Российская империя рассыпалась на декларированные новые государства. 3 декабря 1917 года собралась специальная конференция с участием США, Англии, Франции и союзных им стран, на которой было принято решение о разграничении их зон интересов на территориях бывшей Российской империи – началась интервенция 14 стран мира на сотрясаемую «классовой войной» территорию России.
Фотография 1918 года.
Восстановление жёсткой государственности на части территории бывшей Российской империи осуществили коммунисты – большевики, мотивируя свои действия политическими лозунгами классовой социальной справедливости для рабочих и крестьян. Коммуна и советы всех уровней, в опоре на беспощадный деспотизм при подавлении любой попытки сопротивления им, стали формой и инструментом, которые обеспечили большевикам победу в гражданской войне.
Железная воля Сталина в конечном итоге обеспечила победу в 1945 году над новым нашествием Западной Европы. Сделала возможным восстановление почти всех границ бывшей Российской империи и усиление влияния Страны Советов в мире, утерянные в 1917 году. Очерченные рассудком и волей главнокомандующего Красной армией, в опоре на силу и мощь государства, патриотизм и волю советского народа, – границы центральной Европы обеспечили ей мир в последующие годы.
Расстрел танками Дома правительства России.
Трагедия, постигшая Россию в 1991 году, стала следствием внутренних причин, и, прежде всего, нравственно разложившегося руководства страны. В результате с карт мира исчезло великая супердержава СССР. Это произошло потому, что граждане страны к этому времени значительно улучшив своё благосостояние, лишились прежних идеалов классовой социальной справедливости. Лишённые настоящих советов и коммун, как органов представительной власти и системы общественного бытия имущественно равных людей, политически пассивные, они не поняли, что в связи с «разборками в верхах» идёт борьба не за декларируемые социалистические идеалы и их совершенствование, а за местнические и личные меркантильные интересы людей из властных структур. В результате страна развалилась на т.н. независимые национальные республики, где власть захватили алчные, амбитные и очень мстительные удельные «князьки» – президенты. Не знание, не рассудок, не понимание происходящего вели этими людьми в их политических решениях – в результате они сами стали заложниками той глупости и тех преступлений, которые совершили в 1991 году, проглотив свои национальные суверенитеты, но так и не сумев их переварить. Маются теперь с протянутой рукой, взирая на энергоносители и прочие блага, некогда широкой рекой проистекавшие в союзные республики из недр Великой страны и обеспечивавшие неуклонный рост благосостояния советских граждан.
Именно в этом прагматизме научно-технического века, обеспечивающего неуклонное развитие цивилизации кроется огромная предпосылка на воссоздание единовладной над своими природными и умными человеческими ресурсами страны, где общее разноуровневое культурное наследие будет залогом социальной справедливости. В этом направлении уже сейчас начался и развивается процесс образования новой надгосударственной структуры на территории Евразии. Здесь сошлись и органически синтезировались в различных социумах: холодный, логический рассудок людей севера, рациональность и чувство справедливости европейцев славян и огромная жизнестойкая эмоциональная сущность азиатов, позволявшая им всегда находить такие решения насущных проблем, которые холодный ум севера никак не мог разрешить. И это вселяет оптимизм!