Россия прекращает экспорт бензина
Власть пытается спасти внутренний рынок от нарастающего дефицита топлива
Власти решили бороться с дефицитом моторного топлива внутри страны проверенным на сельском хозяйстве методом: в мае будет введен запрет на экспорт нефтепродуктов. Это, по замыслу правительства, позволит насытить российский рынок. Впрочем, вводя ограничения на вывоз производных нефти, Министерство энергетики сразу оговорилось, что в краткосрочной перспективе бензин подорожает на 5%. Это связано с нежеланием нефтяных компаний упускать прибыль: не имея возможности продавать за рубежом, бизнес полезет за лишним рублем в карман россиян.
Беспрецедентное решение на время ограничить экспорт нефтепродуктов из России было принято правительством на фоне нарастающего беспокойства по поводу дефицита бензина в ряде регионов страны. Первым субъектом, столкнувшимся с острой нехваткой топлива, стал Алтайский край: там бензин подорожал сразу на 5 рублей за литр. Затем дефицит начал распространяться и на другие регионы. Вместе с тем в СМИ начали появляться мнения экспертов и комментарии нефтяников о том, что гнать бензин на экспорт выгоднее, чем продавать внутри страны.
Действительно, нефтяные компании, воспользовавшись ажиотажным спросом и растущими ценами на нефть на мировых рынках, решили увеличить объемы поставок не только сырья, но и нефтепродуктов. Так, за четыре месяца 2011 года объем экспорта нефтепродуктов составил 1 млн. тонн. Прирост объемов экспорта в феврале этого года по сравнению с январем составил около 20%, что очень существенно для России, которая предпочитает экспортировать сырую нефть, не тратя силы на ее переработку. В прошлом году, по данным Минэнерго, экспорт нефтепродуктов составил всего 3 млн. тонн.
Однако в погоне за прибылью бизнес, как и следовало ожидать, совсем «забыл» о российских потребителях. В результате крупные оптовые поставщики нефтепродуктов либо вовсе перестали отпускать топливо независимым автозаправщикам, либо существенно повысили отпускные цены. Это, в конечном счете, привело к тому, что людям стало подчас нечем заправлять свои автомобили. А «несистемные» АЗС – не входящие в структуру крупнейших нефтяных компаний – вполне могут оказаться крайними: либо повышать цены, чтобы не работать себе в убыток, либо сворачивать бизнес. Ведь топливо они приобретают оптом у структур компаний «большой пятерки», а те, в свою очередь, могут взвинтить закупочные цены.
Примечательно, что запрет на экспорт бензина из страны, по идее – отличная новость для автовладельцев. Ведь по объективным экономическим законам, с увеличением предложения при неизменном спросе цена на товар должна снижаться, а значит и бензин в России должен подешеветь. Так, например, произошло после введения запрета на экспорт зерна в августе прошлого года. Но нефтяная отрасль России руководствуется другими законами, пусть и абсурдными с точки зрения логики. Именно поэтому Минэнерго предупредило о том, что цена на бензин увеличится на 5% «в краткосрочной перспективе». Хочется верить, что данный прогноз – результат комплексного анализа состояния рынка, а не просто отмашка нефтяникам: «повышайте».
Примечательно, что накануне новостей из Министерства энергетики о повышении цен на бензин заговорил и бизнес. Так, Вагит Алекперов, президент и совладелец ЛУКОЙЛа, заявил в интервью телеканалу Russia Today, что в ближайшее время возможно подорожание бензина на 5-7%. Остается подождать прогнозов роста цен от «Роснефти», «Газпромнефти» и других нефтяных корпораций. «Такие «прогнозы» объясняются очень просто: нефтяные компании не хотят терять прибыль, которую они получали, реализуя продукцию за рубежом по высоким ценам, – говорит в интервью «СП» аналитик компании LoginFX Алексей Жуков. – При этом та «краткосрочная перспектива», когда цены вырастут, – это максимум две недели». Аналитик отмечает, что снижения цены стоило бы ожидать, но только не в случае с российской экономикой. «Вместе с объективными факторами ценообразования в России есть еще один «регулятор» – это сама нефтяная отрасль, которая способна корректировать ситуацию под себя», – констатирует Алексей Жуков. Стоит отметить, что дополнительную маржу нефтяники получат и посредством сокращения логистических расходов: транспортировка нефтепродуктов внутри страны так или иначе дешевле, чем поставка их за границу.
Заместитель министра энергетики Сергей Кудряшов, комментируя решение правительства, заверил, что власти постараются не допустить «серьезного» роста цен на топливо. При этом о госрегулировании цен, по словам Кудряшова, «речи не идет», поскольку запасов нефтепродуктов в стране «вполне достаточно». Чиновник министерства также отметил, что проблемы с поставками бензина возникли в основном на АЗС независимых участников рынка, а не в сетях крупнейших нефтяных компаний. Что, впрочем, вполне понятно: мелким трейдерам нефтяные гиганты либо просто отказались продавать топливо, либо резко взвинтили цены, провоцируя искусственный дефицит и рост цен. Есть мнение, что таким образом крупнейшие игроки решили добиться повышения цены, не напоровшись на крупные штрафы Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая время от времени обвиняет нефтяников в картельном сговоре. Ведомство совместно с Генпрокуратурой и в нынешней ситуации начало комплексную проверку нефтяных компаний. Остается надеяться, что такой «тандем» антимонопольщиков и прокуроров окажется сильнее мощного нефтяного лобби.