Российская экономика: на пути к эффективному развити
Важнейшее условие дальнейшего позитивного развития реформ – переход к активной и реальной политике созидания. В посланиях и выступлениях этого года Президент фактически обозначил рамки новой государственной стратегии, теперь все будет зависеть от того, насколько адекватно будет работать государственная машина, какие конкретные меры предпримет Правительство, как ее воспримет бизнес и население.
Основные проблемы российской экономики – отраслевые и региональные диспропорциями – сырьевая специализация, неразвитость производства, отсталость сельского хозяйства и ряда регионов в целом. В совокупности это приводит к значительному социальному неравенству, находящему свое отражение в достаточном большом разрыве между доходами самых богатых и бедных, а также в средних показателях дохода и развития между регионами.
Эти явления являются как наследством плановой экономики, так и следствием недостаточного формирования рыночных механизмов на фоне определенной однобокости начальной стадии реформ (1992-1998 г.г.), имевшей излишний акцент на монетарной политике и определенной пассивности государства. Рынок сформирован, но он несовершенен, монополизирован, не все рыночные институты (например отношения собственности, финансовая, правовая системы) имеют адекватную степень развития, инвестиционный климат требует улучшения, а где-то в глубинке существует натуральное хозяйство.
На самом деле рынок – это предельно жесткая среда, когда каждый человек своим трудом должен доказать, что он занимает свое место под солнцем не зря – сам оплатить жилье, образование, отдых. Основная задача государства – создание экономических условий, при которых подавляющее большинство населения смогло бы обустроить свою жизнь самостоятельно.
В последнее время экономисты многих стран достаточно активно анализируют опыт проведения реформ в Восточной Европе, Китае и России [1]. Основные выводы заключаются в том, что сосредоточение стратегии проводимых реформ только на построении абстрактной рыночной модели, приватизации и монетарных факторах не дают должных стимулов для полноценного развития экономики, в частности не всегда позволяют решить задачу роста жизненного уровня граждан. Центральным узлом данной проблемы является роль государства – как правило, реформы проводимые слабым государством, имеют низкую эффективность.
Наиболее приемлимая модель для России видимо та же, что характерна для большинства развитых стран – многоукладная, социально-ориентированная рыночная экономика, основанная на сочетании движущих сил рынка и конкуренции с одной стороны и государственного регулирования – с другой. Если отталкиваться от такой модели, то формирование консенсусной идеологии, сочетающей интересы подавляющего большинства групп граждан, основанной на синтезе либеральной экономической школы, институционализма, а также неокейнсианства выглядит вполне возможным. Так какой должна быть стратегия и роль государства, чтобы эффект от его действий был максимальным ?
Рост доходов населения создает важнейшие предпосылки для повышения совокупного спроса и дальнейшей экспансии экономического развития. Как известно, внутренний рынок богатеющего Китая имеет колоссальную международную привлекательность. В то же время важнейшим препятствием для развития нашей экономики является низкая платежеспособность населения. Что может сделать обычный житель нашей деревни, если рабочих мест там практически нет, при этом земли у него в лучшем случае около 20 соток? При этом получить кредит на развитие своего хозяйства он никогда не сможет – во-первых, нет залога, а во-вторых, по близости нет ни одного банка. Вот так рождается замкнутый круг – нищета порождает нищету. Подчеркнем, что в таких условиях монетарная доктрина не работает, а частная экономика – основной экономический двигатель – приемлимыми темпами развиваться не может.
В выступлениях Президента часто звучит тема борьбы с бедностью. Наилучшее средство борьбы с ней – экономический рост, одним из возможных путей стимулирования которого является повышение совокупного спроса за счет бюджетных расходов. Как известно, этот рецепт был предложен величайшим экономистом 20 столетия Дж.М.Кейнсом и был достаточно успешно применен выдающимся государственным деятелем Президентом США Франклином Рузвельтом, не только вытянувшим Америку из лап последствий Великой американской депрессии, но и приложившего немалые усилия для гуманизации рыночной системы, создавшего так называемый капитализм с «человеческим» лицом [2]. Как известно, Президент высоко оценил деятельность Ф.Рузвельта.
Что у нас есть общего с той ситуацией? На самом деле, немало: 1) неиспользуемые производственные мощности, значительный спад производства со времен СССР; 2) существенная явная и скрытая безработица – когда многие граждане получают крайне низкую заработную плату около 100 долл в месяц; 3) избыточная монополизация рынка ; 4) низкий платежный спрос значительной части населения; 5) низкий уровень социальной поддержки. Обеспечить необходимые темпы развития нашей экономики в настоящий момент без рационального и уместного вмешательства государства не представляется возможным. В этом смысле опыт реформ Рузвельта был бы для нас очень полезен.
И фактически он уже используется. В своем послании Президент обозначил переход к Новому курсу, основанному на приоритетах развития, широкомасштабным проектам совершенствования инфраструктуры страны. Президент устранил основное противоречие в имевшейся политике – между уже значительными финансовыми возможностями государства и нерешенными проблемами экономики.
Меры по повышению совокупного спроса могут проводиться по двум направлениям. Во-первых – это увеличение финансирования на развитие регионов (строительство дорог, инфраструктуры, жилья), оборону, науку, медицину, образование. Эти меры будут способствовать росту занятости и доходов населения, а в дальнейшем – послужат катализатором для развития частной экономики. К числу этих мер относятся предложенные Президентом в Послании масштабные инвестиционные проекты в области развития энергетики, развития дорог, увеличении расходов на науку, активном строительстве жилья, его ремонте и расселении с устаревшего жилого фонда. В этом же направлении будут работать проект по реализации Олимпиады в Сочи. Во-вторых – это разумное повышение заработной платы государственных и муниципальных служащих, врачей, учителей, ученых, военных, МВД и силовых структур, а также пенсий. Первые, очень осторожные шаги в этом направлении уже сделаны. При этом текущая экономическая ситуация вполне безболезненно позволяет реализовать эту стратегию. У этой проблемы существует также моральный, политический и экономический аспект. Каков престиж службы в армии? Можно ли всерьез говорить о борьбе с коррупцией? Кто будет учить наших детей ? Каков будет уровень медицинского обслуживания ? Кроме того, не все (и не везде) могут найти себе место в рыночной системе – эффективный государственный сектор и система государственного заказа, характерные для развитых экономик помогают диверсифицировать источники занятости населения.
В то же время, прежде чем проводить масштабные госинвестиции, следует навести строжайший порядок в госфинансах, в системе расчетов и финансирования бюджетных программ, в противном случае инфляционная атака неизбежна. Напомним, что о важности этих проблем Президент упоминает постоянно. Необходим строжайший контроль менеджмента госпредприятий, их расходов, финансовых потоков; обеспечение конкурсной системы госзаказа, лицензирования контрагентов. Если финансирование государственных программ вести профессионально, инфляции не будет. Целесообразно создать по направлениям несколько банков развития, на базе их и имеющихся государственных банков следует создать разветвленную систему финансирования. И наконец самое важное вмешательство государства должно эффективным и рациональным. Интересно, что сам Кейнс также подчеркивал это: «Правительство не должно быть нигде, где может быть частный сектор, даже если кажется, что правительство может лучше сделать эту работу».
Очень показательно, что сейчас западные эксперты постоянно высказывают недовольство по поводу расширения государственного вмешательства в российскую экономику. Но что происходит у них – чем как не государственным вмешательством являются сотни миллиардов долларов бюджета Пентагона в США, а значительные субсидии фермерам в ЕС ?
Но в то же время основное средство экономического развития, в том числе и борьбы с бедностью – это развитие частной экономики. При этом основная роль государства – выстраивание эффективной и цивилизованной экономики, создание привлекательных макро- и микроэкономических условий инвестиционного климата, развития эффективного частного сектора, создание эффективного механизма использования национальных ресурсов.
В чем же причина бедности значительной части наших граждан, живущих все же в богатейшей, даже несмотря на свои климатические недостатки, стране мира? Основные причины: 1) социалистическое прошлое, связанное с неразвитостью потребительских секторов экономики, отсутствием предпринимательства; 2) недостаточное развитие экономики в течении реформ в регионах и в промышленном производстве; 3) противоречивость налоговой политики; 4) недостаточность государственного финансирования; 5) неразвитость системы банковского финансирования; 6 ) низкая степень доступности местных ресурсов для населения и их вовлечения в рыночный оборот. Конечно, уже прошло 15 лет реформ и нельзя все «сваливать» на прошедшее. Тем не менее, в значительной степени, корни этой бедности кроются в нашем прошлом. Во-первых, в позднем отмене крепостного права, а во вторых полным отрицанием частной собственности после 1917 г., что очень негативно отразилось на предпринимательской активности значительной части нашего населения. И это очень серьезная проблема [3].
Если основную занятость ранее создавало государство, то теперь об этом в значительной степени должен позаботиться эффективный частный сектор, на формирование которого требуется значительное время. Первоначальное накопление капитала и собственности крупных субъектов экономики сейчас уже произведено, однако положение в регионах и промышленности оставляет желать лучшего. Чтобы добиться уровня жизни развитых стран, необходимо запастись терпением, которого нам всем очень не хватает.
Россия – уникальная страна имеющая огромную территорию. В то же время очевидно, что степень ее освоения пока еще очень мала. Значительная проблема – неравномерность регионального развития, являющейся одной из причин сокращения численности населения страны. Основная часть всех ресурсов и деловой активности в нашей стране сконцентрировано в Москве, Питере и еще нескольких крупных городах. При сохранении существующих тенденций страна может приобрести проблемы в контроле над своей огромной территорией. Таким образом – развитие глубинки – это важнейший вопрос национальной безопасности.
Анализ опыта большинства стран, построивших капиталистическую экономику (США, Япония, Китай и пр.) показывает, что нормальное развитие рыночной экономики без эффективных реформ в аграрном секторе невозможен . И дело не столько в форме владения землей – например в Китае это аренда [6], что для развитых экономик не типично – сколько в ее доступности и вовлечении в рыночный оборот.
Пока экономика естественным путем не может обхватить своим развитием все регионы, нужно создать условия для нормальной жизни в регионах. Провести выделение личных наделов достаточной площади, под их залог выдавать кредиты на строительство жилья, на развитие хозяйства, создать финансирующую структуру на базе микроотделений государственных и частных банков, использовать коллективные формы взаимопомощи при освоении земли, строительстве жилья. На самом деле, это один из самых элементарных способов вывести значительную часть нашего населения из нищеты и создания условий для накопления сбережений – размер личного благосостояния крестьянина зависит от его воли к работе, крепости его семьи и размера площади его земельного участка. И если у государства есть возможности, способные решить эту проблему – их безусловно надо использовать. И чем больше ресурсов будет находится в рыночном обороте, тем более развитой будет экономическая и финансовая система страны.
Если дать толчок к развитию регионов, деревни, экономика получит колоссальный спрос на все – на строительство жилья, дорог, коммуникаций и т.д., возрастет занятость, подтянется национальная промышленность. При дальнейшем увеличении доходов населения внутренний рынок имеет огромные возможности и его потенциал окажется намного больше, чем рынков внешних. Безусловно, при этом бюджет страны и ее ВВП выйдет на качественно новый уровень. И такая ситуация уже наблюдалась в ходе решения земельного вопроса в Царской России [4-5]. А по поводу нашего климата можно отметить, что по ряду оценок в результате глобального потепления Россия только выиграет.
Недавно по телевидению показали репортаж из Нижнего Новгорода (область) о том, что деревни пустуют, и местные власти готовы принять крестьян из Китая. Безусловно, более эффективный способ решения проблемы возможен за счет миграции русского населения из стран СНГ, например из Прибалтики. Следует также оказывать поддержку семьям и молодым специалистам, решившим связать свою жизнь с селом и уехать из города. В свое время делался упор на урбанизации, в результате наблюдался отток населения из сельской местности в город. Возможно, со временем тенденция может измениться. Как известно, в США есть так называемая американская мечта – свой личный дом, Россия как и Америка, должна стать коттеджной.
В бюджетном послании Президент еще раз говорил о повышении конкурентности и инвестиционной привлекательности российской экономики, в т.ч. снижении налоговой нагрузки на экономику. И в этих вопросах мы имеем значительный резерв для совершенствования.
Одна из особенностей нашей экономики в том, что большинство ее субъектов пытаются «выжать» из своего положения на рынке максимально возможную прибыль. Результат – высокие цены на жилье, недвижимость, бензин, ресурсы, и многие другие товары; – рост издержек, инфляционное давление, снижение возможностей экономического роста. Мы страна – производитель, но у нас достаточно дорогой бензин. Цена жилья в Москве, Питере и ряде крупных городов делает его приобретение проблемным даже для значительной части среднего класса. Перспектива – монопольный рост тарифов на услуги ЖКХ. Непростые условия при вхождении на рынок (высокий барьер) сохраняет низкий уровень конкуренции, что препятствует нормальному развитию многих рынков для удовлетворения потребностей субъектов с минимальными издержками. Напротив, если вспомнить опыт тех же США, то Ф.Рузвельт предпринял максимальные меры для борьбы с монополизацией экономики, доступности жилья и пр. Опыт Китая [6] еще раз показывает, что высокая степень развития конкуренции является важнейшим условием экономического роста и развития производительных сил. Хотя в целом наша экономика от вступления в ВТО должна выиграть, ряд отраслей, пока не знающих жесткого уровня международной конкуренции, может испытать серьезные проблемы.
Российская экономика состоит в значительной части из крупных предприятий, играющих в ней огромную роль, и в будущем число таких предприятий будет только расти. В этой связи особенно актуальным является проблема создания реальных механизмов антимонопольного регулирования. Для эффективного развития экономики следует сделать акцент на создание значительного конкурентного сектора среднего и мелкого предпринимательства, что будет способствовать росту доходов населения, повышению занятости, снижению социальной напряженности, формированию опоры власти – среднего класса. Именно мелкий бизнес наиболее эффективно снимает проблему занятости населения в условиях рынка. В развитых странах доля малых предприятий в ВВП составляет – 50-60%, а у нас – чуть более 12 %. Необходимо сделать все возможное для развития частного, особенно мелкого предпринимательства – путем развития консалтинговых центров, школ предпринимательства, систем финансирования.
Мировой капитал стремиться туда, где выше его отдача, т.е. где ниже риски, издержки, налоги. Каковы факторы успешного развития предпринимательства, или так называемого инвестиционного климата? Это собственность, ее правовая защита, доступность кредита, низкие процентные ставки, низкие налоги. Поговорим о налогах – некоторые из их надо снижать. Для того чтобы: 1) повысить их собираемость; 2) сделать экономику более прозрачной и легальной; 3) стимулировать экономический рост; 4) увеличить приток капитала; 5) повысить конкурентоспособность наших товаров перед вступлением в ВТО.
Давно известно, что по мере роста налогового бремени наблюдается падение собираемости налогов (кривые Лафера), уход бизнеса в “теневую” экономику. Наша экономика раздвоена, и все прекрасно это понимают – есть официальная заработная плата и неофициальная, есть управленческая прибыль и балансовая, есть рыночная стоимость недвижимости и есть балансовая; наконец, есть схемы оптимизации налогообложения. Размеры этой раздвоенности уже давно и явно играют против интересов государства – значительная часть предпринимателей пользуются оптимизационными схемами. И хотя усилия Правительство предпринимает определенные усилия по борьбе с теневыми операциями и легализацией экономики, вопрос еще не решен. В то же время сама по себе «серость» является серьезным препятствием для экономического развития – успешное привлечение финансирования как корпорациями, так и физическими лицами требует полной легализации их доходов.
Представляется, что введенный в 1992 г. высокий НДС – 28 % обусловил широчайшее распространение теневых операций. Аналогично отразились и высокие налоги на заработную плату. Особенно тяжело высокий НДС работает против производства, где есть достаточно длительный цикл. На рынке существует значительная конкуренция, и выигрывают товары, имеющие меньшие издержки. Сначала следует создать нормальные налоговые условия для развития промышленности, а уже затем пользоваться плодами ее развития – созданием рабочих мест и масштабными поступлениями в бюджет. Об этом же говорит и успешный опыт Китая, успешно использовавшего налоговые льготы для развития производства [6].
Огромная заслуга государства в том, что для мелкого и среднего бизнеса ввели упрощенную систему налогообложения фактически с льготными ставками (6% от дохода или 15 % от прибыли). В то же время было целесообразно постепенно снизить НДС с уровня 18 % до примерно 10 %, проводя активную с борьбу со схемами по его оптимизации. Аналогичная стратегия должна быть при «обелении» зарплат.
А чего стоят наши бесконечные согласования, административные барьеры, составляющие основу для коррупции [8] ? Насколько защищен наш бизнес от криминала ? Насколько адекватна наша правовая система ? Нужно помнить, что чем более простыми, легким и безопасными будут условия ведения бизнеса, тем более богатой будет страна.
Финансовая система РФ в значительной мере отстает от параметров развитых стран. Банковская система имеет сравнительно небольшой размер – отношение Активы/ВВП – 45% ( развитые страны – 100-300 %); доля кредитов в совокупных инвестициях предприятий около – 6.5 % (в развитых странах – около 50 %). Значительная часть банков мелкие. Одна из основных проблем – низкая доступность кредита, обусловленного высокими рисками развития бизнеса, недостаточностью залогового обеспечения. Нет кредита – нет развития – круг замкнулся. Существует еще достаточно важный момент – развитие региональной банковской системы, имеющий огромный дефицит местных банковских отделений, способной обеспечить кредитными ресурсами местную экономику, пусть и в микро-объеме. В совокупности наша экономика имеет очень низкий коэффициент моментизации (отношение денежной массы М2 к ВВП) – 33,8 %, тогда как в Китае – 165%[7].
Важнейшая задача, в решении которой необходимо добиться прогресса в ближайшее время – обеспечение ощутимого роста благосостояния широчайших слоев населения за счет более эффективного использования экономического потенциала страны. Основа гражданского мира в настоящем – наличие национальной идеи о реализации этих ценностей в относительно недалеком будущем. Президент как-то сказал, что наша национальная идея – эффективность во всем. Затем он акцептировал свое внимание на росте благосостояния граждан и справедливости. С другой стороны, каждый человек хочет гордиться своей страной. Национальная идея – это гордость россиян за свое крупнейшее в мире государство, его историю, культуру. Это эффективная экономика, высокий уровень жизни, развитое промышленное производство, активное развитие регионов, процветающая деревня, профессиональная армия, справедливость и нравственность. И наконец – это восстановление наших позиций в мире. Возможности нашей экономики, одной из богатейших в мире по запасам природных ресурсов практически не имеют равных. В будущем Россия обязательно станет одним из мировых лидеров, играющего роль крупнейшего экономического, финансового, промышленного и культурного центра.
Почему в одних странах реформы эффективны, а в других нет? В чем секрет успешных реформ – это прежде всего – конкретные цели, сильная государственная власть, точность в выборе стратегий реализации, национальная и социальная ориентация. Ярким и удачным примером таких программ являлись стратегические планы Японии, Южной Кореи, послевоенной Германии, а теперь уже и Китая в процессе перестройки и экспансии их экономик.
Мы наконец добились перепроизводства в некоторых областях. Что касается «книгопечатания», то этого у нас в избытке. То же самое наблюдается на эстраде – певцов хоть отбавляй. Некоторые даже попали в мировые чаты. Но наша страна, являющая одним из лидеров космических технологий, а также рынка вооружений могла бы значительно более сильно проявить себя в таких отраслях, как авиационная, автомобильная, судостроительная, станкостроительная и пр.
Как известно, власти и бизнес Китая создают все условия для привлечения импортных технологий и развития на их базе своих [6]. Необходимы стратегические программы развития тех отраслей, где с точки зрения международного разделения труда мы могли мы лидировать. Примерами такого курса могут быть обозначенные в Послании Президента такие меры, как развитие авиапрома, развития и господдержки морского судостроения. При этом очень неплохие результаты могут получиться при взаимодействии государства и крупного капитала. Как известно, корейский Президент Пак Чжон Хи, автор корейского экономического чуда, страны, которая увеличила свой ВВП между 1963 и 1974 года втрое (т.е.10 % в год) использовал прямую постановку задач представителям крупного капитала на развитие тех или иных отраслей промышленности [9]: «Придя к власти, Пак вызвал на ковер всех ведущих бизнесменов страны… и начал постановку … задачи. В качестве таковой объявлялось создание высокоэффективной экономики, способной конкурировать с Японией и прочими экономическими монстрами… Цой, ты каким бизнесом занимаешься? – Производство риса и игорный бизнес. – Будешь строить суда! Надо утереть нос британцам и норвежцам! – Но я не могу! … – Я тебе помогу. Государство тебе поможет. Будет трудно поначалу. Но мы победим. Главное – помоги стать Корее могущественной державой… Откажешься – обижусь. Понял?! … Ким будет производить телевизоры и магнитофоны… Чо – автомобили… ».
Государству (Корпорация «Россия») следует позаимствовать самые современные корпоративные модели управления. Развитие нашей экономики без создания высокоэффективной плановой системы невозможно. Сейчас по таким планам работают все корпорации. Необходимо восстановить систему срочного государственного планирования (от 3 до 5 лет) – как в масштабах всей страны, так и на региональном уровне с четкими планами по росту экономических показателей. Первый шаги – принятие трехлетного бюджета – в этом направлении сделаны. В тоже время в бюджетном послании Президента поставлена задача перейти 10-15 летнему интервалу планирования. «Национальные проекты» должны превратиться в конкретные задачи с заданным численным содержанием. Реальное развитие требует создание мощнейшей государственной инфраструктуры, связанной с планированием, финансированием, делегированием и контролем исполнения принятых программ. Понятно, что со времен командной экономики у многих остался неприятный осадок как плановой системе, так и планированию показателей государства. Однако если мы хотим добиться решения значительных задач, их постановка и планирование является неизбежным. Задача вхождения страны к 2020 г. в пятерку крупнейших экономик, предложенная Первым Заместителем Преседателя Правительства Сергеем Ивановым с соответствующими планами по увеличению ВВП вполне могла бы стать нашим национальным мега-проектом. Показателен в этом смысле тот же Китай, который не отказывался от планирования своего развития и именно поэтому успешно перевыполнял свои планы. КНР имеет стратегические планы развития до 2050 и даже до 2100 года.
Не менее эффективной может быть идея большей самостоятельности регионов, создания такой системы разделения налоговых поступлений между регионами и центром, которая способствовала бы созданию экономических стимулов к их активному развитию. Губернаторы и главы местных администраций должны иметь планы по развитию своих регионов, под эти планы они должны постоянно привлекать частных инвесторов. Чтобы создать механизмы заинтересованности государственных служащих, можно ввести премирование за развитие экономики. По реальным результатам они могли бы зарабатывать много и легально. При этом развитие реальной системы местного самоуправления – это единственное, что способно создать реальный механизм управления нашей огромной страной, приблизить решение наших наболевших проблем именно снизу [5]. По всей видимости, такие проекты, как программа развития дальневосточных регионов, а также проведение Олимпиады в Сочи могут стать примерами целенаправленных действий государства по развитию регионов страны.
Один из важнейших факторов успешного развития – развитие науки, образования и высоких технологий. И тема также прозвучала в Послании Президента, принявшем решение о значительном увеличении расходов на науку, в том числе на такое важное направление, как развитие нанотехнологий. Появление новых технологий всегда являлось одним из ведущих факторов технической революции и сопутствующего экономического роста. Как известно, тот же Китай вышел на третье место в мире по затратам на научные цели [6]. В 20 веке наша наука во многих областях имела высочайших уровень, сохраняется он и теперь. Необходимо активно развивать и совершенствовать нашу научную школу – это наше национальное богатство. Особенно актуально развитие передовой и массовой системы образования, увеличение государственных и стимулирование частных расходов на науку.
Современная рыночная экономика является сложной, многоукладной системой, реализующей основные достижения мировой экономической науки. Необходимо правильно понимать роль государства, рынка, верно их разграничивать, творчески применять достижения мировой науки, богатый опыт экономических реформ, не забывая при этом и о своей истории. На это обращал внимание еще Дж.М.Кейнс «”Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций… Она является скорее методом, чем учением… помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям”. Центральное место должна занять экономическая рациональность, в которой найдут применение все позитивные идеи.
Взятый Президентом Новый курс в случае его успешной реализации сможет обеспечить необходимую консолидацию общества, раскрыть весь потенциал страны и обеспечить действительный прорыв к ее эффективному развитию.
8.07.2007
Список литературы.
Ю.А. Ольсевич, «Влияние реформ в России и КНР на экономическую мысль запада», Москва, Инфра-М, 2007 г.
А.В.Смирнов, «Ф.Д.Рузвельт: Новый курс и борьба с Великой депрессией», http://kreml.org/opinions/148168004
Павел Данилин, «Нацпроекты – опытный полигон будущей России», «Финансовые известия», http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-1090430
Т.М. Тимошина, «Экономическая история России», Юстицинформ, Москва, 2006 г. , с.172-184
А.В.Смирнов, «Россия в 2020 г: нужна ли нам активная региональная политика ?», http://www.kreml.org/opinions/152673934
А.В.Смирнов, «Китайская экономика: секреты восходящего мирового лидера», http://kreml.org/opinions/151797995
Владимир Гамза, « Проблемы инновационного развития: бедность в нашем богатстве», http://kreml.org/opinions/146716836
ДМИТРИЙ МИГУНОВ, «Коррупция – главный тормоз», “Новые известия” , 28.06.2007, http://www.rambler.ru/news/russia/statistics/527391663.html
А.С.Селищев, Н.А.Селищев, «Китайская экономика в XXI веке», СПб, Питер, 2004 г.