Сколько было разговоров и переговоров о “Таможенном союзе” между Россией, Казахстаном и Белоруссией, куда также планировалось вступление Украины, но её вступлению мешало членство в ВТО. Проведены все переговоры, установлены точные цифры распределения платежей, согласован текст “Таможенного кодекса”, который должен вступить в действие с 1 июля.
Переговорщики со всех трех сторон получили от руководства своих стран указания завершить разработку принципов его работы к лету 2010 года, а само пространство, предполагающее более глубокую унификацию экономической и торговой политики в ЕврАзЭС, чем Таможенный союз, должно было заработать с 2012 года. Россия, Казахстан и Белоруссия планировали перейти на единую таможенную территорию с 1 июля 2010 г., не исключая возможности принятия в Таможенный союз других стран. Союз предполагал отсутствие таможни на границах между странами-участницами, а также общие ставки пошлин и единую систему нетарифного регулирования внешней торговли. Премьер-министр Владимир Путин, даже, сделал заявление о том, что Российская Федерация, Республика Белоруссия и Республика Казахстан завершают формирование единого таможенного пространства и прекращают самостоятельные переговоры о вступлении в ВТО. И что же теперь? Похоже, что руководство России готово отказаться от стратегического курса на реинтеграцию постсоветского пространства, чтобы реализовать свою давнюю либерально-фанатичную идею по вступлению в ВТО. В итоге, правительство Российской Федерации “кинуло” своих стратегических партнёров и союзников. Иных, более политкорректных слов подобрать трудно.
Как заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в Вашингтоне, куда он прибыл для участия в очередном раунде переговоров по вступлению России в ВТО, Россия будет продолжать процесс вступления в эту организацию самостоятельно, а не в рамках Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Таким образом, судьба недавно созданного Таможенного союза повисла буквально на волоске.
“Всем будет полезно, если Россия станет членом ВТО прежде, чем мы создадим общий рынок с Казахстаном и Белоруссией”, – так объяснил неожиданный разворот Москвы первый вице-премьер. При этом Шувалов не пояснил, кто эти “все”. Но уж точно не Россия, Казахстан и Белоруссия, у которых был исторический шанс восстановить потенциал общего экономического пространства, разрушенного в результате развала СССР.
Ранее Шувалов заявлял о том, что Россия может завершить процесс присоединения к ВТО уже до конца текущего года. А руководитель департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков признал, что Таможенный союз не сможет присоединиться к ВТО в течение ближайших 12 месяцев. “Эти процессы можно завершить в разумные, короткие периоды. Не до конца года, разумеется, и не за год. Но это будут не многие годы, а скорее многие месяцы”, – сказал он. Видимо, под выражением “многие месяцы” следует понимать, плохо скрываемое желание представителей либерального лобби российской администрации заморозить проект Таможенного союза.
А Владимир Путин и вовсе на брифинге в Киеве заявил: “Рано или поздно мы станем членами ВТО. Мы 16 лет уже ведем переговоры о вступлении в ВТО. Переговорный процесс продолжается”. В.Путин подчеркнул, что условия вступления достаточно сложные.
Да, руководство России с упорством, достойным лучшего применения, ведет переговоры о присоединении к ВТО на протяжении уже 16 лет. Еще в начале 2008 года российские власти полагали, что удастся завершить переговоры до начала нового политического цикла в США. Однако главные партнеры Москвы по переговорам – Брюссель и Вашингтон – проявляли несговорчивость и выставляли новые требования, в частности, по пошлинам на лес, алюминию и сборам за транссибирские перелеты. Камнем преткновения все последние годы был и уровень господдержки российского агропрома, а также нормы фитосанитарного и ветеринарного контроля.
Вообще же, по мнению многих экспертов, ВТО сегодня переживает глубокий системный кризис, вызванный тем, что в целях борьбы с кризисом многие страны прибегают к разного рода протекционистским мерам, что расшатывает основу основ ВТО – создание равных конкурентных условий в мировой торговле. В этих условиях Россия, не успевшая пока взять на себя повышенных обязательств, более независима в принятии решений по защите своего рынка и поддержке отечественных производителей.
Между тем саму целесообразность присоединения нашей страны к этой организации никто обществу убедительно так и не доказал. Более того, лоббисты ВТО фактически скрывали от широкой общественности (да и от высшего руководства, видимо, тоже) те крайне негативные последствия, которые ожидают нашу страну после присоединения к ВТО. В прессу время от времени подбрасывалась лишь выборочная статистика плюсов, которые, якобы, получит Россия. Однако о минусах лоббисты, разумеется, умалчивали. Открытых дебатов по этому вопросу также не велось. С другой стороны, дискуссия и невозможна, поскольку плюсы от вступления абстрактны, а минусы конкретны.
Среди плюсов утверждается что, стать полноправным членом ВТО престижно и выгодно, что наконец-то можно выйти из международной изоляции, открыть для отечественных товаров весь необъятный мировой рынок, забыть о дискриминационных законах и поправках. Также среди основных плюсов приводятся следующие доводы: возможность резко снизить потери российских экспортеров от антидемпинговых преследований, “вписать” наши предприятия в мировые технологические цепочки, надежно защитить отечественную интеллектуальную собственность.
Что ж, доводы на первый взгляд очень весомые, но при детальном рассмотрении каждого из пунктов видно, что это только абстрактные понятия, а реальную выгоду получат только экспортёры стали, а также некоторых природных ресурсов. Что касается защиты интеллектуальной собственности, то тут и комментировать практически нечего, поскольку основные страны лидирующие в нарушении интеллектуальной собственности – Россия и Китай. Однако Китай – член ВТО, а то, что там снизится производство пиратской продукции надеяться не приходится. Следовательно, ВТО на выпуск контрафактной продукции не влияет, а влияет только уровень работы правоохранительных органов по данному направлению. Что касается “вписываемости” отечественных товаропроизводителей в “мировые технологические цепочки” и увеличение продаж на внешние рынки, то это также остаётся пустыми словами, поскольку даже в своей стране им удержаться в жизнеспособном состоянии будет ой как не легко, поскольку на равных придётся конкурировать с более дешёвой и зачастую более качественной продукцией.
Теперь о минусах. Любое производство на территории России столкнётся с негативными последствиями. Для одних отраслей эти последствия окажутся болезненными, а для других – губительными. Ведь вступление будет означать, что российские товаропроизводители на внутреннем рынке будут на равных конкурировать с производителями других стран. Выдержит ли, например, отечественный автопром такую конкуренцию? На этот вопрос говорит председатель Общественного совета при Президенте РФ по вопросам присоединения к ВТО, депутат Госдумы Константин Ремчуков: “Мы слишком долго жили в изоляции от всего мира, и чтобы поднять конкурентоспособность нашего автопрома до мирового уровня, нужны время и деньги”. И далее: “Ведь “пустить под нож” отрасль, где работает почти 2 млн. человек и которая приносит около 10% поступлений в бюджет, – нельзя. Все страны, даже самые высокоразвитые, заключая подобные договоры, стараются в первую очередь защитить своего производителя”.
Если правительство так уж хочет в ВТО, то в основе переговоров России с данной организацией должно быть отстаивание определенных льгот, которые позволят защитить отечественных товаропроизводителей. Если РФ вступит в ВТО без дополнительных защищающих условий, то к нам практически бесконтрольно сразу хлынут товары со всего мира, что и вовсе не оставит не малейших шансов хоть как-то выжить отечественным товаропроизводителям. Ведь, по себестоимости отечественные товаропроизводители не имеют ни малейших шансов конкурировать со многими странами и в первую очередь с Китаем. А Китай умеет производить не только токсичные одежду и детские игрушки, но и очень качественную продукцию.
Проблемы отечественных товаропроизводителей заключаются как в технологическом отставании, зачастую в более низком качестве, а также в разы превышающей себестоимости по сравнению с аналогичной продукцией в сравнении даже со странами Азии. Кроме того, постоянный рост цен на металл, электроэнергию, воду и топливо только увеличивают себестоимость отечественной продукции.
Сейчас в переговорах с ВТО Россию преимущественно представляют либералы, именно они и устанавливают российскую позицию в данном вопросе. Именно те, кто развалил экономику, кинув страну в открытую рыночную экономику, хотят полностью уничтожить возможность в России хоть что-то производить. Правительство ведёт страну в ВТО, но понимает ли оно куда ведёт страну, вступая в эту организацию? Понимает. Например, руководитель Департамента тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития Андрей Кушниренко говорит: “Вступление в ВТО является для российского правительства приоритетной задачей”, и он же заявляет: “вступление в ВТО будет болезненно для российских предприятий, при этом самостоятельно создавать современные модели наши производители не смогут, так как у них нет миллиардов долларов для собственных разработок”.
Экономический кризис и вызванное им падение производства в глобальном масштабе, как казалось, внесли серьезные коррективы в планы сторонников присоединения России к ВТО, но, видимо, правительство РФ решило ничего не менять. Вроде, наглядно видно, что политика протекционизма и поддержки собственного производства в условиях экономического спада, несмотря на публичную риторику лидеров G-20, являются первоочередной антикризисной мерой на национальном уровне, но либеральное лобби не видят, не понимают или не хотят этого понимать. А скорее всего, и видят, и понимают, и сознательно фанатично тянут Россию в ВТО. Я не думаю, что ими двигают экономические “убеждения”, а, вот, что именно, тут, видимо, поле для рассуждения комитетам национальной безопасности, но, увы, либералы заблаговременно позаботились об отмене статьи УК “Измена Родине”.