Просиявшая Виленская Одигитрия

Просиявшая Виленская Одигитрия

В Виленском  храме  монастыря сошествия Святого Духа в пределе Святых равноапостольных  царя Константина и царицы Елены наше внимание привлекает  старинная икона Богородицы. Привлекает прежде всего своей темнотой. Сквозь потемневшую олифу чуть проступает позолота и сам образ, давно не подновляемый, как бы забытый. Но старожилы монастыря, глядя на него, только улыбаются:  «Просияла,- говорят,- Матушка.  Раньше совсем нечитаемая была.  А нынче просияла, самоочистилась.  Иные времена настали. Сама икона была очень старая.  Но это копия, список. Писан с оригинала в 1915 году. Тогда германский фронт подходил к Вильне, саму икону  вместе с мощами святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия отправили в Москву  подальше от осквернения. Германцы хоть вроде и христиане, а с православными святынями обращались негоже. Протестанты, одно слово.  Всякое понятие потеряли. Архиепископ Виленский Тихон, будущий святой Патриарх, отправил ее от греха подальше вместе с другими святынями. А на месте ее расположили список, наскоро писанный перед эвакуацией. Вот он-то и потемнел. Времена были страшные. Верующих мало. Наказывали за веру. Вот лик и потемнел. А стали люди приходить и молиться – опять просиял. С православными иконами это бывает. Потемневшие до черноты образы вдруг начинают очищаться, начинает блестеть позолота,  играть  краски, а сама  Богородица – улыбаться пришедшему к ней за помощью.  Все сейчас ценят в иконах мироточение, а здесь – вот какое чудо».

В мире много Чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Самые первые писаны самим апостолом Лукой. Многие  потом писаны с его икон.  Есть и очень старые.  Иконы являются до сих пор.  И в наши дни Богородица не оставляет нас  явлением своих чудотворных Образов. Большая часть Чудотворных икон находится в России, Греции, Белоруссии и на Украине. Почти в каждой стране, где есть хоть горстка православных, где есть православные храмы, есть и чудотворный Образ Пресвятой Богородицы. Литва не исключение. В Литве находятся четыре чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, две из них в Вильне в ста метрах друг от друга. Одна из них – Виленская Одигитрия.

Одигитрия (греч. Путеводительница) – знаменитая чудотворная византийская икона, известная во всем христианском мире. Название, согласно византийским источникам 11-12 вв., происходит от греч. Odegoi — указывающие путь; этим словом называли проводников, сопровождавших слепых к чудотворному источнику, на пути к которому располагался храм Одигон с хранившейся там чудотворной иконой Одигитрией. Со временем с этой иконой стали связывать греческое сказание 6 века о написании первого образа Богородицы при Ее жизни евангелистом Лукой. 

В 11-14 веках — покровительница Константинополя и личная святыня императоров. Каждый вторник ее носили крестным ходом по городу, на поклонение ей приходили паломники из многих стран христианского мира, очевидцы оставили описания иконы и совершаемых ею чудес (Стефан Новгородец, 1-я половина 14 в. и другие русские паломники, испанец Руи Гонсалес де Клавихо, начало 15 в.). Погибла в 1453 при осаде Константинополя турками. 

Богоматерь и Младенец на иконе были изображены, по-видимому, в фас, по пояс, в верхних углах иконы помещались полуфигуры архангелов, на обороте иконы — Распятие; образ был украшен массивным богатейшим окладом с драгоценными камнями и вставлен в специальный футляр-киот.

На протяжении веков с иконы делались многочисленные списки-копии и свободные варианты-реплики, которые становились чтимыми образами в различных православных странах и монастырях и получали специальные названия (обычно по месту своего нахождения).

К иконам типа «Одигитрия» относятся иконы Иверская, Казанская, «Скоропослушница», Смоленская, Тихвинская, «Троеручица», Черниговская. Приближены к этому типу иконы Иерусалимская, «Неопалимая Купина», «Споручница грешных». В России самым распространённым образом этого типа является Смоленская икона Божией Матери.

Словом «Одигитрия» называют также иконографический тип, в котором лики Богоматери и Младенца не соприкасаются.

Вот что сообщает Ю.А. Пискун в Русской Православной Энциклопедии:

Виленская Одигитрия – икона Божией Матери – (празднуется 14 апреля, 15 февраля – перенесение в Вильно в 1495 году), чудотворная; названа по местонахождению в городе Вильно. По преданию, это одна из древнейших икон, написанных при жизни Божией Матери евангелистом Лукой и перенесенных в Константинополь из Палестины ( отсюда наименования Виленская икона «Иерусалимская» или «Цареградская»). Согласно одной версии, из Константинополя в Москву Виленская икона, семейная реликвия византийских императоров, прибыла в 1472 году с Софьей Палеолог, будущей супругой великого князя московского Иоанна III Васильевича. По другой, менее признанной, Виленская икона перешла к московским князьям от князей галицких, титулованных королей Червонной Руси, которые в свою очередь получили ее в дар от византийского императора.

Появление Виленской иконы в Вильно связывают с прибытием туда 15 февраля 1495 года московской княжны Елены Иоанновны, которая, вступая в брак с великим князем литовским Александром, привезла с собой из Москвы икону Божие Матери – благословение ее родителей, великого князя московского Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог. В Вильно Виленская икона первоначально находилась в княжеском замке в покоях великой княгини литовской и королевы польской Елены Ивановны.

После смерти великой княгини (24 января 1513), согласно завещанию, икона была помещена над ее гробницей в виленском кафедральном православном Успенском (Пречистенском) соборе – резиденции митрополита Киевского и Литовского, одном из древнейших православных храмов Вильно, построенном великим князем литовским Ольгердом ( освящен в 1385 году). Существует мнение, что Виленская икона была передана раньше в Пречистенский собор самой Еленой Иоанновной.

В период Ливонской войны при ведении переговоров в 1569 г.(1570?) московская сторона пыталась оговорить условия возвращения Виленской иконы, взамен предлагалось отпустить из плена 50 представителей знатных литовских родов, однако предложение было отвергнуто.

В результате провозглашения в 1596 году Брестской церковной унии большинство православных храмов в Вильно стали униатскими. В 1608 году униатским стал и Пречистенский собор. Пытаясь сохранить у себя древнюю икону Божией Матери, православные в 1608 году временно перенесли ее вместе с другими церковными драгоценностями и  реликвиями из Пречистенской в церковь святителя Николая, построенную в 1514 году князем Константином Острожским в честь победы под Оршей. Никольская церковь в 1609 году также стала униатской, и Виленская икона была возвращена на место своего первоначального пребывания – в Пречистенский собор. В 1610 году собор горел, в 1612 году восстановлен, но митрополичья кафедра в 1613 году была перемещена из него в Свято – Троицкую церковь виленского во имя Святой Троицы мужского монастыря, перешедшего  к униатам еще в 1609 году.

О нахождении Виленской иконы в Троицкой церкви в XVII веке свидетельствует завещание 1652 года Александра Дубовича, архимандрита Троицкого монастыря, согласно которому в монастырь делался вклад в 100 золотых ежегодного дохода для совершения в Троицкой церкви перед Виленской иконой каждую субботу акафиста (возможно, перенесение Виленской иконы позднее и было вызвано запустением Пречистенской церкви, о чем свидетельствует надпись 1748  года на иконе, а также упоминание об этом событии в архивных документах Троицкого монастыря за 1775).

Во время русско-польской войны (1654-1667) царем Алексеем Михайловичем была предпринята еще одна попытка возвращения Виленской иконы из Вильно в Москву: русские войска заняли Вильно в 1655 году, а в 1657 и 1658 годах князь Михаил  Шаховской, назначенный Алексеем Михайловичем виленским воеводой, проводил по поручению царя розыски Виленской иконы, оказавшиеся безуспешными (некоторые исследователи XIX века ошибочно полагали, что князь Шаховский искал Остробрамскую Виленскую икону Божией Матери). Как показало проведенное русской администрацией Вильно в 1658 году следствие, икона была вывезена виленским мещанином Юрием Селедчиком из Вильно по реке Вилии на лодке-витине в Крулевец (Кёнигсберг) и спрятана там униатскими монахами. После 1661 года она была возвращена в Вильно. Виленская икона временно покидала Вильно и в годы Северной войны (1700 – 1721) – вместе со своими драгоценным окладом она была вывезена монахами василианского Троицкого монастыря в декабре 1701 года в жировицкий Успенский монастырь.

В Троицкой церкви Виленская икона была помещена в киот, устроенный в середине XVII века на средства виленского бургомистра Юрия Павловича. Икона в нем закрывалась задвижной завесой с изображением Благовещения (по другим источникам – покрова Пресвятой Богородицы). После пожара в Вильно в 1706 году истребившего все убранство Троицкой церкви, но не повредившего Виленской иконы, униатское братство Непорочного зачатия Божией Матери соорудило в 1707 году новый резной деревянный киот, а в 1713 году вызолотило его. В Троицком монастыре Виленская икона находилась и после присоединения Вильно к России в 1795 году, и после ликвидации унии в 1839 году.

По указанию Литовского архиепископа Иосифа (Семашко) в 1851 году для Троицкой церкви взамен старой (униатской) алтарной преграды художником Иваном Хруцким, сыном белорусского униатского священника, был выполнен новый иконостас, в местный ряд которого, слева от царских врат, была помещена Виленская икона. Для удобства паломников перед иконой находились ступеньки, а в дни больших праздников застекленная рама киота снималась и верующие свободно могли приложиться к иконе. Чтение Акафиста Богородице перед Виленской иконой совершалось на вечерне каждую пятницу и собирало большое число молящихся. За помощь и исцеление от болезней верующие украшали Виленскую икону многочисленными приношениями – подвесками и серебряными пластинами.

После поражения Польского восстания 1863 – 1864 годов прославление Виленской иконы приобрело политический оттенок, поскольку этот образ воспринимался как символ исконного Православия Северо – Западного края. В этом аспекте история Виленской иконы стала своеобразным противопоставлением истории Остробрамской Виленской иконы Божией Матери, являвшейся в то время символом национального освобождения для католиков и православных (бывших униатов) Литвы и Белоруссии. Этот период отмечен большим числом публикаций посвященных Виленской иконе, обусловленных стремлением  доказать древность иконы, подчеркнув ее православные корни. Архимандрит Иосиф (Соколов) в книге, посвященной Остробрамской иконе Божие матери, опубликовал и текст молитвы к Божие Матери с просьбой о покровительстве императорскому дому, читаемой в виленском Троицком монастыре перед Виленской иконой.

Виленская икона (размер 134,5х90 см) была написана на 4 досках (2 центральные кипарисовых и боковых липовых). Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании второй половины XIX века, она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери (в зеркальном варианте – с Младенцем на левой руке Божией Матери) и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери. Как и на Тихвинской иконе, на Виленской иконе правая ножка младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука Младенца со свитком лежит на Его коленях, но Его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе.

На протяжении 400-летнего пребывания в Вильно Виленская икона украшалась многочисленными драгоценными приношениями. В 1677 году из серебряных табличек-вотивов, поднесенных иконе, была сделана для нее чеканная риза. Одежды Богоматери и Младенца были серебряными с вызолоченными цветами и орлами, фон выполнен в технике филиграни. Золотую филигранную корону на главе Божией Матери поддерживали два чеканных серебряных позолоченных ангела, на серебряной позолоченной короне Младенца было три драгоценных камня. Фон иконы укрывали серебряные таблички (в том числе вотивные 1758 и 1759), на одной из которых было рельефное изображение коленопреклоненной женщины (предположительно великой княгини Елены Иоанновны).

В архивных документах 1701 и 1781 годов перечислялось множество драгоценных камней, серебряных и золотых украшений, находившихся на Виленской иконе, в том числе у шеи Богоматери 55 ниток жемчуга, Богомладенца – 33 нитки бисера. В 1866 году оклад демонтировали, оставив только басменную раму на полях иконы. Из снятого с иконы серебра и пожертвованных драгоценностей петербургский ювелир А. Соколов выполнил новый оклад, накладные орнаментированные нимбы с бриллиантами и алмазами и корону на главу Божией Матери; на икону изготовили также новую, бронзовую раму. В том же году художник В. Васильев  провел реставрационную расчистку Виленской иконы.

С началом первой мировой войны, русские правительственные и церковные власти организовали эвакуацию наиболее древних и ценных православных реликвий из прифронтовой зоны Литвы и Белоруссии в глубь России. В августе 1915 года Виленская икона вместе с мощами трех Виленских православных мучеников была вывезена в московский Донской монастырь, дальнейшая ее судьба неизвестна.”

 

 —————————————————————————————————–

Итак, как мы видим из истории, икона была утеряна. Сам образ, вывезенный в 1915 году, скорее всего какое-то время находился вместе с мощами святых виленских мучеников в самом Донском монастыре. Позже при Советской власти там был устроен Музей Атеизма, где мощи виленских мучеников показывали как экспонат атеистической пропаганды. Многие верующие  москвичи и виленчане, приезжавшие в столицу по делам, посещали этот музей с одной только целью – поклониться святым угодникам. Более чем вероятно, что и сама икона находилась при Патриархе. Позже, по его кончине, следы ее потерялись. Драгоценный оклад по всей вероятности был снят и утрачен, а сама икона, как и многие православные святыни, ждет еще своего чудесного явления.

К сожалению, к отысканию ее за прошедший век так никто трудов и не приложил. Всё имущество, перевезенное в Москву, вывозилось и сдавалось по описи. В Московских архивных делах  того времени эти описи еще можно отыскать. Но, видимо, это сама Богородица не являет свой образ  потому, что мы сами не ищем его и об этом не просим. А может быть и смутные времена для страны нашей еще не закончились.

В Виленских храмах есть несколько списков Виленской Одигитрии. Самый лучший из них находится в Михайло-Константиновском (Романовском) храме, кроме того есть списки в вильнюсском храме Архистратига Михаила, Пречистенском Успенском Соборе, в Свято-Тихоновском храме в Шальчининкай и других храмах Литвы.

Список, который находится в Свято-Духовом монастыре тоже является чудотворным. На иконе нет серебряного позолоченного оклада, он и украшавшие его жемчуга и камни переданы живописью.

 

 ———————————————————————————–

 

Виленской Одигитрии пока не посвятили  ни тропаря, кондака и акафиста. Но перед ней, как и перед любой иконой Пресвятой Богородицы можно прочитать архангельскую песнь – «Богородице Дево, радуйся…» и акафист Благовещению Пресвятой Богородицы с припевом:  «Радуйся, Невесто Неневестная.» Существует и отдельная молитва, которая много лет читалась перед этим образом во время молебнов братией Свято-Духова монастыря.

 

Молитва пред Виленскою чудотворною иконою

Пресвятой Богородицы именуемой Одигитрия.

О всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего тощь упования своего и посрамлен в надежде своей, но да примет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Моли, Милосердая Владычице, пренебесного Бога, да присно церковь Свою Святую соблюдет, вышним своим благословением архиереи наша православныя укрепит, миром оградит, и Святей своей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостивно избавит, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохранит. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостивого Твоего заступления на град сей, святую обитель сию, храм сей и духовный вертоград зде сущий, и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб твоих, ко святей иконе твоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся на святем месте сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, зде преходя помолится, услыши, Чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне, и милостивно соделай, яже к помощи  ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави: отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки святей православней кафоличестей церкви сопричти. В домех людей Твоих и во братии святыя обители сея мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отроки настави, в возрасте совершеннем сущия умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждающи ны присно от всякого зла благостию Твоею, и утеши милостивным твоим посещением и вся благодеющия нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся яже на пользу нашу дары благовременныя и благопотребныя, всемощным твоим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, в Ея же храме предстоим вси, нам помогающи. Прежде отшедшия отцы и матери, братию и сестры наша, и вся от лет древних ко святей иконе твоей сей припадавшия, упокой в селениих святых в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечней жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего безболезнену, непостыдну, мирну и святых тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, бесконечныя, блаженныя жизни во царствии возлюбленного Сына Твоего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Виленская Одигитрия ждет нас с нашими скорбями, несчастьями, житейскими проблемами, всех нас, кто пришел просить  у нее помощи и утешения, защиты и молитв пред престолом Сына Ее.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

 

 

Иконы: святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия; Виленская икона Божией Матери; Воскресенье Христово. Вильнюс, 2011.04.27. Автор фото: Ярослав Мошков.

Вильнюсский храм Святого Духа. 2011.04.27. Автор фото: Ярослав Мошков.

СтраныЛитва

Ещё похожие новости