Текущая политическая, хозяйственно-экономическая и военная ситуация в Луганской Народной Республике требует от государственной власти немедленно приступить к формированию и представлению народу ряда принципиальных основ, на которых будет созидаться полноценная Луганская государственность.
Принципиальные основы государственности – это краеугольные камни государствообразующей идеологии. Они же должны выступить матрицей будущей постояннодействующей Конституции, поскольку теперешний Основной Закон ЛНР, во-первых – временный, а во-вторых – принят был в объективно вынужденной спешке, вследствие чего имеет ряд спорных, неоднозначных положений, вызывающих, в том числе, и правовые противоречия.
В интервью от 9 декабря 2015 года Игорь Плотницкий, слава Господу Богу, ясно сформулировал исторически-политический путь ЛНР: Республика идет в Русский Мир! Очевидно: этот тезис должен на деле, а не сугубо в теории, явиться определяющим фактором работы высших органов государственной власти.
Конечно, на государственном уровне нельзя впадать в мечтательство или романтизм, граничащий с утопизмом. Да и вообще невозможно выработать более или менее жизнеспособную созидательную программу государственного строительства опираясь на радикальности типа «взять все и поделить». Думается для того чтобы избежать ненужных крайностей и утопизмов, официальному Луганску следует руководствоваться идеей когда-то высказанной русским мыслителем Иваном Лукьяновичем Солоневичем: «Всякая разумная программа, предлагаемая данному народу, должна иметь ввиду данный народ, а не абстрактное homo sapiens». В нашем случае: «иметь ввиду данный народ» – означает: исходить из реалий – объективно существующих данностей и потребностей.
Наряду с «политическим утопизмом», должно остерегаться (и решительно пресекать) слепого копирования западной либеральной модели государства, которая паразитирует на эксплуатации понятий демократии, народоправства, политического плюрализма, прав и свобод. Этот бездумный, вредоносный и антинародный опыт мы познали в период нахождения территории и граждан ЛДНР под бандеровско-украинской протекторатом, начиная с 1991 года. Итог: окончательное превращение государства в кланово-олигархическое; передача внешнего и внутреннего суверенитета «в руки» Госдепа США; уничтожение исторической памяти украинского народа путем внедрения русофобии и др.
Кстати, функционеры олигархических группировок подтверждают некоторые изложенные выше факты. Вспомните интервью одного из украинских «граждан мира» – Геннадия Корбана, от января 2015 года «Громадському ТВ». Он прямо заявил: Украина – это хуторское государство.
А ведь опасности, которые подстерегают русский народ при увлечении так называемыми «европейскими идеалами и ценностями», указал еще в 30-х годах ХХ века великий русский философ и правовед Иван Александрович Ильин, словно предвидя наши дни: «Европа, не знающая Россию, не имеет ни малейших оснований навязывать нам какие бы то ни было политические формы: ни «демократические», ни «фашистские». Россия не спасется никакими новыми видами западничества… Мы должны понимать и помнить, что всякое давление с запада, откуда бы оно ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интерес давящей державы и вымогающей организации».
Эти слова относятся и к Незалэжной. Бедная и несчастная ветвь русского народа, которая ныне зовётся «украинцами», не может понять очевидности: усыновленный чужою семьей ребенок, не потеряет наследственных качеств и не вытравит гены, переданные биологическими родителями. Принимая чуждое и инородное, Украина обречена на гибель.
Но опасность есть и у ЛДНР. Значительная часть бывшего украинского чиновничества, перешедшего в органы управление молодых республик, за 24 года «незалэжности» воспитано в духе «евро-украинчества», и мыслит, само того не понимая, исключительно «либерально-демократическими категориями». Нет, это чиновничество не является идейным. Оно безыдейно. Безыдейно к Украине. Безыдейно и по отношению к ЛНР. Русский Мир для него – не более чем красивое словосочетание. Новороссия – пустой звук. А потому: старые кадры уровня бывшей «облгосадминистрации» и иных центральных ведомств времен украинского протектората, будут руководствоваться тем что насадила в их головы самостийная власть Кравчука-Кучмы-Ющенко-Януковича. Перейти во властные структуры Луганской республики их вынудили обстоятельства, но не Идея Русского Мира и созидания народной государственности. С этим людьми необходимо работать идеологически. Их необходимо переучивать.
Работать идеологически властям следует и с народом вообще. Необходимо со школьной скамьи начать воспитывать в гражданах то, что Иван Солоневич назвал «государственным инстинктом».
«Если народ обладает государственным инстинктом, то государство будет создано вопреки географии, вопреки климату и, если хотите, то даже и вопреки истории», – писал Солоневич в средине прошлого века. Весьма актуальный тезис и для Новороссии. В нём не только ориентир власть предержащим в ЛДНР, но и очевидный ответ разномастным «всепропальщикам» и «всесливщикам».
А уж если пробудится в должностных лицах ЛНР основанный на Русскости (русском самосознании) государственный инстинкт, то не просто состоится – а расцветет обустроенностью, благополучием и миром сама Луганская Народная Республика.
Что же нужно высшим луганским управленцем для того чтобы выработать принципиальные основы государственного строительства на ближайшее будущее, да и вообще – начать работать над государствообразующей доктриной? С чего следует начинать?
Первый шаг: проанализировать объективно-существующие реалии и сформировать ближайшие цели, на достижение которых будет направлена работа органов государственной власти.
Всё тот же Иван Ильин под объективно-существующими реалиями понимал конкретные данные – пространства, времени, размера государства, состояния народного правосознания, политических, социальных, экономических и международных условий.
Конкретные данные Луганской республики говорят нам о том, что приоритетными целями госстроительства на ближайшую перспективу должны стать: восстановление территориальной целостности республики – т.е. освобождение территорий, которые находятся под украинской оккупацией; укрепление/обеспечение обороноспособности и государственной безопасности ЛНР; восстановление довоенного уровня жизни (экономической и социальной, прежде всего). Соответственно: цели эти необходимо достигать не поочередно, а комплексно.
Власть ради достижения поставленных целей должна мобилизовать все государственные силы. При этом, понятно, что задача возвращения законных луганских территорий под суверенитет республики, ложится в большей степени на вооруженные силы; обеспечение государственной безопасности – профильное задание органов МГБ, предполагающее тесное сотрудничество с иными правоохранительными органами, и прежде всего с МВД; обороноспособность – требует участия и вооруженных сил, и МГБ, и иных профильных министерств и ведомств; хозяйственное восстановление ЛНР – возлагается на плечи гражданских органов государственной власти и местного самоуправления, с привлечением всех хозяйствующих субъектов республики (частной инициативы, в том числе).
Но вот тут-то и возникает проблема.
Недавние события в ЛНР показали, что властная вертикаль не имеет единства. Вспомните арест министра ТЭК Лямина: Народный Совет и Совет Министров Республики фактически «осудил» действия МГБ, поставив под сомнение законность задержания члена действующего Кабинета власти. Даже Глава государства высказывал недовольства в адрес органов госбезопасности. А незадолго до официального ареста Лямина, некоторые депутаты и вовсе – анонсировали создание парламентской следственной комиссии по «делу» украинского олигарха Курченко и фактам коррупции, как временного коллегиального органа направленного в защиту господина опального министра. В частности, об этом прямо заявлял депутат Павел Малый.
Этот косвенный пример свидетельствует о внутренних разногласиях и противоречиях. Что в свою очередь говорит об отсутствии действительно сильной власти.
Сильная власть – ведущая принципиальная основа государства.
Когда же на поверку выходит, что внутри властных структур идут противостояния и противоставления (как между ветвями власти, так и между отдельными органами или их руководящими лицами) – наличествует признак слабости власти.
Невозможно обустраивать республику имея разлад внутри ветвей и органов власти. Такое положение дел вызывает подозрение: либо носители власти заняты личным обустройством, либо во власти находятся люди неспособные к управленческой и созидательной деятельности. А это порождает в народе сомнения в руководителях и недоверие к власти – о чем некогда писал Иван Ильин: «Власть не импонирующая — не власть», «Сильная власть должна быть свободна от внутренних противоставлений».
Существует оправданное и обоснованное мнение о том, что деление государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви носит на высшем уровне относительно условный характер. Разделены властные полномочия (законодательные, исполнительные, судебные) между высшими органами на институциональной основе, в целях пресечения злоупотреблений, произвола и хаоса во власти. Существуют и незыблемые принципы организации и работы властных ветвей (к примеру, принцип независимости судебной власти, принцип открытости и гласности и др.). Но сама власть по природе своей – едина, и персонифицируется она, прежде всего, в руководителе государства и/или правящей политической силе (партии, народном движении). Именно эти субъекты формируют власть. Они принимают на себя реализацию властных государственных функций в объеме и в порядке, установленном законом.
Вся мировая практика свидетельствует, что властная вертикаль и ветви власти, формируются победившей в ходе избирательного процесса политической силой, в том числе и одержавшим победу кандидатом на пост первого государственного лица.
Изложенные выше тезисы весьма примечательны, когда речь идет о ЛНР.
В условиях постоянной угрозы со стороны украинского агрессора, в условиях экономического упадка – власть должна быть действительно единой. Единство власти – это последовательные, координированные и согласованные действия высших органов управления государством, направленные на освобождение оккупированных территорий, обеспечение безопасности и обороноспособности, а также экономическое, хозяйственное и социально-гуманитарное восстановление Луганской Народной Республики. Единство власти – показатель силы власти. Если же внутри власти возникают противоречия, и уж тем более, формируются противоборствующие или соперничающие группы – власть теряет силу.
Ошибочно считать, что сила власти заключается в полномочиях и непосредственной работе органов принуждения и карательного аппарата. Сила власти определяется уровнем её созидательной работы, а не уровнем обращения к карательным полномочиям.
Вновь посмею процитировать Ивана Александровича Ильина: «Нужна власть сильная, но дифференцированная. Сильная, но выдержанно-правовая. Сильная, но не просто и не только бюрократическая. Сильная, но децентрализованная. Воински закрепленная, но лишь в виде последнего аргумента. Полицейски огражденная, но не преувеличивающая компетенцию полиции». Разве не является эта модель ориентиром для Луганской Народной Республики? (Относительно «децентрализованной власти» – речь здесь идет о самом наличии органов местного самоуправления).
Декларируя в качестве одной из основ государственности ЛНР принцип сильной власти, Глава республики должен устранить противостояние внутри самой власти – выявить и пресечь деятельность внутренних группировок. Тем самым будет достигнуто не просто созидательное единство, но и реальная независимость власти – говоря словами Ильина: свобода власти от каких бы то ни было временщиков, закулисных группировок, тайных пленений, внутренних линий.
Таким образом, на сегодня для Главы ЛНР как для высшего государственного управленца, целью №1 является: создание сильной власти – т.е. внутренне единой и независимой. Когда эта цель будет реально достигнута, тогда-то и исчезнут всевозможные народные кривотолки и слухи о так называемых группах «Ефемова-Пристюка», «Пеннера» и иже с ними, деструктивно действующих во власти Народной Республики. Кроме того, реализация принципа сильной власти обеспечит доверие к власти со стороны народа. Власть станет импонирующей народу – следовательно, приобретет дополнительный признак силы.
Конечно, не менее важной проблемой для реального воплощения в жизнь принципа государственности «сильная власть», является и кадровая комплектация высших органов управления ЛНР. «Кадры решают всё», – говаривал Иосиф Виссарионович Сталин.
Здоровая и справедливая кадровая политика – вторая принципиальная основа государственности.
Да, нужны люди с опытом. Но между тем, необходимо начать готовить и управленческую смену, которая будет постепенно обновлять управленческие кадры государственных органов и органов местного самоуправления, путем формирования кадрового резерва. И обратиться необходимо к молодежи. Ее необходимо искать на студенческой и курсантской скамье, в том числе, среди молодых военнослужащих Народной милиции, МГБ и МВД, среди сотрудников прокуратуры.
Способную и перспективную молодежь необходимо привлекать к государственной службе – и военной, и гражданской.
Кадровый резерв должен не просто содержать перечень кандидатов – он должен функционировать: кандидаты должны проходить стажировку, с ними обязаны усиленно работать на предмет патриотического воспитания, вызывая мотивацию к честному, справедливому, самоотверженному служению, к созидательной и творческой работе на благо народа и государства.
Отмечу, что на государство, созданное по модели «Народная Республика», вообще ложится обязанность по созданию условий, в которых каждому гражданину гарантируется возможность реализации своих способностей и талантов на трудовом поприще. Эти способности и таланты должны находить должную государственную оценку и поддержку.
На этом фоне, власти ЛНР обязаны решительно искоренить в кадровой политике принципы «сватства», «кумовства», «торговли должностями».
Помните знаменитое: «Все новое – это хорошо забытое старое»?
«В политике и государственности есть нечистые стороны и дела; их нельзя отрицать; от них нельзя и зарекаться. Но именно поэтому политика требует большой идеи, чистых рук и жертвенного служения. Вот почему необходимо высказывать, доказывать и жизненно прививать воззрение, что государственная и политическая деятельность требует не ловкого проходимца и не хитрящего интригана, но человека с религиозно и нравственно сильным характером. Она требует высокой — волевой, моральной, образовательной и профессиональной квалификации» – это написал Иван Ильин 80 лет тому назад. Думаю хорошая подсказка для правящих кругов официального Луганска относительно пути реализации кадровой политики!
Кстати, многие сегодня спорят: «Существует ли в ЛНР диктатура»?
Полагаю, диктатура допустима. А в военное время и во время хозяйственной разрухи – жизненно необходима. Но диктатура в Луганской Народной Республики, должна быть, прежде всего, не диктатурой личности – но диктатурой совести – той самой, о которой говорил Иван Солоневич в 50-х годах минувшего столетия.