На протяжении истории всегда были враги в нашем Отечестве как внешние, так и внутренние. Преподобный Иосиф Волоцкий аскет, хозяйственник, великий молитвенник, талантливый писатель, государственник в 15-16 веках стал защитой в тяжелое время государственного становления и как бескомпромиссный борец с «пятой колонной».
В каждом веке нашей истории восходит своя духовная звезда, созидающая и окормляющая наше Отечество как духовно, так и телесно, и, без преувеличения двуедино это относится к святому преподобному Иосифу Волоцкому. В этом году мы празднуем 500-летие его памяти. Это в аксиомах нашей истории событие не менее важно как память, например, о Куликовой битвы, или освобождение Москвы от поляков. Так в чем же дело?
Вначале коротко о нем.
Ио́сиф Во́лоцкий (в миру Иоа́нн Са́нин; 14 ноября 1439 – 9 сентября 1515) родился в дворянской семье выходцев с Литвы, находившихся на службе князя Бориса Волоцкого. Иван первым в семье принял постриг, позднее перешли в монашество все три его брата, отец и три племянника. С восьми лет учился грамоте у старца Арсения в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре. Около 1459 года в возрасте около 20 лет принял монашество. Сначала направился в Саввин монастырь в Твери, покинул его и перешёл в Боровск в обитель Пафнутия Боровского, где прожил 18 лет, под руководством Пафнутия. Пафнутий отличался праведной жизнью и большим трудолюбием. В обитель пришёл и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.
1 мая 1477 года умирает преподобный Пафнутий. Новым игуменом был назначен Иосиф Санин. Он пытался ввести строгий общежительный устав; встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и два года странствовал. После ухода Иосифа братия обратилась к великому князю, чтобы он назначил им нового игумена, но Иван III ответил: «Нет вам игумена, опричь Иосифа», повелев его сыскать. Иосиф вернулся, в мае 1479 покинул Пафнутьево-Боровский монастырь и основал свой собственный на родине во владениях Волоцкого князя в 20 км от Волоколамска. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского.
Как свидетельствует о нем «житие»: «Иосиф охотно принимал в свой монастырь постриженников других монастырей». Сохранились свидетельства, что Иосиф принимал в монастырь голодавших, он «повелел расходовать на помощь голодающим все запасы монастыря и занимать деньги на покупку хлеба, не считаясь с ропотом братии».
1 июня он вернулся в родное княжество, князь Борис Волоцкий сразу выделил строителей и первая деревянная церковь была заложена 6 июня, а 15 августа завершена. Каменный храм был завершен за 5-6 лет, расписывал его знаменитый Дионисий.
На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих. Кроме основного его сочинения “Просветитель”, направленного против этой ереси, ему принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского “Устава”.
Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 г., погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 г. преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 г. – к общерусским.
Итак, постараемся проследить разные виды его деятельности.
В первую очередь это его духовный труд на ниве паствы. С точки зрения безбожного современника, какая может быть польза обществу, если человек спрятался в лесу в монастыре? Но именно сила духа человека просвещенная благодатью Божьею – святость, стало той духовной атмосферой, в которой возросла и вышила целая плеяда высшего духовенства, преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников это и выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил (U 1539 г.) и святой Макарий (U 1563 г.), архиепископ Вассиан Ростовский (U 1515 г.) брат преподобного, епископы Симеон Суздальский (U 1515 г.), Досифей Крутицкий (U 1544 г.), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий (U 1563 г.) и Герман (U 1567 г.), святитель Варсонофий, епископ Тверской (U 1576 г.).
Мировоззрение того средневекового человека не было секуляризовано и религия как образ жизни не был разделим как нечто отдельное от общественности. Воспитанное духовенство преподобным, созданные им и его учениками монастыри стали миссионерскими и просветительскими центрами, духовным стержнем государственности.
Во-вторых, если выражаться языком современника, то без преувеличения преподобный стал образцом социального служения Церкви обществу и государству. И это уже можно смело назвать достойным ответом «пятой колоне».
Рассмотрим этот вид его служения в призме знаменитого полемического противостояния между двумя мировоззренческими школами, во главе которых стояли святые того времени преподобный Иосиф Волоцкий и преподобный Нил Сорский.
Преподобный Иосиф и его школа «иосифляне», отстаивали позиции о необходимости монастырских землевладений, развития ремесленничества при монастырях и красивого убранства храмов, богослужебной утвари. Где он это аргументирует в своей книге «Просветитель». То представители Нила Сорского «нестяжатели», занимали противоположную точку зрения – максимально отречения от всего этого, обвиняя в «стяжании» оппонентов. История сама показала и определила необходимость параллельного существования двух систем.
Например, основанный преп. Иосифом Волоколамский монастырь стал местом, который кормил всю округу, особенно в голодные годы, для этого нужно было монастырские землевладение и производство. Монастырь выдавал крестьянам, говоря современным языком – беспроцентные кредиты! Фактически в социальном аспекте св. Иосиф начал этим борьбу с закрепощением крестьян. Клеветники преп. Иосифа ставили цель, чтобы Русская Церковь была неспособной к духовному просвещению и материальной помощи своему народу! Личное противостояние святых Иосифа Волоцкого и Нила Сорского является мифом либеральной пропаганды от «пятой колоны», «нестяжательские аргументы» стали оружием у «жидовствующших» еретиков, требовавших секуляризации церковных земель, желавших нанести по Русской Церкви сокрушительные удары.
Отстаивание системы и ее построения – монастырского землевладения, была в необходимости материальной базы для миссии и образования всего народа, сыграло роль и как государство образующую, а не только для Церкви. Вопреки лживых обвинений, в адрес Русской Православной Церкви от ее врагов (основном от современных так называемых язычниках и «пятой колоны»), что Церковь поощряла «крепостное право», то крестьяне на монастырских землях на много лучше себя чувствовали и развивались чем где либо.
Говоря современным языком, преп. Иосиф был угрозой «олигархам» той эпохи. Поэтому и подвергался нападкам и клевете, даже «нестяжательными аргументами». Переходя на современность, такая же демагогия используется «пятой колоной», компрадорскими силами для дискредитации Русской Церкви и Святейшего Патриарха Кирилла, вспомним раздутые кампании про «часы», «резиденции», «яхта» и т.д. Ведь сегодняшнее послушание – должность Патриарха, его крестоношение и святительство как раз связано с решениями тех же вопросов, что были и у преподобного Иосифа.
В-третьих, это служение на государственной ниве. И это довольно широкая тема: миротворчество, православная государственно образующая идеология, борец с опасными для государства ересями.
Так, например, преподобный обладая невероятным авторитетом в обществе, он во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III, он выступил перед Иваном как посередник и примеритель. Что и увенчалось успехом.
Колосальное влияние преподобного Иосифа Волоцкого было на Великого князя Иоанна III «Собирателя Русских земель», это формирования государственной идеологии – Москва Третий Рим, и, главное – хранение православной веры! Этому поспособствовало брак князя с с византийской царевной Софьей (Зоей), племянницей последнего императора Византии, Константина XI, погибшего в 1453 г. при взятии Константенополя турками. Отец Софьи, Фома Палеолог, последний правитель Морейского деспотата, бежал от наступающих турок в Италию вместе со своей семьёй; его дети пользовались папским покровительством. С того времени появляется титул князя как легитимного приемника от последнего Византийского Императора титул – «самодержец, автократор» (греч.Αυτοκράτορ), т.е. царь! Папа Римский хотел через этот брак повлиять на принятие Флорентийской унии (1439г.) Московским князем, что закончилось полным провалом.
Все эти обстоятельства происходили в сложнейших политических отношениях, княжьи распри, посягательство литовских князей на Русские Земли, татарские набеги…
Москва действительно стала «Третьим Римом» – наследником Византии, а после ее падения, единственным в мире сильным православным государством, империей, сверхдержавой, руководители которой осознавали миссию Российского государства хранить и распространять по всему миру Истину Православия.
Так вот, против этого брака, была партия, что держалась ереси «жидовствующих», кроме богословских тонкостей, эта «пятая колона» преследовала конкретные политические цели. Против этой ереси бескомпромиссным борцом стал святой Иосиф.
Так кто же такие «жидовствующие»? Коротко, то идеологическая суть следующая: отрицания основоположных христианских догматов – отрицания Троицы, божества Иисуса Христа, а также следование некоторым обрядовым предписаниям иудаизма. Ересь появилась от некоего «жидовина Схария». Говоря современным языком элиты Новгорода и Москвы подхватили новое «учение», они даже пользовались покровительством от Царя, так что справиться с ними было весьма сложно. Политические цели при всех их «благих, духовных, богословских» тонкостях, были конкретно земные – ослабить новообразовавшееся и утверждающееся Московское Царство, тем более на фоне противостояния с независимым Новгородом, который мог войти в союз с Литвой или Швецией против Москвы. Новгород – это как раз центр появление ереси.
Когда состоялась историческая встреча в 1503 году Царя Иоанном Третьим с преподобным Иосифом Волоцким, царь признал правоту св. Иосифа в том, что он «пригрел еретиков и предателей», целью которых была ликвидация Православных Церкви и Царства. Царь сделал выводы, Церковь и Царство были спасены. Ведь если бы «ересь жидовствующих», распространившаяся в виде «тайной доктрины для посвященных» в ближайшем окружении Ивана Третьего, восторжествовала, без православного мессианства, Великой идеи – о Третьем Риме, Россия бы просто не состоялась, была бы попросту поглощена той же Речью Посполитой – католической «сверхдержавой» своего времени. «Жидовствующие» были самой настоящей «пятой» и «шестой» колоннами в государстве.
Сделаю вам ряд выдержек с книги преподобного «Просвититель», Слово тринадцатое: «Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку… Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям – всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням.»
Возможно, вам покажется весьма дикарское наставление, да еще от святого! Но если сравнить с действиями того времени «цивилизованной» Европы, например, с Францией, хотя бы взять Варфоломеевскую Ночь (1572г), где по приказу короля за одну ночь(!) католиками было вырезано около 30 тысяч гугинотов, а в соседних городах по 6 тыс., то наставления преподобного выглядят очень гуманными. А ведь речь идет и о безопасности государства, цивилизационного нравственного выбора и судеб людей!
Аналогом той ереси сегодня является тоталитарная секта жидовствующих – «Свидетелей Иеговы», которые кроме богословских тонкостей, преследуют и идеологически навязывают антигосударственные идеи своим адептам, являются культурным и социальным антиподом государственности. Не зря, что во многих странах Европы эта секта запрещена.
500-летний юбилей преставления преподобного Иосифа Волоцкого, говорят нам о духовном подвиге, который понес святой, был востребован по своей бескомпромиссности, как в то суровое время, так и сегодня в борьбе с «пятыми колонами». Без преувеличения его вклад исторически роковой в жизни государства. Основа его подвига – это христианская святость, именно это будет созидать наше земное Отечество и не лишит нас Отечества Небесного!
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Автор статьи протоиерей Олег Трофимов, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в нашей помощи, просим помочь. Карта Сбербанка России: 676196000086178580