Поле гордости. 625 лет прошло со дня важнейшей битвы в истории Сербии

15 июня исполняется 625 лет со дня Битвы на Косовом поле — важном, но незаслуженно мало изучаемом сражении сербских и турецких войск, оказавшем существенное влияние на историю и развитие юго-востока Европы.

Картина Адама Стефановича «Бой на Косове».
Картина Адама Стефановича «Бой на Косове».

В центре Сербии, примерно в 150 километрах от Белграда стоит комплекс кирпичных зданий. Небольшая старинная церковь, особенная своей древней, почти физически ощущаемой красотой. Рядом — «новодельное» здание с кельями, несколько хозяйственных построек и остатки очень старой крепостной стены. Это Раваница — один из монастырей Сербской православной церкви. Формально у него есть, конечно, документальный статус «памятника культуры исключительного значения». Есть ответственные за сохранность монастыря чиновники, есть туристические буклеты и усталые экскурсоводы. Однако главное место Раваницы — не в документах или картах туристических мест, а в самосознании миллионов сербов.

Церковь Самодрежа, в которой перед битвой причастилось сербское войско. Фото:  IvanZPetrovic
Церковь Самодрежа, в которой перед битвой причастилось сербское войско. Фото: IvanZPetrovic

Существует предание, что именно отсюда, с маленькой старинной церкви начнётся возрождение Сербии как великого государства, доминирующего на юго-востоке Европы. Это предание берёт своё начало в событии, известном теперь как битва на Косовом поле в 1389 году. Это далеко не самое известное в России сражение сербских и турецких армий, которое к нашей стране прямого отношения не имеет. Но изучение последствий этой битвы (по-сербски она звучит «Косовска битка») необходимо для понимания, почему же Балканы считаются «пороховой бочкой Европы».

Когда речь идёт о событии более чем 600-летней давности, нельзя твёрдо сказать: всё было вот так, от этой буквы до этой цифры и никак иначе. За эти годы информация более или менее искажается, событие обрастает мифами и легендами, утрачиваются документальные свидетельства и артефакты. Однако если собрать всё, что известно о Косовской битве вместе с легендами, получится сценарий для невероятного блокбастера. Во всяком случае, история с таким количеством удивительных деталей и неожиданных поворотов под силу только величайшему драматургу — жизни.

Эпоха великих перемен

В конце XIV века Европа подходила к важному витку своего развития — кончались средние века, назревал Ренессанс. Но, как и прежде, континент представлял собой кипящий котёл противоречий и постоянных войн. Всё это напоминало непрекращающуюся драку бойцовых рыб в небольшом аквариуме. Рыбы кусают и изматывают друг друга до тех пор, пока в их мирок не врывается новый сильный хищник — окрепший и оголодавший в стороне. В описываемую эпоху роль такого хищника играла Османская империя. Турция развивалась очень динамично, расширяясь по карте как чернильное пятно. Величие Византии осталось в архивах, и османские янычары победоносно шагали в Европу по кратчайшему пути — через Балканы. Где на их пути встали небольшие южнославянские государства.

Возглавлял османскую экспансию султан Мурад I «Богоподобный» — именно при нём турки перестали быть просто «одним из исламских государств» и выросли в Османскую империю. Они уже покорили существенную часть балканских славян, одержав ряд побед над ними. Многие государственные образования стали вассалами османов. При этом политикой султана было постепенное «отуречивание» занятых территорий — они заселялись османами, среди местного населения насаждался ислам.

Ситуация в сербских землях к тому моменту напоминала ту, что сложилась в русских княжествах перед пришествием монголо-татар. Как и русские княжества, некогда мощное Сербское царство распалось на ряд небольших образований, занятых раздорами друг с другом и совершенно не готовых отразить нападение мощного противника. Используя противоречия, турки смогли подчинить себе почти все Балканы. Оставалось покорить территории центральной Сербии, которую возглавлял князь Лазарь Хребелянович. Турки подготовили крупную «группировку вторжения», на которую сербы даже с полным напряжением сил и вооружением «всех, кого можно» могли ответить лишь существенно меньшим войском. Европейские же державы, хоть и понимали исходящую от Османской империи угрозу, существенной помощи сербским княжествам не оказали. Во-первых, сербские земли были православными, имелся ряд важных противоречий с католическими странами. Во-вторых, крупнейшие европейские страны были заняты своим любимым важным занятием — войной друг с другом. На помощь сербам пришёл лишь небольшой отряд рыцарей Ордена святого Иоанна (госпитальеров).

В итоге летом 1389 года армия султана Мурада I вышла к Косовскому полю — пересечению важных дорог, откуда открывались перспективы для наступления в различных направлениях. Навстречу туркам выдвинулось собранное с большими усилиями войско сербов и Боснийского королевства.

Отчаянная атака в день национального праздника

Силы турок историки оценивают по-разному, но чаще всего считается, что их было больше 30 тысяч человек. Возглавляли армию сам султан Мурад, его сыновья Баязид и Якуб, а также ряд лучших военачальников империи.

Сербское войско было меньше — доподлинно неизвестно насколько, говорится как о 20 тысячах человек, так и о том, что сербов было меньше в два с лишним раза. Во главе его стояли князь Лазарь Хребелянович и его зять князь Вук Бранкович. Неравным был и качественный состав армий. Турки обладали опытными дисциплинированными солдатами, основу войска составлял корпус янычар. Все они были подчинены единому сильному центральному командованию. В то же время сербские феодалы командовали каждый своими силами, координация совместных действий была очень затруднена. Несколько феодалов Сербии на помощь князю Лазарю вообще не пришли.

Важнейшим фактором для сербов была и сама дата сражения. 15 июня —Видовдан (День святого Вита) — главный национальный праздник Сербии. Утром перед битвой сербское войско приняло участие в общем молебне и причастилось в крохотной церквушке, стоявшей рядом с расположением армии. Она, кстати, существует и поныне. После причастия сербы начали выстраиваться в боевые порядки.

Существуют противоречивые данные о том, как проходила битва. Известно, что первыми в атаку пошли именно сербы, несмотря на численное превосходство турок и сильный обстрел со стороны их лучников. Тяжёлая феодальная сербская кавалерия наверняка расчитывала таранным ударом прорвать строй османов. Однако сделать это удалось только на одном фланге — на левом. Центр, который находился под командованием самого князя Лазаря, прорвать турецкий строй не смог, хотя и добился небольшого успеха, потеснив турок. А вот правый фланг сербов, находившийся под командованием князя Вука Бранковича, не только не прорвал оборону, но и был через некоторое время атакован турками. Османские войска стали теснить правый фланг сербов, чтобы выйти в тыл их основным силам. На левом фланге, где поначалу сербская конница имела успех, турки перешли в контратаку. Инициатива стала переходить к армии султана Мурада.

Далее произошло событие, у которого есть совершенно разные трактовки. Войска князя Вука Бранковича вышли из битвы, оголив фланг сербской армии. Часть историков считает, что таким образом Бранкович пытался спасти остатки своих отрядов для защиты собственного княжества. Другие уверены, что князь вынужден был отступить из-за больших потерь. Однако в народе сразу же сложилось мнение, что Бранкович специально увел войска, предав своего тестя князя Лазаря. Надежды на победу больше не было — сербы по-прежнему отражали атаки турок, но стали отступать и выходить из боя.

Битва без победителей

Формально победу на поле боя одержали турки. Однако победителем по тем временам считался тот, за кем осталось поле боя. Сербы проиграли сильнейшему противнику, но сражались так отчаянно, что потери турок были огромны. Фактически османская армия не могла больше продолжать боевые действия. Сразу же после окончания битвы турки быстрым маршем отвели остатки своих войск и двинулись на восток. Потери с обеих сторон были настолько велики, что какое-то время не был даже известен победитель сражения — этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Однако этого уже не могли знать оба командующих — и султан Мурад I «Богоподобный», и князь Лазарь Хребелянович погибли в битве. Причём не просто были убиты в бою — обстоятельства их смерти обросли легендами.

Картина Александра Добрича «Милош Обилич». Фото: Public Domain
Турецкие хроники сообщали, что Мурада убил сербский воин, притворившийся мёртвым, чтобы оказаться поблизости от продвигавшейся вперед ставки султана. Однако сербы сообщают больше подробностей. Считается, что Мурада убил князь Милош Обилич — брат жены князя Лазаря. Он специально ещё перед началом битвы сдался туркам, чтобы его привели к султану. Неизвестно, оставили ли сербскому князу оружие или он воспользовался специально спрятанным. Но как только его подвели к Мураду, чтобы показать правителю «перебежчика», Обилич набросился на султана и зарезал его до того, как его самого смогли убить охранники. Существует предание, что Обилич возглавлял некий «Орден святого Георгия», целью которого было как раз убийство активно насаждавшего ислам Мурада. Если это правда, то это был единственный в истории православный воинский орден. Однако, скорее всего, это лишь легенда и такой организации не существовало.

Неизвестно, знал ли в ходе битвы о смерти Мурада князь Лазарь. Но уже в финальной её части князь был пленён турками — сообщалось, что он вместе с конём провалился в спрятанную яму-ловушку. После битвы турки казнили всех попавших в плен сербских дворян. Командущий сербами Лазарь Хребелянович и убийца султана Милош Обилич были обезглавлены.

Последствия битвы

Турецкая армия отступила, сербские княжества сохранили свою независимость. Но ненадолго — слишком велики были потери сербов на Косовом поле. Если Османская империя могла набрать другую армию, то небольшие сербские земли уже не могли собрать новых сил и дать отпор. Через некоторое время турки покорили Сербию и двинулись дальше, дойдя практически до Вены.

Но всё произошедшее изменило экспансию. После гибели Мурада прямо на поле боя турок возглавил его сын Баязид. Узнав о смерти отца, Баязид немедленно приказал убить своего брата Якуба, которого ещё ни о чем не оповестили. Так Баязид остался единственным наследником и отступал с войсками уже на правах султана. Он был хорошим полководцем, прославившимся впоследствии как Баязид Молниеносный, но вот во внутренней политике всё делал не так, как отец. На покоренных территориях Баязид фактически прекратил насильственную ассимиляцию. Управление провинциями было отдано местным властям. В то же время Косовская битва, лишившая сербов войска, подняла национальный дух и самосознание народа. Всё это вместе позволило сербам под трехсотлетним турецким владычеством сохранить национальную самоидентификацию и остаться в подавляющем большинстве православными. В отличие от соседей-албанцев, в массе своей принявших ислам.

Есть все основания полагать, что уверенная победа турок на Косовом поле ускорила бы покорение османами Балкан, и только смерть Мурада, произошедшие вслед за этим изменения и отчаянное сопротивление южных славян позволили им сохранить свои народности и религию, а также принять на себя существенную часть удара, направленного турками на центральную Европу.

Через 625 лет
В результате гражданской войны в Югославии исламское население регионов Косово и Метохия при поддержке стран запада и США добилось независимости от Сербии. Теперь поле битвы, некогда бывшее центром сербских земель, является частично признанной албанской республикой Косово. Однако Сербия эту республику не признает, а то, что территория, которую так храбро защищали от турок, теперь оказалась в другом государстве, сербы считают величайшей несправедливостью. Сама же Косовская битва в истории и культурной традиции нынешней Сербии играет невероятно важную роль.

В начале этого материала шла речь о маленьком монастыре Раваница. По иронии судьбы монастырь «поучаствовал» во всех важнейших событиях сербской истории. Его разрушали завоеватели, а снова добивавшиеся независимости сербы — восстанавливали. Но самый важный факт — в Раванице хранятся мощи князя Лазаря Хребеляновича, предводителя сербского войска на Косовом поле. После битвы сербам удалось забрать тело своего предводителя, который был впоследствии канонизирован. Вот только отрубленную голову князя увезли в Турцию и впоследствии отказывали во всех просьбах сербов выдать её для захоронения. По известному преданию, когда голова Лазаря будет привезена в Раваницу и там воссоединится с мощами святого князя, с этого момента начнётся возрождение Великой Сербии как важнейшего государства на юге Европы. И тогда страна придёт к великой славе, начало которой положили отчаянно храбрые и гордые сербы на Косовом поле.

Источникaif.ru
СтраныСербия
Предыдущая статья
Следующая статья

Ещё похожие новости