Почётный митрополит Чешских земель и Словакии ответил на вопросы
– Насколько отличается, на Ваш взгляд, православие восточных славян от западных?
– Для нас всех основная задача – единство Церкви и любовь. Что касается отличий, у нас Православная Церковь – это меньшинство. Менее одного процента населения Словакии и Чехии исповедуют Православие. Поэтому наша миссия – стать миссионерской Церковью среди не православных. В других странах – Болгарии, России, Сербии, Греции, Украине – быть православным – значит быть более смиренным, быть более человеколюбивым. Своей жизнью представлять Церковь как Церковь Христову.
– Ваше Блаженство, Вы по национальности – чех?
– Да, чех. Родился в Праге.
– Распространено мнение, что Чехия – невоцерковленная страна, с верой у Вас в стране все не просто.
– Да, общество в Чехии и Словакии очень секуляризировано. Люди не нуждаются в вере. И это дико. Много неверующих людей. По статистике, более 70 %.
– И как в этой ситуации Вы выбрали не просто религию, Вы выбрали Православие?
– Я человек пожилой. Моя бабушка и вся моя семья были православными. Я очень хорошо помню свою бабушку. Помню, как она говорила мне: «Дорогой, Православие – это самое главное в твоей жизни». Это было почти 30 лет тому назад, и я до сих пор держусь Православия. Сейчас у нас в Чехии примерно 23 тысячи православных. И 30 тысяч в Словакии. Всего около 50 тысяч. Конечно, это немного на 15 млн. населения Чехии и Словакии.
– Вы очень хорошо говорите на русском языке…
– Я учился в Троице-Сергиевой Лавре. Воспитанник Московской духовной академии и постриженик Троице-Сергиевой Лавры. Поэтому русский просто обязан знать. Я читаю на русском языке каждый день, а говорить, конечно, сложнее.
– Вы, всё же, очень хорошо говорите по-русски.
– Спасибо большое, стараюсь. (улыбается)
– Кто Ваш любимый святой? Есть ли особо близкий Вам святой?
– Мне близки все святые. Я каждый день читаю о святых, память которых празднуется. Но если говорить о русских святых, то, конечно же, это Владимир Великий. Он – «номер один»! И у нас есть князь Ростислав, князь Великоморавский, который пригласил святых Кирилла и Мефодия. Мы его не забыли, он был канонизирован нашей Церковью. Удивительный человек, борец за правду, живший в середине IX века. Это было примерно за 100 лет до древнерусской княгини Ольги и до Людмилы, княгини Чешской. В этом есть какое-то таинство, что чехи приняли святую веру христианскую за 100 лет до Киевской Руси. И благодаря Кириллу и Мефодию и их ученикам — Науму, Горазду, Клименту, Константину, Савве, Ангелярию — через Болгарию и Македонию святое Православие тщанием святого князя Владимира перешло из Константинополя на Святую Русь. Это было почти на 140 лет позднее чем в Чехии, тогда еще Великой Моравии. Теперь, к сожалению, Чехия — в плачевном состоянии, в недобром. А Киевская Русь — духовно процветает.
– Мы с вами гораздо ближе, чем кажется.
– Да, безусловно! Соцсети и СМИ нас хотят разделить, чтобы мы друг друга убивали. Страшные вещи происходят сейчас у вас в Украине. Подобное было в Сербии, бывшей Югославии. Кому-то это нравится. Очень легко разрушить что-то, но соединить, создать – очень трудно. Смирения, понимания становится все меньше и меньше. Сейчас в человеке воспитывается потребительское отношение к жизни. Я к тебе отношусь хорошо потому, что ты мне нужен: у тебя есть деньги, земельные участки или что-то другое интересное мне. Если у человека ничего нет – то и человек не интересен. Это просто страшно. Человечество теряет свою человечность. А ведь «человек – это звучит гордо»! Мне нравится это выражение. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Стать человеком – начало пути к спасению. Западу и Востоку сейчас сложно понимать друг друга. Западные богословы часто говорят, что в Восточной Церкви веры совсем нет. Но важно помнить, что Восток спасает Европу.