О патриотизме в современной Литве

Наблюдая за жизнью, не могу не заметить, насколько быстро на наших глазах происходят перемены в нашей новейшей истории. Насколько резкими скачками идет техническая революция, настолько быстро сменяются эпохи, идеологии, политическая, а также геополитическая мозаика современного мира. Еще совсем недавно никто не мог бы поверить, что рухнет огромная и мощная держава – Советский Союз, причем рухнет не от внешней агрессии, а подточенная «червями-предателями» изнутри. После отделения Литвы казалось, что вот-вот, и на волне национального возрождения и пробуждения «мы новый мир построим». Построили, и что же? Да, новый мир новомодного рыночного капитализма, но только для избранных – новой политической номенклатуры и прозападной элиты. Политики независимой Литвы очень скоро забыли о национальных интересах страны, просьбах и нуждах своих избирателей. Да, Советский Союз не был идеален идеологически со своей маразматической пропагандой коммунизма и нетерпимостью к инакомыслию. Но каждый советский гражданин имел право на бесплатное образование, гарантированное трудоустройство и социальные гарантии. Что же такое рынок? С точки зрения занятости населения – это торговля своими способностями, мозгами и резюме, причем торговля не в пользу трудящегося, сопровождающаяся нездоровой конкуренцией.

Постепенно стали открывать границы, и те, кто не смог найти себе применения в родной стране, ринулись искать лучшей доли на Западе. Верхом политического и экономического предательства национальных интересов нашими властями стало вступление в Евросоюз на унизительных условиях в ущерб благосостоянию государства и его населения. Отток кадров и капитала на Запад увеличился в разы.

В Литве не прослеживается существование единой национальной идеологии, которая объединяла бы все этносы, проживающие на ее территории, как это было в Советском Союзе, нет духа братства и единения, доминирует дух разделения, национальной розни и неприкрытого русофобства, которое стало постоянным предметом современной политической и публицистической риторики. Происходит не афишируемое, но явное притеснение русского и русскоговорящего меньшинства и попытки его ассимиляции – сокращение русских школ, их объединение и навязывание преподавания предметов на литовском языке, прессинг пророссийски ориентированных политиков или политиков, говорящих о следовании национальным интересам страны, противодействие добрым инициативам, отказ в помощи или открытое притеснение православных в некоторых регионах страны.

В нынешний век глобализации, цветных революций, политики с виду добровольной политической и экономической интеграции, разгосударствления, размывания моральных устоев и национальной идентичности, крайнего индивидуализма, цинизма и нигилизма, в эпоху, когда молодое поколение уже не связывает свою судьбу с родиной и служением ей, а смотрит, в какой стране подороже себя продать, очень остро стоит вопрос патриотизма и национальной идеи как основы государственности и выживания любой страны. Ниже представлены некоторые идеи патриотической и просветительской работы среди русского и русскоговорящего населения Литвы.

Такую работу среди разных возрастных групп русского и русскоговорящего меньшинства Литвы необходимо проводить через ознакомление с русской культурой, с русской национальной идеей (за веру, царя и отечество), героическим историческим прошлым Киевской, Московской Руси, Российской империи, а также советской и современной России, через рассказы о выдающихся личностях, национальных героях, святых, оставивших огромный след в истории и внесшими неоценимый вклад в русскую государственность, духовность, культуру и науку. Русские и русскоговорящие люди должны понимать, что они являются носителями великого русского языка, наследниками богатейшей культуры и потомками многострадального и героического народа, народа-Богоносца.

С другой стороны, поскольку речь идет о патриотической работе с населением Литвы, не обойтись и без объяснения специфики русского мира и православия в этом крае, без рассмотрения исторических, культурных и духовных связей Литвы и России, как позитивных (православное ВКЛ от моря до моря, Витовт и Русь в борьбе с крестоносцами, Харитина Литовская, благоверный князь Довмонт, Мелетий Смотрицкий), так и негативных (Брестская уния, попытка раскола православия в Литве и в Юго-Западной Руси, попытки совместно с поляками захватить и поработить Русь, насадить католичество, особенно в смутное время). Необходимо дать объективную историческую и политологическую оценку этих связей. Очевидно, например, что в союзе с Русью и православием Литва выигрывала и процветала, а в союзе с католичеством и Польшей, с навязанной ею демократической парламентской системой «сеймикованья», в результате действия которой не могли приниматься жизненно важные государственные решения, проиграла в историческом, экономическом и геополитическом плане, став в результате легкой добычей для более сильных соседних государств. Все же, войдя в состав Российской Империи, Литва снова вернулась к своим православным истокам. В связи с этим необходимо говорить и о создании общей, балто-славянской идеологии, о балто-славянском или литовско-русском патриотизме, поскольку многие представители русского и русскоговорящего меньшинства не только переехали в Литву, но родились здесь.

Надо проявлять заботу о религиозной, гражданской и политической сознательности подрастающего поколения, воспитывать его как государственников-патриотов Литвы и Руси как культурного и духовного отечества. Если упустим молодежь, то нынешние прозападные власти и подчиненные им школы подготовят из нее потенциальных космополитов-имигрантов. Нужно раскрывать молодежи и русскоговорящим людям Литвы глаза на намеренное искажение российской и литовской истории, на вещи, которые умалчиваются и скрываются за лицемерными репликами «общечеловеков». Необходимо трезво и критично смотреть на исторические предпосылки нынешней политической и геополитической ситуации – на экспансивный характер когда-то католического и протестантского, а сейчас уже дехристианизировавшегося Запада, а также на его претензии на мировую гегемонию в политическом и религиозном пространстве, на крестовые походы, насаждение католицизма (а сейчас западной демократии) огнем и мечом, геноцид племен и малых народов, вытеснение и притеснение православных в Чехии, Словакии, Польше, Украине.

В заключение хотелось бы выразить надежду на объединение и благотворное сотрудничество всех людей, организаций и учреждений, неравнодушных к данной проблематике, всех, кого волнует и заботит сложившаяся ситуация в политической, экономической сфере, в общественной жизни страны, всех, кому чужд дух конформизма и пресмыкательства, когда попирается героическая историческая память и связи Литвы и России. От наших усилий и творческого порыва зависит, насколько успешным может быть концептуализация и формализация патриотической идеологии, ее распространение среди населения путем просветительской работы в образовательных учреждениях, организации конференций, форумов, открытых общественных дискуссий, культурно-просветительских мероприятий с приглашением выдающихся деятелей разных областей, трансляции и освещения этих событий в СМИ. В этом начинании нам необходима поддержка и содействие всех заинтересованных сторон – Российского посольства, различных фондов, патриотических организаций, неравнодушных государственных деятелей и учреждений. Если это дело Божие, то да благословит нас Господь и Православная Церковь. Да послужит общему делу каждый, чем сможет. Если не делом, то словом или идеей, моральной поддержкой, добрыми намерениями или молитвой.

Ещё похожие новости