Александр Блюм

Векторы христианской жизни в миру

Векторы христианской жизни в миру – стремление к неотмирности и содевание в сердце внутренней пустыни духовного борения и горения.

Читая книгу «Не от мира сего» о православном американце – иеромонахе Серафиме (Роузе), проникаешься духовными исканиями личности в мире, где царит обмирщенность, модные философские, оккультные и психологические течения, религиозная всеядность, где христианские нормы и традиции в западном  обществе размываются и искореняются. Особенно в Северной Америке, где христианство раздроблено на множество конфессий и сект. Семена спасительного Православия там посеяли подвижники еще дореволюционного времени – преподобный Герман Аляскинский, именем которого и был назван скит, где подвизался отец Серафим, святитель Тихон – будущий патриарх Московский и Всея Руси, архиепископ Иоанн Шанхайский и многие другие.

Одной из особенностей личного пути Евгения Роуза (его имя до пострига) к Истине была выстраданность. Пройдя тернистым путем одиночества, сомнений, материализма, погружения в науку, философию, музыку, религии, оказавшись в мировоззренческом тупике, разочаровавшись в католичестве и протестантизме, он обрел Истину и пришел к Православной вере, к которой прилепился всем сердцем, хранил ее и лелеял как великое сокровище, как драгоценную жемчужину, найденную среди сотен пустых раковин. Так ли мы ценим то, что пребываем в спасительном Православии, сохранившем апостольскую преемственность? Не считаем ли мы Православие как данность, как само собой разумеющееся в Литве испокон веков? Вспомним, как давалась апостолам проповедь о Христе. Сколько препятствий они встречали на своем пути. Их сажали в темницы, били, гнали и убивали. Сколько мучеников пострадало за веру, пока она не была признана в Римской империи, как страдали за Истину православные в Великом Княжестве Литовском, когда насаждали унию, какой кровавый урожай собрал красный террор и гонения советской власти? Давайте ценить, хранить ее и быть готовым побороться за нее прежде всего в самих себе, дабы не допускать обмирщения, отхода от Истины и заповедей Божиих, потакания соблазнам мира сего, а если надо и пострадать за правду.

Найдя единомышленника и соратника в лице своего сверстника Глеба Подмошенского (в монашестве – отца Германа), Евгений стал продолжать дело обращения американцев к истиной вере. «Он знал, что означает страдание, и умел страдать, по свидетельству его многолетнего сотаинника в монашестве. Познав силу искупительного страдания, явленную на примерах современных мучеников и исповедников, он сознательно избирает тот же путь и не только внешне, через тяготы монаха–отшельника, но и внутренне, «болезнованием сердца» — отличительный признак христианской любви. Прежде он страдал, не в силах обрести Истину, теперь же — во имя Истины».

Постепенно все глубже проникая в писания святых отцов, Евгений разочаровывался в мирской суете приходской жизни, привыкании к святыне и приходил к следующим выводам: «Отведав небесной сладости пребывания во Христе, христианин призван к неотмирности, к отречению от своего падшего естества, к приобщению, как говорил преп. Никита Стифат, «пустыни страстей», т. е. бесстрастия, что позволит человеку подняться над мирской суетой. Чтобы успешно противостоять миру, точащему наши души, нужно получать постоянные «впрыскивания» неотмирности (молитвы, чтения святых отцов прим. авт.). Стоит хоть на день их прервать — и мирское задавит, на два — поглотит совсем. Вскорости заметим, что и мысли у нас уже обмирщенные, и мы всё меньше и меньше этому противимся, всё меньше и меньше в нас неотмирности.

Как видим, неотмирность и пустынь/пустыня тесно связаны друг с другом. По определению о. Серафима, «пустынь — убежище от мирских потрясений и соблазнов, место неустанного духовного борения во имя Царствия Небесного».

Путь христианина подобен пустыне, которую он должен преодолеть, чтобы достичь Земли обетованной — Царствия Небесного. А чтобы дойти до цели, нужно выжить в агрессивной среде. Приняв решение следовать за Спасителем, взять свой крест, отвергнуть мирские удобства, комфорт, леность, инертность, прежние привычки, человек «бежит из Египта», где он был раб чужой или своей злоупотребляемой воли. С Божией помощью перейдя море посуху, он оказывается в пустыни. Избранный народ не имел крепкой веры в промысл Божий и роптал на Бога. Взыграли еще не преодоленные привычки раба и желание доступной еды. Где достать питье и еду в безводной? Находясь в пустыне, да не уподобимся неблагодарным иудеям. Надо верить, что Господь не оставит Своим попечением. «От лица Твоего судьба моя изыдет.» Если будем проходить пустыню со смирением, покаянием, благоговением, доверием и преданностью, Господь поведет нас и будет утолять жажду «Живой водой» и насыщать «Словом, исходящим из уст Его». А чтобы не уклоняться от избранного пути, не вспоминать о покинутом «рае на земле», надо  стремиться к неотмирности, единению с Богом, отрешаясь от всего земного в сокровенной «пустыни» нашего сердца, где происходит борьба за нашу духовную свободу. Как говорил отец Серафим, «однако и в нашем бесплодном веке истинно и с умом ищущий обретет свою «пустынь».

О патриотизме в современной Литве

0

Наблюдая за жизнью, не могу не заметить, насколько быстро на наших глазах происходят перемены в нашей новейшей истории. Насколько резкими скачками идет техническая революция, настолько быстро сменяются эпохи, идеологии, политическая, а также геополитическая мозаика современного мира. Еще совсем недавно никто не мог бы поверить, что рухнет огромная и мощная держава – Советский Союз, причем рухнет не от внешней агрессии, а подточенная «червями-предателями» изнутри. После отделения Литвы казалось, что вот-вот, и на волне национального возрождения и пробуждения «мы новый мир построим». Построили, и что же? Да, новый мир новомодного рыночного капитализма, но только для избранных – новой политической номенклатуры и прозападной элиты. Политики независимой Литвы очень скоро забыли о национальных интересах страны, просьбах и нуждах своих избирателей. Да, Советский Союз не был идеален идеологически со своей маразматической пропагандой коммунизма и нетерпимостью к инакомыслию. Но каждый советский гражданин имел право на бесплатное образование, гарантированное трудоустройство и социальные гарантии. Что же такое рынок? С точки зрения занятости населения – это торговля своими способностями, мозгами и резюме, причем торговля не в пользу трудящегося, сопровождающаяся нездоровой конкуренцией.

Постепенно стали открывать границы, и те, кто не смог найти себе применения в родной стране, ринулись искать лучшей доли на Западе. Верхом политического и экономического предательства национальных интересов нашими властями стало вступление в Евросоюз на унизительных условиях в ущерб благосостоянию государства и его населения. Отток кадров и капитала на Запад увеличился в разы.

В Литве не прослеживается существование единой национальной идеологии, которая объединяла бы все этносы, проживающие на ее территории, как это было в Советском Союзе, нет духа братства и единения, доминирует дух разделения, национальной розни и неприкрытого русофобства, которое стало постоянным предметом современной политической и публицистической риторики. Происходит не афишируемое, но явное притеснение русского и русскоговорящего меньшинства и попытки его ассимиляции – сокращение русских школ, их объединение и навязывание преподавания предметов на литовском языке, прессинг пророссийски ориентированных политиков или политиков, говорящих о следовании национальным интересам страны, противодействие добрым инициативам, отказ в помощи или открытое притеснение православных в некоторых регионах страны.

В нынешний век глобализации, цветных революций, политики с виду добровольной политической и экономической интеграции, разгосударствления, размывания моральных устоев и национальной идентичности, крайнего индивидуализма, цинизма и нигилизма, в эпоху, когда молодое поколение уже не связывает свою судьбу с родиной и служением ей, а смотрит, в какой стране подороже себя продать, очень остро стоит вопрос патриотизма и национальной идеи как основы государственности и выживания любой страны. Ниже представлены некоторые идеи патриотической и просветительской работы среди русского и русскоговорящего населения Литвы.

Такую работу среди разных возрастных групп русского и русскоговорящего меньшинства Литвы необходимо проводить через ознакомление с русской культурой, с русской национальной идеей (за веру, царя и отечество), героическим историческим прошлым Киевской, Московской Руси, Российской империи, а также советской и современной России, через рассказы о выдающихся личностях, национальных героях, святых, оставивших огромный след в истории и внесшими неоценимый вклад в русскую государственность, духовность, культуру и науку. Русские и русскоговорящие люди должны понимать, что они являются носителями великого русского языка, наследниками богатейшей культуры и потомками многострадального и героического народа, народа-Богоносца.

С другой стороны, поскольку речь идет о патриотической работе с населением Литвы, не обойтись и без объяснения специфики русского мира и православия в этом крае, без рассмотрения исторических, культурных и духовных связей Литвы и России, как позитивных (православное ВКЛ от моря до моря, Витовт и Русь в борьбе с крестоносцами, Харитина Литовская, благоверный князь Довмонт, Мелетий Смотрицкий), так и негативных (Брестская уния, попытка раскола православия в Литве и в Юго-Западной Руси, попытки совместно с поляками захватить и поработить Русь, насадить католичество, особенно в смутное время). Необходимо дать объективную историческую и политологическую оценку этих связей. Очевидно, например, что в союзе с Русью и православием Литва выигрывала и процветала, а в союзе с католичеством и Польшей, с навязанной ею демократической парламентской системой «сеймикованья», в результате действия которой не могли приниматься жизненно важные государственные решения, проиграла в историческом, экономическом и геополитическом плане, став в результате легкой добычей для более сильных соседних государств. Все же, войдя в состав Российской Империи, Литва снова вернулась к своим православным истокам. В связи с этим необходимо говорить и о создании общей, балто-славянской идеологии, о балто-славянском или литовско-русском патриотизме, поскольку многие представители русского и русскоговорящего меньшинства не только переехали в Литву, но родились здесь.

Надо проявлять заботу о религиозной, гражданской и политической сознательности подрастающего поколения, воспитывать его как государственников-патриотов Литвы и Руси как культурного и духовного отечества. Если упустим молодежь, то нынешние прозападные власти и подчиненные им школы подготовят из нее потенциальных космополитов-имигрантов. Нужно раскрывать молодежи и русскоговорящим людям Литвы глаза на намеренное искажение российской и литовской истории, на вещи, которые умалчиваются и скрываются за лицемерными репликами «общечеловеков». Необходимо трезво и критично смотреть на исторические предпосылки нынешней политической и геополитической ситуации – на экспансивный характер когда-то католического и протестантского, а сейчас уже дехристианизировавшегося Запада, а также на его претензии на мировую гегемонию в политическом и религиозном пространстве, на крестовые походы, насаждение католицизма (а сейчас западной демократии) огнем и мечом, геноцид племен и малых народов, вытеснение и притеснение православных в Чехии, Словакии, Польше, Украине.

В заключение хотелось бы выразить надежду на объединение и благотворное сотрудничество всех людей, организаций и учреждений, неравнодушных к данной проблематике, всех, кого волнует и заботит сложившаяся ситуация в политической, экономической сфере, в общественной жизни страны, всех, кому чужд дух конформизма и пресмыкательства, когда попирается героическая историческая память и связи Литвы и России. От наших усилий и творческого порыва зависит, насколько успешным может быть концептуализация и формализация патриотической идеологии, ее распространение среди населения путем просветительской работы в образовательных учреждениях, организации конференций, форумов, открытых общественных дискуссий, культурно-просветительских мероприятий с приглашением выдающихся деятелей разных областей, трансляции и освещения этих событий в СМИ. В этом начинании нам необходима поддержка и содействие всех заинтересованных сторон – Российского посольства, различных фондов, патриотических организаций, неравнодушных государственных деятелей и учреждений. Если это дело Божие, то да благословит нас Господь и Православная Церковь. Да послужит общему делу каждый, чем сможет. Если не делом, то словом или идеей, моральной поддержкой, добрыми намерениями или молитвой.