«Не верю!». Фильм Бориса Корчевникова

«Не верю!». Фильм Бориса Корчевникова

  20 января на телеканале НТВ показали документальный фильм «Не верю!», посвященный информационной атаке на Русскую Православную Церковь в 2012 году. Автор фильма тележурналист Борис Корчевников рассказал «Фоме» о замысле фильма, о своих впечатлениях от работы над ним и о том, что нового он узнал об «атакующих» и «атакуемых».

— Как и из чего выросла идея делать фильм об информационной атаке на Церковь?

— Тема информационной атаки на Церковь — вбросы, проплаты, заказчики и исполнители — в фильме будет. Но чуть больше меня интересовал другой вопрос. Почему эта кампания принесла свои — пусть кратковременные — плоды: такой антицерковный душок у части людей в стране? На какую почву упали все эти вбросы? Почему кто-то так охотно отозвался на это? А кто-то нет? И можно ли подвести какой-то итог? Почему «членов Церкви» — так по крайней мере теперь говорят — стало только больше?

 — Как Вы сами для себя формулируете основной замысел и посыл фильма? Почему зритель должен этот фильм увидеть?

— Одной из задач было узнать ближе тех, кто стал активно публично выступать против Церкви, полюбить их и нарисовать их портреты. Мы потому и шли к нашим героям почти везде открыто. Даже когда заранее многих смущали буквы «НТВ». Поскольку интуитивно я ощущал, что никакого раскола в обществе нет и что это какая-то виртуальная игра в твиттере, мне казалось, достаточно только всех нас оторвать от мониторов, от желания нравиться и следовать нашим «читающим» — и мы увидим что мы в очень большей степени едины: и стране, и друг другу одного желаем. В этом фильме не будет слова «либералы».

 — Как и в какую сторону изначальный замысел и посыл фильма менялись по ходу съемок? Почему?

— Кажется, стало понятнее, что недоверие у нас намного сильнее неверия. В очень большой степени это — от отвыкания говорить с человеком, от нехватки простого желания видеть и знать его, от интернет-анонимностей, от «позиционирований» себя и неизбежных от этого ярлыков: «А, НТВ! Ясно—  «Анатомия протеста»!» или «А! Блогер такой-то! Ясно — на ЦРУшных деньгах!». У нас любой человек моментально зачисляется в какой-то лагерь. А без лагерей можно посмотреть?

Я это пронзительнее всего ощутил, когда все те же обвинения, что раньше слышал в адрес других (типа «Это проплаченная провокация!»), услышал уже о нашем фильме, которого люди еще даже не видели. Эти ярлыки губят в первую очередь тех, кто ими мыслит — чем дальше, тем иллюзорнее их жизнь. Они теряют контакт с реальностью.

Хотя какая-то закономерность в этом тоже есть. Помните, евангельский ярлык: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

 — Что Вы сами лично для себя открыли во время работы над фильмом — о Церкви, о людях, о жизни вообще?

— Помните у Цоя «Я не знаю каков процент сумасшедших на данный час»…

Есть тип людей, к которым… не подобраться что ли. Или не подобраться мне. Это те, чья позиция — только в настойчивом произнесении аббревиатуры «РПЦ МП» вместо слово Церковь и всякий раз очень информативной прибавке к имени Патриарха Кирилла — «(в миру Владимир Гундяев)». Ну, вкус такой у людей…

 — Фильм имеет внутреннюю структуру: негатив о Церкви “уравновешивается” позитивом о Церкви? Как возникла такая идея?

— Хотел расшифровать так часто слышимое: «Православие — государствообразующая религия», «Церковь — скрепа страны» и т.д. Что это значит? Наличие общего менталитета — не для всех очевидно, но есть кое-что вполне явное: если где-то все наши нынешние беды — наркомания, демографический кризис, аборты, суициды, безденежье, сиротство, даже коррупция — если все эти беды страны где-то и решаются эффективно — так только в Церкви. Пока так. Если где-то на фоне частого, пусть не всеобщего, но громкого «все-плохо» и воцаряется какая-то радость и оптимизм — так только в Церкви. Есть уникальная неземная и очень созидающая сила, которой Церковь заряжает своих членов. Я действительно нигде больше её не встречаю.

И если этой радости не видеть, то и делать фильм бессмысленно. Знаете, есть закон драматургии — вы должны полюбить героя. Тогда будете сопереживать ему. Так и здесь: какой смысл рассказывать об атаке, пусть пока и информационной, если не видеть атакуемого — такого, какой он есть на самом деле, а не такого, каким его рисуют. А один вид сегодняшней русской Церкви — если уметь её увидеть — уверяет в присутствии Бога. Потому что без Него не объяснить, как все эти бесконечно уязвимые в большинстве своем, беззащитные, часто ранимые люди сохраняются в сегодняшнем бесконечно ожесточающемся мире и творят столько добра…

    — Нет ли опасений, что сам бренд “НТВ” отпугнет публику? Это кажется спорным — делать фильм по такой тонкой теме, как жизнь Церкви, на скандальном канале…

— НТВ — в этом случае всего лишь частота. Канал с самым высоким рейтингом в стране. В этом смысле это тот самый евангельский подсвечник, на который, зажегши, ставят свечу, чтобы все видели её свет (Лк.11:33). Суметь бы показать эту свечу — нашу Церковь…

 — Есть какая-то миссия, которую Вы этим фильмом преследуете? Как Вы себе отвечаете на вопрос: “Зачем я это делаю?”

— Для меня это профессиональный и человеческий вызов: можно ли вообще сказать что-то там, где, как мне самому кажется, лучше всего было бы промолчать. И я до сих пор не уверен, что этот фильм – лучше молчания.




СтраныРоссия

Ещё похожие новости