Site icon ИА Русские новости

«Не верю!». Фильм Бориса Корчевникова

«Не верю!». Фильм Бориса Корчевникова

  20 января на телеканале НТВ показали документальный фильм «Не верю!», посвященный информационной атаке на Русскую Православную Церковь в 2012 году. Автор фильма тележурналист Борис Корчевников рассказал «Фоме» о замысле фильма, о своих впечатлениях от работы над ним и о том, что нового он узнал об «атакующих» и «атакуемых».

— Как и из чего выросла идея делать фильм об информационной атаке на Церковь?

— Тема информационной атаки на Церковь — вбросы, проплаты, заказчики и исполнители — в фильме будет. Но чуть больше меня интересовал другой вопрос. Почему эта кампания принесла свои — пусть кратковременные — плоды: такой антицерковный душок у части людей в стране? На какую почву упали все эти вбросы? Почему кто-то так охотно отозвался на это? А кто-то нет? И можно ли подвести какой-то итог? Почему «членов Церкви» — так по крайней мере теперь говорят — стало только больше?

 — Как Вы сами для себя формулируете основной замысел и посыл фильма? Почему зритель должен этот фильм увидеть?

— Одной из задач было узнать ближе тех, кто стал активно публично выступать против Церкви, полюбить их и нарисовать их портреты. Мы потому и шли к нашим героям почти везде открыто. Даже когда заранее многих смущали буквы «НТВ». Поскольку интуитивно я ощущал, что никакого раскола в обществе нет и что это какая-то виртуальная игра в твиттере, мне казалось, достаточно только всех нас оторвать от мониторов, от желания нравиться и следовать нашим «читающим» — и мы увидим что мы в очень большей степени едины: и стране, и друг другу одного желаем. В этом фильме не будет слова «либералы».

 — Как и в какую сторону изначальный замысел и посыл фильма менялись по ходу съемок? Почему?

— Кажется, стало понятнее, что недоверие у нас намного сильнее неверия. В очень большой степени это — от отвыкания говорить с человеком, от нехватки простого желания видеть и знать его, от интернет-анонимностей, от «позиционирований» себя и неизбежных от этого ярлыков: «А, НТВ! Ясно—  «Анатомия протеста»!» или «А! Блогер такой-то! Ясно — на ЦРУшных деньгах!». У нас любой человек моментально зачисляется в какой-то лагерь. А без лагерей можно посмотреть?

Я это пронзительнее всего ощутил, когда все те же обвинения, что раньше слышал в адрес других (типа «Это проплаченная провокация!»), услышал уже о нашем фильме, которого люди еще даже не видели. Эти ярлыки губят в первую очередь тех, кто ими мыслит — чем дальше, тем иллюзорнее их жизнь. Они теряют контакт с реальностью.

Хотя какая-то закономерность в этом тоже есть. Помните, евангельский ярлык: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

 — Что Вы сами лично для себя открыли во время работы над фильмом — о Церкви, о людях, о жизни вообще?

— Помните у Цоя «Я не знаю каков процент сумасшедших на данный час»…

Есть тип людей, к которым… не подобраться что ли. Или не подобраться мне. Это те, чья позиция — только в настойчивом произнесении аббревиатуры «РПЦ МП» вместо слово Церковь и всякий раз очень информативной прибавке к имени Патриарха Кирилла — «(в миру Владимир Гундяев)». Ну, вкус такой у людей…

 — Фильм имеет внутреннюю структуру: негатив о Церкви “уравновешивается” позитивом о Церкви? Как возникла такая идея?

— Хотел расшифровать так часто слышимое: «Православие — государствообразующая религия», «Церковь — скрепа страны» и т.д. Что это значит? Наличие общего менталитета — не для всех очевидно, но есть кое-что вполне явное: если где-то все наши нынешние беды — наркомания, демографический кризис, аборты, суициды, безденежье, сиротство, даже коррупция — если все эти беды страны где-то и решаются эффективно — так только в Церкви. Пока так. Если где-то на фоне частого, пусть не всеобщего, но громкого «все-плохо» и воцаряется какая-то радость и оптимизм — так только в Церкви. Есть уникальная неземная и очень созидающая сила, которой Церковь заряжает своих членов. Я действительно нигде больше её не встречаю.

И если этой радости не видеть, то и делать фильм бессмысленно. Знаете, есть закон драматургии — вы должны полюбить героя. Тогда будете сопереживать ему. Так и здесь: какой смысл рассказывать об атаке, пусть пока и информационной, если не видеть атакуемого — такого, какой он есть на самом деле, а не такого, каким его рисуют. А один вид сегодняшней русской Церкви — если уметь её увидеть — уверяет в присутствии Бога. Потому что без Него не объяснить, как все эти бесконечно уязвимые в большинстве своем, беззащитные, часто ранимые люди сохраняются в сегодняшнем бесконечно ожесточающемся мире и творят столько добра…

    — Нет ли опасений, что сам бренд “НТВ” отпугнет публику? Это кажется спорным — делать фильм по такой тонкой теме, как жизнь Церкви, на скандальном канале…

— НТВ — в этом случае всего лишь частота. Канал с самым высоким рейтингом в стране. В этом смысле это тот самый евангельский подсвечник, на который, зажегши, ставят свечу, чтобы все видели её свет (Лк.11:33). Суметь бы показать эту свечу — нашу Церковь…

 — Есть какая-то миссия, которую Вы этим фильмом преследуете? Как Вы себе отвечаете на вопрос: “Зачем я это делаю?”

— Для меня это профессиональный и человеческий вызов: можно ли вообще сказать что-то там, где, как мне самому кажется, лучше всего было бы промолчать. И я до сих пор не уверен, что этот фильм – лучше молчания.

Exit mobile version