Н.Бурляев: «Нужно остановить деградацию народа и мутацию народного сознания»
Союз кинематографистов России принял специальное обращение к Путину
«Отечество в опасности!» Столь громогласен был «вопль вопиющих» – режиссеров, актеров, сценаристов, кинокритиков, собравшихся в понедельник, 16 апреля, в Доме кино на пленуме Союза кинематографистов. Разумеется, мастера культуры выразились образно, но, несмотря на это, не менее серьезно. Просто есть опасность от ядерной бомбы, которая одним ударом сразу физически уничтожает миллион человек, а есть «бомба», убивающая все население морально – от мала до велика. И поди еще разберись, какая из них страшнее.
Казалось бы, что тут такого особенного? Каждое «уходящее» поколение критикует поколение «приходящее» за простоту нравов. Так повелось исстари и нашло представительное отражение в литературе и том же кино. Однако похоже, что на переломе тысячелетий общество все же столкнулось с реальной опасностью деградации – технический прогресс, породивший Интернет, тому порука. Да, раньше поколения спорили, спорили ожесточенно, но сегодня о «высоте» тех споров можно разве что мечтать: сегодня стар и млад говорят вообще на разных языках. Да и говорят ли? Масскульт, построенный на максимальном упрощении всего и вся, превращает эмоции в смайлики, речь – в набор междометий, знания – в обрывки «компетенций», понимание о том, что такое хорошо и что такое плохо, – в «рулит» и «отстой». Если еще лет 10-15 тому назад десятиклассник мог осилить «Войну и мир» хотя бы в «кратком пересказе» на 250 страниц, то нынешний, натасканный на ЕГЭ школяр-выпускник полагает чтение тоненькой книжечки модного писателя Евгения Гришковца серьезным трудом, а уж на читающих «кирпичи» классиков отечественной и мировой литературы студентов-филологов смотрит преимущественно как на чудаков.
Кинематографисты – не инопланетные создания. Они живут среди питающегося масскультом «планктона», сидят в приемных комиссиях творческих вузов, ходят в магазины, смотрят ТВ, слушают радио, наконец, общаются со своими детьми. В ходе заседания Гильдии мастера культуры по предложению главы Союза кинематографистов Никиты Михалкова приняли обращение к избранному президенту Владимиру Путину. Посыл ясен: открывается очередная страница истории России, писать которую своими делами предстоит покуда еще премьер-министру. Кому, как не людям высокого стиля, помочь ему сделать это без помарок?
«На войне как на войне». Кинематографисты с первых строк обращения показали: борьба за спасение нации от падения в пропасть предстоит нелегкая. «Отступать некуда. Позади – великие история и культура, практически невостребованные новым поколением россиян. Впереди, без всякого преувеличения, – катастрофа страны, не способной ни интеллектуально, ни культурно, ни демографически отвечать вызовам современного мира. Мира, который не простит нам безволия, скудоумия, слабости и растерянности», – отметили в письме авторы. И практически тут же, без лишних экивоков, перешли к корню бед, о котором, собственно, и без них уже не первый год трубят педагоги. «Безграмотность, усугубленная введением ЕГЭ в средних школах, нравственное одичание, полная потеря духовных ориентиров, культ эгоизма и наживы любой ценой, равнодушие к родной земле, забвение традиций и отсутствие того, что называется «укладом жизни», деградация отношений между мужчиной и женщиной, а, следовательно, обесценивание семьи, – все это ставит Россию на грань небытия», – предупредили избранного президента кинематографисты, попутно отметив, что школа должна перестать быть местом «оказания услуг» и вновь сделать воспитание своим краеугольным камнем.
К слову, общими речами кинодеятели не ограничились, представив и достаточно ясный рецепт выхода из интеллектуального кризиса в образовании. «Необходимо усилить культурную, гуманитарную составляющую школьной программы, ввести новые предметы и факультативы – в частности, «100 лучших книг и 100 лучших фильмов России и мира», всемерно способствовать преподаванию основ традиционных религий России. Первоочередной задачей является экспертиза школьных учебников по истории: граждане единой страны не должны получать диаметрально противоположные знания об одних и тех же исторических событиях». Интересно, что власть-то соглашается по основным пунктам: в частности, преподавание основ традиционных религий и светской этики с сентября сего года будет проходить во всех школах. Да и по экспертизе учебников ведомство Фурсенко худо-бедно подсуетилось. Поспорить можно разве что (да и то скорее в порядке умственного упражнения) насчет того, какой блок все же стоит усилить – гуманитарный или естественно-научный, однако авторы обращения и не предлагают тотальное огуманитаривание, скорее просят, требуют вернуть подготовку школьников хотя бы на «доегэшный» уровень.
Коснулись кинодеятели и громко звучащей нынче темы общественного телевидения. Накануне подписания президентом Дмитрием Медведевым соответствующего указа, согласно которому новый телеканал начнет работу с 1 января 2013 года, они на правах абсолютно компетентных людей привели Путину факты: «Телеканалы, Интернет и печатные СМИ становятся инструментами массового развращения. Средства массовой информации все чаще проводят спланированные кампании по дискредитации национальных авторитетов и уничижению тех самых «базовых ценностей»… Люди стараются защитить своих детей от вредоносного влияния электронных и печатных СМИ. Общество все больше атомизируется, распадается на отдельных индивидуумов, не связанных между собой едиными интересами, целями, задачами».
Ожидаемо напомнили они и о необходимости создания неких контрольных, но не цензурных механизмов, которые уже успешно реализуются в ряде стран Западной Европы: «Мы убеждены, что те средства массовой информации, которые цинично зарабатывают деньги на пропаганде порока, не могут быть поощряемы государством, какой бы политической линии они ни придерживались. Мы настаиваем: дальнейшая деятельность отечественных СМИ невозможна и губительна без введения профессионального нравственного кодекса. Такие кодексы существуют в старейших и авторитетнейших СМИ Европы… Мы не призываем к введению цензуры, однако считаем жизненно важной поддержку талантливых, социально значимых и патриотически направленных проектов во всех сферах культуры и искусства»
Финал обращения пленума Союза кинематографистов, что немудрено, похож скорее на заклинание. Ведь это – уже не первое обращение; более того, ранее самими российскими телевизионными «топ-менеджерами» была даже принята некая «хартия», призывавшая всех отказаться от насилия и прочего непотребства на экранах. Воз, как видно, все там же и поныне. «Мы, представители кинематографического сообщества России, обращаемся к вновь избранному президенту Российской Федерации с настоятельным призывом РАЗРАБОТАТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СТРАТЕГИЮ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ. У нас общая тревога о завтрашнем дне России, и действовать нам следует сообща. Рабочая группа по созданию Государственной стратегии в области культуры, воспитания и образования должна приступить к работе как можно скорее. Только тогда наша общая тревога сможет переродиться в общую, одну на всех надежду».
Что же, разработать стратегию – это легко и приятно. Мало ли уже хороших стратегий было разработано. Вопрос же не в том, чтобы уделить неделю и выдать на-гора стостраничный документ, а в том, чтобы его потом прочитал «кто надо» – хотя бы бегло.
Но надо же с чего-то начинать?
Подписавший данное обращение президент Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой витязь», член Патриаршего совета по культуре, народный артист России Николай Бурляев рассказал обозревателю KM.RU о мотивах, двигавших как лично им, так и его коллегами:
– Мы надеемся, что наконец вопль народа и письма интеллигенции, творческих союзов и Патриаршего совета по культуре и Общественной палаты дойдут до сознания руководителей государства, и они поймут: дальше так продолжаться не может. Надо менять государственную культурную политику, заниматься стратегией духовного и культурного развития народа. Нет стратегии у нашего руководства все эти 25 последних лет. Идут последовательная деградация, уничтожение культуры и мутация народного сознания, год за годом. Пора положить этому конец. Надеемся, что вновь избранный президент это услышит и примет самые кардинальные меры для исправления катастрофического положения в области культуры и духовного развития. Нужно остановить деградацию народа и мутацию народного сознания.
Не надо пугаться, запреты обязательно должны быть. Даже Господь, Который дал нам свободу выбирать и делать все, что мы хотим, вместе с этим дал и некие ограничения, которые оформлены в заповедях: не убий, не укради, чти отца и мать, не прелюбодействуй и т. д. Это заповедовал нам Господь, потому что Он понимал, что наша свободная воля может быть подвержена и нашептываниям дьявола: мы можем и убивать, и красть, и прелюбодействовать… Еще раз подчеркиваю, что мы, деятели культуры, однозначно против государственной цензуры, поскольку все от нее натерпелись, но общественный контроль за СМИ, за теле- и киноэкраном обязательно должен быть. Общественный, подчеркиваю.
Проект общественного телевидения вновь может попасть в руки темных сил, которые уже довели наше общество до состояния мутации, и владельцев телеканалов, которые уже тянут к нему руки, говоря: «Мы, профессионалы, должны этим заниматься, мы знаем, как». Да, они знают, они свое дело уже сделали – погрузили наш народ во мрак и содействовали деградации. Год тому назад мы проводили в нашем обращении такой эпизод, когда режиссер Говорухин обратился к руководителю одного из главных телеканалов с предложением показать там его фильм. Ответ был простой: «Неформат». На прямой вопрос Говорухина «А что у вас за формат?» ответили, цитирую: «Кровь и насилие. Мои акционеры и слышать ничего не желают о нравственности, детях». Надо положить этому конец.
Культурная политика должна измениться кардинально. Когда наши дети вырастут на культуре, дающей прекрасные образцы, – подтянутся и экономика, и экология, и все остальное.