Мы не должны бездумно слушаться зарубежных «экспертов»
Их экономические инициативы и рецепты хороши не сами по себе, а только когда они к месту
Выступление Владимира Путина на Международном экономическом форуме в Петербурге буквально кричало между строк: Россия готова встретить нелегкие времена во всеоружии, накопленного потенциала стабильности нам хватит и на нас самих и, быть может, на остальной мир.
Россия, являясь шестой экономикой в мире по паритету покупательской способности, за последние годы укрепила свою финансово-бюджетную систему. Мы на третьем месте по золотовалютным запасам. Темпы роста отечественной экономики – 4,3%, самые высокие среди крупнейших экономик Европы. У нашей страны нет такого «балласта», как чрезмерная, опасная долговая нагрузка. Долги населения в России значительно ниже уровня других стран» (из выступления В.Путина на саммите G20, Лос-Кабос, Мексика).
К слову, озвученное ранее на встрече G20 решение президента о спонсировании самого МВФ должно было бы по идее подкрепить этот тезис — как-никак, слабые экономики деньгами не швыряются. Но отчего-то не тянет пока ликовать — пока что показатели даже официальной статистики указывают на то, что для бахвальства нынче не лучшее время. Минфин и тот в открытую предупреждает — в условиях такого неудовлетворительного поведения рынка нефти нужно потуже затягивать пояса. Отметка в $100 за баррель уже перейдена, а ведь бюджет верстался и под более оптимистические прогнозы.
Однако в мировой дипломатии бал правит нехитрая философия «не быть, а казаться». Она не плоха сама по себе — тут важно просто вовремя опускаться на грешную землю и наводить какой-то порядок. Да вот хотя бы с тем же инвестиционным климатом. Инвесторов сейчас, конечно, поди еще попробуй чем заинтересуй, но чего не сделаешь во имя улучшения инвестклимата? Даже препон по выводу капиталов за рубеж российская власть ставить не собирается. Да и зачем? Ведь, по информации из президентских уст, у нас вроде как и с притоком капитала все не так грустно. «Согласно опросам, проводимым достаточно уважаемыми международными компаниями, число долгосрочных инвесторов, которые намерены увеличить свои вложения в Россию, выросло почти вдвое», – поведал собравшимся гостям форума Владимир Владимирович.
Долгосрочные инвестиции — они, конечно, на то и долгосрочные, что давать им оценку лучше с высоты пройденных не то что дней, но даже не месяцев, а скорее лет, но звучит-то и правда обнадеживающе. Равно как очень оптимистично звучит и другое откровение президента: «Мы в России разработали целую программу масштабных преобразований, она получила широкую общественную поддержку. Ее реализацию считаю главной задачей на посту президента РФ». Очевидно, речь идет о программах, звучавших особенно громко и подробно в предвыборный период, а под широкой общественной поддержкой подразумеваются выборы в 2011-2012 году. Собственно, даже оппозиция не стала в итоге спорить с тем, что Владимир Путин реально набрал больше 50% голосов на выборах (хотя и не 64% с гаком), но произошло это разве что только в не очень конкурентных условиях. То есть народ выбрал «между чем-то и ничем».
В целом, Владимир Владимирович, если ознакомиться со стенограммой его выступления, был достаточно мягок, старательно избегая острых выпадов. Однако совсем без намеков на «злые козни» обойтись не получилось. «К сожалению, возникают ситуации, когда перед российскими компаниями, которые готовы инвестировать средства в зарубежные активы, возникает стена, взаимовыгодные сделки срываются, причем по откровенно надуманным основаниям, не имеющим никакого отношения к экономике. Мы просто хотим равного подхода – чтобы российские инвесторы могли свободно приобретать зарубежные активы в рамках честных конкурентных преимуществ, конкурентных процедур, пользуясь своими конкурентными преимуществами», – отметил Владимир Владимирович. Интересно, верил ли он сам, что этот призыв действительно тронет циничные сердца «жирных котов»?
Их сердца если что и может тронуть, так разве что очередное прозвучавшее свидетельство о признании значимости глобальных процессов и готовности в них участвовать. И елей на душу-таки был излит. «Интеграция в международные экономические процессы – это наш безусловный выбор, и мы не отказались от него в период кризисных испытаний, не будет менять его и сейчас. В том числе активизируем присоединение России к ОЭСР. Полагаем, что это присоединение могло состояться уже в 2014 году».
Позитивный вывод из этого утверждения можно извлечь как минимум один — Владимир Путин действительно намерен сделать все возможное, чтобы страна пережила грядущий финансовый коллапс, а быть может и анонсированный Конец света. Надо ж до 2014-го дотянуть.
Директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Сергей Смирнов подробно остановился на анализе озвученного президентом России приоритета – сохранение макроэкономической стабильности в мире:
– Этот приоритет имеет очень общий характер и, в общем-то, президент любой страны может отнести сохранение макроэкономической стабильности к числу главных приоритетов. Наверное, это важно в равной степени и для Греции и для Соединенных Штатов. Непонятно, почему в выступлении Владимира Путина именно на этом был сделан определенный акцент, поскольку сохранение макроэкономической стабильности – это не задача конкретно России, это забота всего мира. Ведь в обратном случае нестабильность на уровне макроэкономики влечет за собой определенную угрозу мирному сосуществованию стран, угрозу мировой безопасности как таковой.
Поэтому наш законно избранный президент произнес, безусловно, справедливые слова, но обеспечение макроэкономической стабильности – не есть специфическая задача России. Другое дело, какие инструменты могут быть применены для этой цели, то есть, как наше государство собирается влиять на обеспечение этой глобальной стабильности, как она будет их использовать — что будет меняться в той же налоговой системе, в системе социальной поддержки населения. Сама формулировка проблемы тривиальна, но, как говорили древние, дьявол кроется в деталях. Должна быть разработана некоторая конкретная система мер и правительство в этом направлении работает, но пока что о какой-то конкретике тут говорить рано.
Президент также озвучил намерение России присоединиться к Организации экономического сотрудничества и развития в 2014-м году. Что это нам даст реально? Есть ли надобность в этом членстве?
– Ну это достаточно банальный сюжет — членство в разного рода международных организациях и что оно нам дает. Прежде всего, это дополнительный доступ к международному обмену опытом, доступ к определенного рода лучшим практикам, к услугам консультантов, которые могут способствовать внедрению зарекомендовавших себя практик и решений в наших условиях. Эта оговорка важна, я бы рекомендовал спокойнее относиться к самому факту членства нашей страны в той или иной международной структуре. Мы все же пережили уже кризис 90-х годов, когда без разбору смотрели в рот всем зарубежным консультантам подряд, и уже потом, наконец, поняли, что их советы зачастую носят исключительно формальный и в общем-то ни к чему глобально не обязывающий характер, стало быть и не стоит их рекомендации воспринимать как аксиомы, как некие обязательные руководства к действию.
Вспомним, как недавно в наших СМИ обсуждалась тема, что МВФ рекомендовал России повысить пенсионный возраст. И вот, спустя буквально несколько недель Минфин выступил с заявлением, что нет, ребята, вы ошиблись, мы не планируем повышать пенсионный возраст, хотя и будем стимулировать более поздний выход на пенсию. Любая международная рекомендация нуждается как минимум в адаптации на почве той или иной страны, а там уже становится видно — подходит она под имеющиеся реалии или нет. Универсальных рецептов не бывает, и быть не может, они всегда преломляются через ментальность.
Образно говоря, мы любуемся великолепием храмов, которые великолепны прежде всего не самим фасадом, а тем, что исторически они привязаны к определенному месту, к тем или иным событиям в истории. Ровно так же и экономические инициативы и рецепты хороши не сами по себе, а когда они к месту, когда они вписываются в существующую политическую, экономическую традицию государства.