Моя жизнь и жизнь олигархов – точки пересечения

Моя жизнь и жизнь олигархов – точки пересечения

Сегодня с витрин книжных магазинов, экранов телевизоров, интернет-сайтов и печатных изданий – как глянцевых, так и газетно-желтых, красуются все не только фотографии самих олигархов, но и атрибуты олигархии.  Ни для кого уже не является загадкой, на какой яхте или на каком автомобиле ездит представитель этого класса. Развлечения, доход, особняк, покупки, финансовые махинации, политические интриги – далеко не полный перечень всего того, что связано с этим понятием. Модные дивы как писали книжонки да статейки про технику завоевания и выколачивания бриллиантов и шуб, не перечисляя таких обычных мелочей, как шикарные букеты роз и хорошая квартира, так и пишут. Да только к чему это? Провинциальным девочкам, ясное дело, желающим приехать и завоевать Москву и Петербург, поймать в свои сети богатого мужчину, это выход из их серой жизни. Да только всем остальным к чему знать, что сегодня изволил отведать на завтрак Роман Абрамович? В этом наше тайное желание уйти хоть на время от своей серой, обыденной, далеко не обильной жизни или любопытство?

Что же такое олигархия? Олигархия – греческое слово. Какое объяснение дает нам Википедия? Олига́рхия (греч. ὀλιγαρχία (oligarchia) — «власть немногих», от др.-греч. ὀλίγος (oligos) — «немногий» и др.-греч. ἀρχή (arche) — «власть») — политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и, порой, обслуживает их личные и/или групповые интересы, а не интересы всех граждан. Этот термин употреблял и Платон и Аристотель, и вслед за ними, другие философы древнего мира. В Византийской империи были олигархи. Эти люди, не обладая властью императора, могли устанавливать свои законы, а самого императора со свитой и армией приглашать к себе в роскошный дворец и за свой счет содержать их. Как верно заметила одна светская львица в своей книге, разница между богатым мужчиной и очень богатым – несопоставимо велика. Одно дело, если человек может купить многое, но совсем иное, когда человек может купить почти все. Здесь иная психология личности, иное мировоззрение, иная логика и пути построения взаимоотношений.

Вспомним, что говорил святитель Иоанн Златоуст о богатых. «А каковы речи богатых? Свойственные свиньям, собакам, волкам и другим животным. Одни из них рассуждают о трапезе, о блюдах, о сластях, о винах, о благовониях, об одеждах и всякого рода излишествах; другие – о процентах и закладах, о составлении заемных писем и уплате неисчетного множества долгов, получивших начало еще при отцах и дедах, об отнятии у одного – дома, у другого – поля, у иного – слуги и всего его имущества». Святитель не скупился на слова, он сравнил людей, представителей финансовой элиты с животными – неслыханная дерзость! Особенно, если учитывать тот факт, что Иоанн был человеком известным.

Олигархия, как слой общества, обладающий огромными доходами, мог бы выделять средства на дела милосердия, но если это делается, то все с целью создания себе рекламы и имиджа «хорошего» человека, «щедрого». Да, мы с осуждением смотрим на расточительства, справедливо возмущаемся, но кто из нас не говорит о том же самом, о чем упомянул Иоанн Златоуст? Мы делимся мнениями о том, в каких магазинах мясо более свежее, а рыба продается со скидкой, со знанием дела говорим о хороших сортах алкогольных и безалкогольных напитков  и новом ресторане, о вкусной пицце или о кредитах в банке. Женщины обсуждают косметику, одежду, парфюмерию, модные тенденции и показ мод в Париже. Мы, зарабатывая деньги, как нам кажется, «потом и кровью», или «как рабы на галерах», едем в отпуск не куда-нибудь, а на курорты Турции, Кипра, Крита, Туниса, Египта. И экономим для того, чтобы неделю прожить в дорогой гостинице. Ведь мы этого достойны – говорим мы. Женщины тратят массу средств на свой внешний вид, желая выглядеть дорого и роскошно, а кто-то желает выглядеть пусть и не дорого, но стильно. Кажется – разве сопоставимы наши растраты с тратами миллионеров? Траты не сопоставимы по своим масштабам, но вектор имеет одно направление. Теперь же никто нас не обличает. Иоанн Златоуст, как нам думается, не о нас с вами, простых гражданах сказал. Мы ведь не богачи. Только будь у нас такие же средства как у них, тратили бы точно так же.

Олигархия – не просто слой общества, это политический режим, когда власть в руках тех, кто преследует личные интересы и интересы своей группы. Мы, хотим того или нет, находимся во власти этого режима. Политики, которых видим на телеэкранам, не более, чем пешки на чьей-то шахматной доске. Кто виноват, что вокруг воровство, обман, разбой и откровенное мошенничество? Политики, олигархи? Причины всех катастроф в обществе, злодейств и страданий – духовно-нравственное состояние народа. Интересы олигархов, как и интересы простых граждан сосредотачиваются на заботах о телесном и тленном: внешнем благополучии, сытости и комфорте. Только все в разных масштабах. У одних – суп жидкий, у других жемчуг мелкий. Пока мы обсуждаем новые скидки в магазинах, цены на нефть и газ, новую тушь для ресниц и неудачные реформы, кто-то обкрадывает нас. А мы в это время ищем что-то дешевле, выгоднее, в экономной пачке, в вакуумной упаковке, по низким ценам или самое новое, оснащенное новейшими устройствами, дорогое, изысканное, которое можем себе позволить.

Св. Иоанн Златоуст известен как великий святитель и учитель Церкви. Он призывал людей жить сообразно Божьим заповедям. Поэтому православные чаще видят в нем  пастыря, чем богослова. Но если повнимательней прочитать его творения, то мы вдруг обнаружим удивительно стройное, продуманное богословие богатства, бедности, собственности и милостыни, которое просто нельзя игнорировать при анализе любой хозяйственно-экономической деятельности.

Почитаем творения одного из самых красноречивых, блестяще образованных отцов Церкви, слова которого так актуальны сегодня для каждого из нас. Он дает ответы на многие вопросы.

Ещё похожие новости