Максим Рева: Новый нефтяной порядок
В конце июня, на саммите Европейского Союза были достигнуты договорённости о механизмах поддержки долгового рынка ЕС и банковского сектора. Лидеры ЕС договорились о 130 миллиардной программе по стимулированию европейской экономики. Результаты саммита сразу же толкнули нефтяные котировки наверх, всего за три дня нефть марки Brent подорожала почти на 17% с 87 до 100 долларов. Дальнейший рост котировок 2 июля поддержали угрозы Ирана перекрыть Ормузский пролив. Однако к концу первой недели июля цены на нефтяном рынке опустились вниз до 97 долларов. Этому способствовало, как фундаментальные причины (данные по рынку занятости опубликованные министерством труда США и понимание на рынке того, что механизмы ЕС по спасению Европы ещё не заработали), так и неизбежная, после резкого роста, коррекция.
Резкие колебания цен на нефть, которые мы могли наблюдать последние три месяца, заставляют задуматься, о процессах способных влиять на ценообразование нефти и её предполагаемой, комфортной для большинства участников рынка цене.
Нефть стала одним из важнейших экономических и политических инструментов в конце 60-х годов прошлого столетия, когда арабские страны, из-за поддержки Западом Израиля в шестидневной войне, объявили первое нефтяное эмбарго Соединенным Штатам и Великобритании, цены выросли на 20%. В 1973 году, снова, из-за поддержки западом Израиля в войне, в канун еврейского праздника Иоме Кипур, арабские страны договорились о ежемесячном понижении добычи нефти на 5%, в результате цена нефти поднялась почти в три раза до с 2,90 до 11,65 долларов за баррель, это вызвало на западе первый энергетический кризис 70-х годов.
Исламская революция в Иране 1979 года стала причиной второго энергетического кризиса. Из-за дальнейших событий последовавших после прихода в Иране к власти Аятоллы Хомейни, производство нефти с 1978-1981 годы сократилось в странах ОПЕК на четверть, цены взлетели почти в 2,5 раза до 34 долларов за баррель. В США началась вторая волна экономического кризиса. 1982 году страны ОПЕК вводят квоты по добычи нефти. СССР, в условиях сокращения производства нефти на Ближнем Востоке, становится лидером нефтяного рынка и получает, за счёт резкого увеличения цен, сверхприбыль. Соединённые штаты, в условиях высоких цен на нефть, запускает программу по развитию новых месторождений нефти и энергосберегающих технологий. Госдеп начинает активную дипломатическую работу с целью поставить под контроль страны ОПЕК. Наибольший прорыв в этом вопросе американцы сумели достичь с Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами и Катаром.
За год до президентских выборов у 40-го президента США Рональда Рейгана шаткое положение, гонка вооружений, программа СОИ и высокие цены на нефть увеличили как внешнеторговый дефицит, так и дефицит бюджета. Рейгану, что бы поправить финансы и оживить потребительский спрос, необходимы были дешёвая нефть и разрядка. Саудиты увеличили добычу нефти в два раза, нарушив квоты ОПЕК, это привело к падению цены до 14 долларов за баррель, а Горбачёв подарил другу Рональду разрядку. В результате падения нефтяных цен у СССР начались серьёзные финансовые проблемы, приведшие к экономическому кризису, ставшему одной из причин развала страны.
После 1986 года, началась эра низких цен на нефть. Парадоксально, но именно на 90-е годы приходится резкий рост спроса на нефть, однако в это время стоимость нефти колеблется в пределах 11-23 долларов за баррель и даже война в Заливе 1990 года, хоть и дала, но очень краткосрочный рост нефтяных котировок. Такой парадокс возможен из-за того, что в последнем десятилетии прошлого века начались серьёзные изменения в мировой экономике. В то время как в Европе и в северной Америке из-за развития энергосберегающих технологий и увеличения, альтернативных источников энергии, началось сокращение потребления нефтепродуктов, в Китае, в Индии, в Бразилии и в целом в развивающихся странах начался экономический рост, вызвавший увеличение потребления нефти. Однако развивающиеся страны в то время не могли платить высокую цену за нефть, это бы не позволило им достигнуть необходимых темпов экономического роста для удовлетворения потребительского спроса западных стран. Поэтому спрос на нефть мог быть удовлетворён только в условиях низких цен.
В 1983 году, на Нью-Йоркской бирже появились первые фьючерсные контракты, бумаги гарантирующие продажу товара по фиксированной цене в будущем, например через год. Их общее количество в товарном эквиваленте, по данным журнала Forbes, составляло примерно 1 млрд. баррелей. В 1990 количество нефти продаваемой по фьючерсным контрактам составило 76 млрд. баррелей, в 2000 – 136 млрд., 2011-365 млрд., что превысило в 12 раз реальные продажи за 2010 год. “С 2000 года цена на нефть превращается в преимущественно финансовую переменную, такую же, как валютный курс, цены на золото и котировки ценных бумаг. Производство, спрос и запасы нефти, политические шоки, действия ОПЕК становятся факторами второго порядка. Цена на нефть формируется на биржах деривативов в тесной связи с курсом доллара США как мировой резервной валюты, на которую приходится более 30% финансовых активов мира”,- пишет на страницах журнала Forbes Яков Миркин, председатель совета директоров ИК “Еврофинансы”
В 2011 году мир словно бы вернулся на 40 лет назад, арабская весна снова поставила нефтяной вопрос.
Исламская республика Иран, в качестве ответной меры на бойкот Европейским Союзом иранской нефти, 2 июня пригрозила перекрыть Ормузский пролив, через который проходит наибольшее количество добываемой нефти в мире, порядка 17 млн. баррелей в сутки, для сравнения через Суэцкий канал проходит 4.3 млн. барр./сут., а через панамский только 3.2 млн. барр./сут. Аналитики расходятся во мнениях, насколько санкции против Ирана ударят по его экономике и сделают Тегеран более сговорчивым по его ядерной программе. Бюджет Ирана формируется на 40% из нефтяных доходов, однако у исламской республики, за долгие годы противостояния с западом выработался иммунитет ко всякого рода санкциям. Бюджет Ирана свёрстан таким образом, что учитывает сокращение продажи нефти. Иран формирует стабилизационный фонд в 17 млрд. долларов. Тегеран не собирается сдаваться без боя к тому же нынешняя ситуация кардинально отличается от ситуации 30 летний давности.
В конце марта, когда цена нефти марки Brent составляла 123-125 долларов, в иранской проблеме вдруг началось “охлаждение”, в это время стоимость галлона бензина на АЗС в США подошла к 4 долларам. Эта цена считается критической. При стоимости бензина выше 4 долларов начинается сокращение потребления, что является основным двигателем современной американской экономики.
После угрозы роста цен на бензин Соединенные Штаты начали массированную информационную атаку целью, которой являлась попытка словесными интервенциями понизить цену нефти. Несмотря на то, что ещё в конце прошлого года американцы говорили, что цена 100 долларов за бочку Brent является комфортной для экономики США, с начала весны пошли разговоры о том, что нефтяные цены могут упасть до 80 долларов из-за мирового экономического кризиса. Эти разговоры поддержала верный союзник США на ближнем востоке, Саудовская Аравия, заявившая, что готова, не смотря на решение ОПЕК, увеличить добычу нефти и понизить нефтяные котировки аж до 70 долларов за баррель с целью экономически задушить шиитские режимы в Сирии и в Иране.
Однако высокие цены на нефть, сформировавшиеся в нулевые годы привели к возможности инвестиций в низкорентабельные месторождения нефти в Соединенных Штатах, что позволило существенно увеличить добычу нефти в северной Америке. В докладе энергетического агентства США говорится, что к 2035 году США будет добывать 19 млн. баррелей нефти в сутки и по этому показателю смогут обойти Саудовскую Аравию. Однако надо учитывать, что этот прирост будет возможен только при дальнейшей разработке ещё более низкорентабельных месторождений. Но уже сейчас рентабельность 45% американских скважин возможна при цене 90 долларов за баррель. Как же показало нам недавние падение американского лидера добычи сланцевого газа Chesapeake Energy, великая сланцевая революция в США имеет вообще какой-то смысл при ценах на нефть выше 100 долларов за баррель. Выходит, соединённые штаты оказались в нефтяной вилке, где ценовая граница стоимости нефти находятся на уровне минимум 80 долларов максимум 120 долларов за баррель марки Brent. И если учитывать планы министерства энергетики США, то в ближайшие 25 лет для США действительно комфортная цена нефти находится на уровне 100-110 долларов за баррель.
Падение нефтяных цен ниже 100 долларов за баррель также может привести к существенным экономическим и политическим потерям почти всех стран ОПЕК. Попытки искусственно, через информационные атаки или рыночно через увеличение добычи нефти Саудовской Аравией, что весьма сомнительно, повлиять на ценообразование нефти может повернуть против США весь нефтяной арабский мир, за исключением Саудовской Аравии и Катара. Понимая это, Иран вместе с объявлением о перекрытии Ормузского пролива обратился к Организации стран экспортёров нефти с требованием созвать внеочередное заседание для обсуждения ситуации на нефтяном рынке. В заявлении иранской стороны говорится, что цена нефти не должна опускаться ниже 100 долларов за баррель. Министр нефти Алжира подтвердил, что соберёт внеочередное заседание ОПЕК, если цена на нефть продолжит падение.
У самой же Саудовской Аравии, также не всё гладко с зависимостью бюджета от цен на нефть. Арабская весна перепугала весь Ближний восток, не исключение и Саудовская Аравия. Королевская семья начала комплекс мер по недопущению социального взрыва на аравийском полуострове. По данным Citigroup на ближайшие пять лет в Саудовской Аравии запланировано реализация проектов на общую сумму 600 млрд. долларов. По оценки аналитиков HSBC для реализации своих планов Саудовской Аравии требуется цена нефти не ниже 90 долларов.
Физическое перекрытие Ормузского пролива, через который проходит 35% добытой в мире нефти, силами Исламской Республики Иран контролирующей северное побережье выглядят достаточно проблематично. В проливе присутствует группировка ВМФ США из 25 кораблей, южное побережье принадлежит союзникам США Саудовской Аравии и Объединённым Арабским Эмиратам. Однако только информационная атака на рынки создающая видимость опасности войны в проливе и сокращения из-за этого поставок нефти на рынок уже способна поддержать нефтяные котировки на достаточно высоком уровне. При этом у США нет действенных, экономически безопасных рычагов позволяющих понизить нефтяные цены.
Стоимость нефти выше 120 долларов вызванная военным конфликтом в Ормузском проливе сейчас никому не выгодна, впрочем, также как и стоимость нефти ниже 100 долларов, вызванная увеличением добычи нефти. В первом случае высокая цена на нефть сократит потребительскую активность и повысит производственные издержки, вызовет инфляцию, которая либо не позволит провести, либо сведёт на нет операции количественного смягчения, призванные в конечном итоге оживить потребительский рынок и производство. Цены ниже 100 долларов сильно ударят по финансовой стабильности нефтедобывающих стран, к банкротству на территории США проектов по разработке низкорентабельных месторождений нефти, сведёт на нет попытки Европы и Америки стать энергетически независимыми от арабских стран и России. Мало того подешевевший рынок нефтяных деривативов, ещё сильнее усугубит финансовое положение США.
Новая серия конфликтов на Ближнем Востоке отчётливо показала насколько изменился нефтяной рынок за 40 лет. США, которые в середине 80-х годов прошлого столетия смогли наладить механизм контроля над нефтяным рынком, из-за резкого роста нефтяного пузыря нулевых годов, оказались снова зависимым от мировых цен на нефть и не способны без существенных экономических потерь влиять на них. Как не странно это звучит и Иран и США и Саудовская Аравия и Россия, и весь оставшийся мир оказались в одной лодке.
Существенно повлиять на нефтяные цены может только новая волна экономического и финансового кризиса, из-за которого может рухнуть рынок нефтяных деривативов. Но в этом случае любая страна мира столкнётся с таким количеством проблем, что стоимость нефти не будет являться столь уж существенной проблемой. Сейчас мировые державы начинают глобальное насыщение экономики денежной массой, что в ближайшее время должно помочь мировому экономическому росту. Если новые программы количественного смягчения окажутся эффективными, то, скорее всего нефтяной рынок войдёт в новый период стабильных цен в узком диапазоне 80-130 долларов за баррель. Во всяком случае можно надеяться, что у России ещё есть минимум два года достаточно высоких цен на нефть, в течение которых необходимо как можно сильнее понизить нефтяную планку бездефицитного бюджета.