Культурный геноцид русских людей в Литве
Рекламный плакат под государственным гербом Литовской Республики концерта литовских рок-групп под лозунгом «Литовцы Литве!» с изображением литовского солдата, протыкающего штыком красноармейца. |
После второй мировой войны были приняты международные правовые акты в которых, кроме прочего, гарантирована национальная самобытность человека и его бытие в национальных общинах. Всеобщая декларация прав человека ООН 1948г. в статьях 2-ой и 22-ой констатирует: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия… языка… национального… происхождения…» и «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий …». В статье 14-ой Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод утверждается: «Пользование правами и свободами… обеспечивается без дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: … языка, религии… национального… происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам…». В двух статьях ныне действующей Конституции Литовской Республики 29-ой и 37-ой записано: «Не допускаются ограничение прав человека и предоставление ему привилегий в зависимости от его пола, расы, национальности, языка…» и «Граждане, принадлежащие к национальным общинам, имеют право на развитие своего языка, культуры и обычаев».
Славяне кривичи, русские люди Литвы являются автохтонным, коренным населением данного региона Европы, издревле населяя территорию вплоть до рек Невежис (Невежа – река за которой ближе в Балтийскому морю жили неверные язычники) и Швентои (Святая). Именно они, после распада Киевской Руси, создавали изначально славянское и православное государство – Великое княжество Литовское, где вся внутренняя переписка велась на кириллице и на старом русском языке. Во второй половине ХIХ, начале ХХ века, благодаря инициативам российских императоров, стало возможным формирование национальных культурных приоритетов уже современных литовцев на территории бывшей Сувалкской и Ковенской губерний, где массово проживали люди, говорящие на нынешнем литовском языке. На развалинах Российской империи, в результате заключённого 3 марта 1918 г. Советской Россией с Германским Рейхом Брест-Литовского мира, начало формироваться новое государство теперешних литовцев, получившее мировое признание лишь после 1920 года. Это произошло в результате состоявшегося Учредительного Сейма, сформирования правительства и определения территориальных границ юрисдикции законов Литовской Демократической Республики. Первым, кто признал это государство de jure в июле 1920 г. с определёнными границами была РСФСР – Советская Россия всячески помогала литовцам в становлении и развития их государства, в том числе и финансово, передав Каунасу в октябре 1920 г. 3 млн. рублей золотом.
Сегодня в Литовской Республике численность русских людей и людей, говорящих на русском языке, неумолимо уменьшается, и не только в связи с общим катастрофическим сокращением населения в стране. Приведу мнение литовских экспертов Л.Гвоздайте, П.Плюмпы, В.Радзвиласа, Г.Висоцкаса, которые в своей публикации «Пусть говорят только факты» пишут: «В Хиросиме 6 августа 1945 г. от атомного взрыва сразу погибло около 80 тыс. человек. Спустя три дня в Нагасаки от атомной бомбы погибло 40 тыс. человек. В течение нескольких месяцев от полученных в результате взрыва этих атомных бомб ран и возникших болезней умерло ещё 60 тыс. человек. По этим же причинам здесь умерло позднее ещё тысячи человек. Всего Япония лишилась от взрыва на её территории этих двух американских атомных бомб около 300 тысяч человек. А вот в Литовская Республика за минувшее двадцатилетие лишилась вдвое больше граждан, нежели погибло от атомной бомбардировки Японии в 1945 году». Жёсткая констатация, но надо пояснить: в основном эти люди не умерли и не погибли, а покинули свою родину. Причём основная масса эмигрантов, числом около полумиллиона, – это молодые люди, не имеющие достойно оплачиваемой работы и перспективы на достойное социальное положение у себя в стране. Они уехали в поисках лучшей доли за рубеж – на запад и на восток. К тому же сегодня в Литве самый большой в Европе уровень самоубийств.
Всецело зависящая от финансовых дотаций из Брюсселя, сегодняшняя Литовская Республика не способна развивать сеть культурных и просветительских учреждении, массовая деградация которых очевидна. Даже в трудные послевоенные годы, в республике было создано огромное количество школ с литовским языком обучения – в основном в сельской местности и посёлках, а также в городах. Школы с русским и польским языками обучения открывались там, где жили представители этих национальностей, в крупных промышленных городах и в Вильнюсском районе. Тогда открывались новые вузы в которых были кафедры с русским языком обучения. Педагогические вузы Литвы готовили учителей для русских школ. Количество русских школ достигло в конце 80-х годов почти 100, а численность учащихся – 85 тысяч человек.
По официальным данным, «в связи с общим сокращением русскоязычных учащихся», уже к 2007 году в Литовской Республике осталось лишь 45 русских школ. В связи с резко усиленным в последние годы литовскими властями процессом закрытия русских школ в больших городах, их количество уменьшилось на сегодня ещё вдвое, а количество учащихся в них составило в 2011 году всего 19 тыс. человек. По мнению доктора философских наук, преподавателя–эксперта А.Фомина: «Причинами этого явились не только эмиграция русского и русскоязычного населения, но и проводимая в стране реформа системы просвещения, общая политика государства в области образования». Экономя на русских школах, литовские власти одновременно проводят политику переквалификации этих школ в литовские, уплотняя количество учащихся оставшихся русских школах.
Непропорционально велико количество безработных среди русских и людей иных национальностей. В столице и других больших городах республики социально деградированные люди в основном говорят на русском языке.
Всё это осуществляется на фоне поддержки националистических настроений среди литовской молодёжи, которая ничего общего не имеет с воспитанием у них патриотизма – любви к своей стране и всем гражданам различных национальностей её населяющим. Не могут служить росту взаимопонимания между различными национальными группами страны ежегодные манифестации и шествия молодёжи в больших городах в дни государственных праздников Литовской Республики (16 февраля, 11 марта). Во время них звучат оскорбляющие достоинство людей другой национальности возгласы, демонстрируются шовинистические плакаты. На улицах всегда можно встретить надписи граффити с нацистскими лозунгами, типа – «Литва для литовцев!», проводятся концерты рок-групп, где звучат тексты, призывающие к физической расправе над русскими, поляками и др.
По последним данным в Литовской Республике 160 тыс. русских, которые составляют 4,9 % её населения, против 9,4 % – 350 тыс. русских в 1990 году. Количество русских уменьшилось в два раза. Русский язык считают родным языком 6% населения страны. Кроме того, в Литве проживает особая этническая группа старообрядцев, общины которых начали формироваться еще в XVII – XVIII вв. В настоящее время старообрядцы насчитывают более 27 тысяч человек, или около 0,8% населения.
Естественно, имеющееся сегодня количество русских школ в республике никак не может удовлетворить потребности в получении образования на родном языке около 40 тыс. русской молодёжи. По сути дела, при уменьшении количества русских людей за двадцать лет в республике в два раза, количество русских школ в Литве за это же время литовские власти уменьшили в четыре раза. Отсюда и постоянная неудовлетворенность той политикой, которую проводят литовские власти в отношении русских Литвы, перманентно сокращая количество русских школ и детсадов, уничтожив все русские группы в вузах страны. Однако лишение национальной культурной самоидентификации молодого человека пагубно сказывается на формировании основных нравственных устоев его личности, что в конечном итоге приводит к пагубным результатам как для него самого, так и в целом для социальной стабильности в государстве. Стремление властей ассимилировать русских под национальную культуру литовцев пагубно и для самих литовцев, ибо такая суррогатная культура не способна давать добрые гуманные плоды, необходимые для гармоничного развития общества.
Складывается вполне конкретное понимание того, что нынешние литовские власти, проводя русофобскую политику в отношениях с современной Россией, русских предпринимателей и политических деятелей, осуществляют по отношению к русскому коренному населению культурный геноцид. Двадцать с лишним лет он проводится посредством сокращения часов преподавания русского языка в школах, сокращения числа самих русских школ и детских садов, во имя полного уничтожения культурных, языковых характеристик постоянно проживающих здесь русских людей и людей других национальностей.
Но русские люди Литвы протестуют, о чём свидетельствуют факты. На прошлой неделе в Клайпеде прошёл митинг русской общественности города, недовольной закрытием очередной школы, где преподавание ведётся на русском языке. Митинг принял резолюцию:
«РЕЗОЛЮЦИЯ МИТИНГА «ЗАЩИТИМ НАШИ ЦЕННОСТИ»
23 февраля 2013 г., Клайпеда
23 февраля 2013 г. в Клайпеде прошёл митинг, целью которого было – защитить основные ценности граждан Литвы. Несомненно для каждого это семья и возможность общаться на родном языке. Литовцам – на литовском языке, русским – на русском языке. Сколько бы не жило в Клайпеде представителей различных национальностей, больше всего именно представителей этих двух наций. В последние 20 лет русскоязычные жители всё меньше чувствуют себя частью своей родной страны – Литвы, появляются анти- литовские настроения. Местные власти как будто забыли, что в Клайпеде живут русскоязычные горожане, – русский язык выброшен из государственных институций. Кроме того, продолжается необоснованный процесс закрытия русских школ.
Результаты такой политики – отрицательные: немалая часть клайпедчан недовольна, поскольку после закрытия одной школы, находящейся в микрорайоне, дети вынуждены следовать в другую школу на автобусах, а это увеличивает расходы семьи, и безопасность детей не обеспечивается. Все прекрасно знают о негативном воздействии на психику людей, во время перевода детей в другую школу, в другое окружение, к другим учителям. Не говоря уже о том, какую травму переживают дети при обучении на чужом языке. Власти города не задумываются, но многие семьи будут вынуждены вести своих детей в литовские школы, что не только увеличит число учащихся литовских школ, но и повлияет на средние баллы школы, которые уменьшатся, а многим детям просто сломают судьбу.
Мы выступаем против того, чтобы наши дети в родной стране переживали такие испытания.
Мы, русскоязычные граждане Литвы, уважаем литовский язык, литовскую культуру, однако желаем иметь возможность сохранить наши корни, свою историю. Государственный язык от этого не пострадает, поскольку не является тайной, что учащиеся русских школ знают литовский язык лучше, чем сами литовцы, о чём свидетельствуют результаты олимпиад.
Мы против закрытия ещё одной русской школы – школы им. А.Рублёва и обращаемся к властям города обратить внимание на наше мнение и уважать его.
Мы участники митинга, просим клайпедских политиков:
1.Узаконить русский язык как второй для местного общения с представителями власти в Клайпеде;
2.Сохранить и расширять русскую инфраструктуру в Клайпеде;
3.Оставить в покое русские школы, в том числе и школу им. А.Рублёва, поскольку это не сфера предпринимательства, а часть просветительной инфраструктуры. Сохранять русские детсады и школы в каждом микрорайоне г. Клайпеды;
4.Не мешайте, но поддержите сохранение наших традиционных ценностей.
По нашему мнению, исполнение этих политических требований поможет развиваться нашему городу с большей энергией и более динамично во благо всех клайпедчан и граждан Литвы».