КУЛЬТУРА ПРОШЛОГО – ИСКУССТВО БУДУЩЕГО
Впервые слово «культура» входит в оборот сознательного мировосприятия людей вместе с произведением «De Agri Cultura» римлянина Марка Порция Катона Старшего написавшем его во втором веке до нашей эры. Оно имеет много значений – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание и т.д. Современная трактовка понятия КУЛЬТУРА определяет его как продукт конкретной разностороннёй жизнедеятельности определённого социума и зиждется на религиозных воззрениях человека, того или иного определённо оформленного сообщества, являет собой материальное, социальное, духовное наследие и реальность, вместе с тем научную, конструктивную перспективу развития социума, а также эмоциональную стагнацию и экзальтированную его деградацию.
Остановимся здесь на следующем определении культуры – это материализованные и перманентно поддерживаемые всей полнотой жизни людей нравственные воззрения, которые социально сплочённы общей для них религиозной доктриной. Любая религиозная доктрина является установочной и регламентирующей поведение человека и людей в социуме, в котором практикуется данная религия. Отсюда следует, что культура данного социума может рассматриваться по всем четырём нравственных критериям оценки бытия людей. В любом социуме (детерминированном той или иной религией) таких универсальных нравственных критериев экзистенции культуры четыре: эсхатологический (быть – не быть), моральный (добро – зло), этический (можно – нельзя) и эстетический (красиво – некрасиво).
Являя собой своеобразный нравственный крест, эти нравственные критерии имею различную форму воздействия на человека:
– в качестве материального, так или иначе узнаваемо для людей статично оформленного предмета (одежда, предметы утвари, картины, статуи, письмо, архитектурные постройки, вид приспособлений для передвижения или перевозки грузов и т.д.);
– в качестве табуированного определенными формами поведения людей между собой (манеры поведения, ритуальные жесты, определённые звуки и выражения, благовония, цветовая гамма, температура, тактильные и вкусовые ощущения и т.д.).
Первые – материализованные формы воздействия на сознание человека, – статичные по своей сути. Вторые – развиваются во времени и требуют от человека соучастия в процессе постижения этих форм культуры.
Констатация двух принципиально разных способа восприятия культуры:
– целостного, когда восприятие осуществляется сразу по форме окультуренных человеческой деятельностью предметов и застывшей на них конкретным отпечатком;
– действенного, когда восприятие осуществляется во времени, путём синтеза различных впечатлений в процессе того, как наше сознание соотносится с представляемым ему развивающимся окультуренным умным воздействием со стороны других людей.
То есть в первом случае культурный процесс взаимодействия происходит в результате общения человека с окультуренным материальным предметом, во втором – в процессе общения людей при помощи задействованного ими инструментария. Причём, второй класс культурного общения можно подразделить также на два вида: общение непосредственное с помощью всех доступных лично человеку способов общения, и второй вид – при помощи используемых в личном общении различных окультуренных и соответственно оформленных предметов.
Понятие культуры содержит в себе ещё одно основополагающее определение – искусство. Русская этимология этого слова выводиться от таких слов, как «опыт», «проба» и т.д. Но думается, что более точным будет следующее: ИСКУССТВО – это умение осмысленно создавать оригинальные формы при материальной или действенной реализации тех или иных идей, путём умного совмещения знаний, нравственных табу и опыта. Отсюда следует – искусство не может быть вне культуры. Культура и искусство определяют бытие любого социума, взаимно дополняя его поскольку, как замечено выше, культура, служит стабилизации социума, его сохранению, а искусство – его развитию в вечно изменяющемся мире.
Деятельность любой организации творческих людей проявляется в консолидации усилий её членов на материализацию задуманного ими. Само задуманное и принципы реализации его, зафиксированы в нравственных принципах, которые объединяют этих людей. Творческие люди не любят формальной отчётности о своей деятельности на поприще искусства, которым они занимаются. Через искусство креатор (созидатель нового) говорить о себе оригинально, доходчиво и гармонично, не повторяя формы, некогда уже найденной другими. Это не ремесло, которое лишь мультиплицирует найденные впечатляющие формы. По мере знаний, сил и способностей креатор творит свои произведения осознанно или инстинктивно, стремясь создать новое неповторимое. Такое, что воздействовало бы на других людей, на их эмоции и сознание, порождая в них чувство красоты, понимание актуальности созданного и внутреннюю гармонию его элементов.
Турецкие бани,
Художник Жан Огюст Доминик Энгр, 1862 г.
Любой созидатель, будь то учёный, художник, литератор, композитор творит не только для себя. Прежде всего, он хочет поведать людям что-то важное и поведать так, чтобы быть услышанным. А может быть и понятым.
Но только искусство в области культуры, которое олицетворяет творчество: художников, литераторов, композиторов, режиссёров и исполнителей – воздействует на других созданными образами, прежде всего, через эмоции, а не логику аргументов, как наука. Всегда индивидуальный собственный почерк и манера созидателя при отображении им действительности, или грёз, лишь усиливает наше эмоциональное восприятие их творчества, помогают понять, что автор хотел сказать нам именно в данном своём произведении.
Исключительно через эмоциональное восприятие возможно осмысление человеком окружающего его мира с рационально инсталлированными в него произведениями художников – литераторов и живописцев. И если повествование литературного произведения, изложенного в виде стиха или рассказа, возбуждает наше абстрактное сознание, с его многоуровневым рациональным формированием образов во времени, то картины художников, преподнося нам единовременно в целостности уже статично сформированный образ чего-то, возбуждают тем самым в сознании зрителя именно эмоциональные ощущения и чувства. Аналогично литературному мировосприятию, восприятие музыки, которая не имеет одновременного пространственного воплощения, но во времени и косвенно – через ритм, высоту звука и мелодию.
Читающий, в силу интимности такого процесса познания, склонен, прежде всего, к самооценке себя на фоне повествования.
Смотрящий, в силу объективности процесса – к познанию себя через эмоции и чувства других. Естественно, в умном отношение к искусству всегда превалируют чувства, а не эмоции.
Слушающий музыкальное произведение, воспринимает его, как и читающий, во времени развёртывания сюжета. Этот сюжет не представлен логически завершённым образом. Перед нами развивается действие, окрашенное эмоционально в минорном – пессимистичном или мажорном – оптимистичном ключе. Мы чувственно воспринимаем действие в иррациональных по своей сути воплощениях. Причём, и это важно, любой музыкальный исполнитель является фактически соавтором композитора, записавшего некогда конкретные ноты определёнными символами, в определённой системе измерения. Без исполнителя, музыкальное произведение мертво!
Обобщая, можно сказать, что изобразительное искусство, в отличие от всех других видов искусств, работает на историю, фиксируя для неё и для будущего в устойчивых материальных формах переменность теперешнего бытия людей. Это искусство «консервирует» культуру, служит сохранению неких сокровенных эталонов для конкретных социумов. В то время, как все виды воспроизводимого искусства – литература, музыка, драматургия – воздействуя всякий раз объёмно на теперешний реальный человеческий мир, являются непосредственными его детерминантами. То есть воздействуют на реалия вне временных категорий. Правда, здесь надо сделать существенную оговорку – не все воспроизводимые произведения искусства способны со временем сохранить всю свежесть, силу и глубину своего первоначального чувственного воздействия на окружающих. Эти произведения искусства должны быть созвучны восприятию людей, живущих в реальных исторических условиях.
Есть ещё одно примечательное обстоятельство, которое само по себе является имманентной функцией искусства и связано с тем, что искусство служит постижению материализации идей. Другими словами, искусство позволяет направлять будущее в настоящее – абстрактные идеи из будущего, в мир настоящего, материализовав их при этом, напрямую или косвенно, т.е. сделав их конкретными вещами или какими-то новыми актуальными сейчас действенными отношениями. В этом плане искусство положительно – мажорно в своей функции к настоящему, поскольку наполняет его новыми сущностями. В тоже время культура, сопряжённая всегда с удаляющимся прошлым, имеет функцию отрицательной верификации некоторых сущностей в настоящем, системно не сопоставимых с фиксированными нравственными устоями предков – их удалению, а потому минорна.
Только в сфере нравственного выбора человек имеет свободу (он несвободен игнорировать законы природы!), только в сфере культуры и искусства человек обладает правом выбора тех или иных известных форм и существующих средств в процессе реализации своих идей. Сами идеи всегда детерминированы религиозными воззрениями и проистекающими от них нравственными нормами, а также знанием, опытом, информацией, умением умно систематизировать натуральное вечное и нравственное приходящее.
Автопортрет,
Художник Чен Хоншоу, 1635 г., эпоха Мин.
Эмоциональные воздействия сами по себе – не в счёт, ибо самые большие эмоции в сознании людей вызывают любые извращения общепринятого, уже систематизированного устоя вещей и нравов. Любое некультурное поведение или произведение – вызывает эмоции. Лишённые внутренней гармонии, по своей сути внесистемные и потому деструктивные, любые извращения не есть искусство – это просто эпатаж, хула или преступление. Разрушая нравственные системы мировосприятия, эпатаж кастрирует сознание людей, лишает его возможности воспринимать настоящее искусство и порождать новые высоко одухотворённые шедевры своего гуманного творчества. Поэтому настоящий художник уходит от таких извращённых методов презентации окружающего мира…