Кипрская тень Левитина

Кипрская тень Левитина

Бизнес- интересы министра транспорта РФ ставят под угрозу  сделку по продаже акций ОАО “Петролеспорт”

Недавняя информация о готовящейся продаже акций компании Global Ports Investments крайне заинтересовала международный бизнес, специализирующийся на управлении морскими терминалами. В настоящее время Global Ports Investments является совладельцем нефтяного порта в Таллине, терминалов в Котке и Хельсинки, тихоокеанского порта «Восточный», паромно-перегрузочного комплекса на острове Колин и логистического комплекса в Янино. Кроме этого Global Ports целиком принадлежит ОАО «Петролеспорт» с её 13 причалами, современным холодильным терминалом и  522 747 кв. м. складских площадей. Поскольку, общая стоимость активов оценивается в 2,7-3,2 млрд. долларов, 25% акций предназначенных к продаже, стоят 700-800 млн. долларов.

Кризис последних лет, компания перенесла достаточно легко, ее контейнерооборот в 2010 году составил 84,6% процентов докризисного 2008 года и 182% от контейнерооборота 2009 года, а в денежном эквиваленте равен 382,4 млн. долларов, на 39,3% больше, чем в 2009 году. Чистая прибыль в прошлом году  составила 119 млн. долларов. Ожидается, что в нынешнем году, она вырастет до 140 млн. долларов и казалось было бы логично не торопиться с продажей активов, а подождать пока они подорожают.

В комментарии на страницах газете «Деловой Петербург», аналитик ИК «Атон» Никита Мельников совершенно справедливо отмечает, что после кризиса и теракта в Домодедово, акции российских транспортных компаний продолжают падать, и сейчас далеко не лучшее время для их продажи.  Такие опытные менеджеры, как руководители Global Ports Investments не могут этого не понимать, но, тем не менее, идут на рискованную сделку.
Значит, у них есть весомые основания, о которых мы можем только догадываться.  Представляется, что ближе всех, к причине подошел еще один аналитик, который в том же номере «Делового Петербурга» отметил, что на стоимость акций Global Ports, объединяющей транспортные активы компании «Н-Транс», может повлиять связь этой компании с министром транспорта РФ Игорем Левитиным.

Левитин сыграл ключевую роль в становлении «Северстальтранса»

Не секрет, что в  последнее время вокруг этого члена правительства, постоянно возникают скандалы. Партнёр заместителя Левитина Виктора Олерского бывший член Совета Федерации от Башкирии Игорь Изместьев получил пожизненный срок, за организацию нескольких заказных  убийств. И покушение на сына бывшего президента Башкирии  Муртазы Рахимова.  Строительство печально знаменитой трассы через Химкинский лес ведет Северо-Западная концессионная компания, 50%  акций которой принадлежат акционерам «Н-транс», и в свете этого вопрос, кто избивает и калечит защитников леса, является чисто риторическим.

Крайне напряжённая ситуация складывается на, курируемом министром транспорта,  строительстве порта в Усть-Луге, которое ведет ОАО «Морской порт Усть-Луга». Председателем Совета директоров компании является неоднократно судимый Валерий Израйлит, а владеет ею лихтенштейнский оффшор «Инвестпорт Холдинг Истэблишмент». Кто хозяева самого оффшора – неизвестно, но судя по тому, как безропотно государство в лице министерства транспорта финансирует затянувшуюся стройку и покрывает огромные долги компании, люди это ведомству Левитина не чужие.
Наконец, согласно составленному «Новой Газетой» совместно с привлеченными экспертами, рейтингу коррумпированности российских министерств, Минтранс занял почётное, 2-е место, пропустив вперёд лишь оборонное ведомство.

История «Н-транс» и ее филиалов, а также их нынешняя структура не позволяют отвергнуть эту версию.  Ни для кого, ни секрет, что с 1996 по 2004 год, Игорь Левитин работал сначала начальником железнодорожного отдела, а затем заместителем генерального директора компании «Северстальтранс» (тогда ещё не переименованной в «Н-Транс»). В «Северстальтрансе» по данным СМИ Левитин сыграл существенную роль в скупке контрольных пакетов акций таганрогского и туапсинского портов, но превратился ли он из наёмного менеджера в полноправного совладельца, как утверждают некоторые СМИ вопрос по-прежнему дискуссионный.

Смене собственников «Петролеспорта» сопутствовала череда убийств

Официально «Н-Транс» принадлежит кипрскому оффшору «Транспортейшн Инвестмент Холдинг Лтд», бенефициары которого неизвестны, но некоторые предположения сделать можно. В частности известный исследователь Марина Литвинович, составившая со своими сотрудниками доклад о семейных связях членов правительства РФ, отметила, что определяющие деятельность «Н-Транс» лица,  совместно с председателем Совета директоров банка «Северный морской путь» Аркадием Ротнбергом,  частично владеют  кипрским оффшором «Марк О’Поло инвестсментс Лтд», а через него держат в руках контрольный пакет акций  ОАО «Мостотрест».

В свою очередь, «Мостотрест» имеет больше половины доли в ООО «Корпорация «Инжтрансстрой» и свыше 50% акций ОАО «Трансстроймеханизация», совладельцами которых –  родственники  ближайшего доверенного лица Левитина – бывшего министра строительства РФ и нынешнего генерального директора  «Инжтрансстроя» Ефима Басина.  По данным Литвинович,  за последние годы бюджетные вливания в «Мостотрест», «Инжтрансстрой» и «Транстроймеханизация»,  а через них и  в кипрского владельца «Н-транс», сравнимы с капиталами бизнесменов из рейтинга журнала Forbes.

К «Н-транс» и Global Ports Investments, могут возникнуть вопросы и с приобретением нынешних активов, и прежде всего выставляемого на продажу ОАО «Петролеспорт». Ранее в числе акционеров компании отмечена управляющая компания  «Объединение банков инвестирующих в порт» (ЗАО «ОБИП»)  председателем Совета директоров которой был один из старейших петербургских авторитетов Илья Трабер. Именно, через «ОБИП» представляющий владеющий акциями ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» Трабер контролировал пробитое Петром I окно в Европу. Установление контроля сопровождалось серией жестоких убийств. Кроме крайне недовольного нарушениями в ходе приватизации Морского порта председателя петербургского Комитета по управлению городским имуществом Михаила Маневича, были убиты около десятка предпринимателей и высокопоставленных менеджеров. Среди них начальник порта ОАО «Северо-Западное пароходство» Евгений Хохлов, его заместитель по кадрам Николай Евстафьева, генеральный директор «Северо-Западного таможенного терминала» Витольд Кайданович, совладелец этой компании Николай Шатило, капитан ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» Михаил Синельников,  и его помощник по вопросам безопасности, директор Сергей Боев…

Дальше было ещё интереснее.  Вскоре после завершения кровавой вакханалии, структуры Трабера с немалой выгодой для себя продают активы, и к новым владельцам «окно в Европу» попадает уже чисто вымытым.

Причём тут «Петролеспорт»? А там в то же самое время наблюдалась очень похожая история.  Как известно, наряду с траберовским «ОБИП»,  среди совладельцев компании, числилось ЗАО «Концерн «Орими», владевшее 11,49% акций «Петролеспорта». Но  9 марта 2000 года основателя «Орими» Дмитрия Варварина убивают. Через две недели гибнет его друг и деловой партнёр Сергей Крижан. После этого концерн, не скупясь,  вкладывается в развитие компании, в  5 с лишним раз увеличивает его контейнерооборот, приобретает контрольный пакет акций «Петролеспорта» на имя вдовы Дмитрия Варварина Марины, но только для того, чтобы перепродать все свои 50,04% «Северстальтрансу», и,  по мнению наблюдателей, по весьма умеренной цене, и можно предположит, что репутация Ильи Трабера, входила в число факторов способствующих сделке.

Сделкой может заинтересоваться Интерпол

После смены собственника в Совете директоров «Петролеспорта», по странному стечению обстоятельств, оказались люди, прекрасно знающие Игоря Левитина по совместной работе в «Северстальтрансе».  Например, председатель Совета Никита Мишин, в 1996 года занял там должность коммерческого директора, а член Совета Андрей Филатов в том же году сел в кабинет исполнительного директора.  Константин Николаев с 1997 по 2007 год являлся генеральным директором «Северстальтранса», а затем оказался на том же посту в «Н-транс».  Ну и наконец, Александр Игнатенко в 2003-2004 гг. в  левитинской компании руководил фрахтовым отделом.

 Конечно, всё изложенное выше не является стопроцентной гарантией, что сам Игорь Левитин или кто-то из членов его семей, входят в число владельцев кипрского оффшора «Транспортейшн Инвестмент Холдинг Лтд» владеющего «Н-транс» или лихтейнштейнского оффшора «Инвестпорт Холдинг Истэблишмент» орудующего в Усть-Луге. Но  его тень витает над этими загадочными фирмами постоянно.  Раскрыть подлинные фамилии их хозяев, может только специальное полицейское расследование,  и если в случае с Усть-Лугой ждать его раньше окончания президентских выборов не приходится, то кипрской компанией в связи с продажей акций «Петролеспорта» международные полицейские организации могут заняться уже сейчас.  Если в ходе такого расследования среди бенефициаров  «Транспортейшн Инвестмент» будет обнаружен высокопоставленный чиновник или его близкий родственник, торги неминуемо сорвутся, а виновному придётся выбирать между заключением в комфортабельную европейскую тюрьму или статусом лица, которое под угрозой ареста, может выехать без риска из России разве что в Северную Корею. Учитывая, что   у  российских правоохранительных органов могут возникнуть свои вопросы, выбор не самый лёгкий.

 

Источникvslux.ru

Ещё похожие новости