В полночь с 30 июня на 1 июля 2014 года по приказу президента Украины Петра Порошенко на Донбассе была возобновлена т. н. “антитеррористическая операция” (АТО). Решение подвело черту под заявленным президентом Украины десятидневным “перемирием”. Этот режим был провозглашен 20 июня 2014 года, а затем 27 июня продлен еще на 3 дня. Срок его действия истек в понедельник 30 июня в 22:00. Возобновление военных действий на Украине сразу же прокомментировали все западные СМИ.
“Соглашение о прекращении огня на востоке Украины закончилось, – пишет германское издание Frankfurter Rundschau, – но так или иначе реального замирения не было. Не было и ожидания того, что объявленное в одностороннем порядке прекращение огня будет выполнено”. “Взаимное недоверие возросло”, – констатирует это германское издание. Планы по усмирению региона, тем не менее, остаются в силе. Результаты дипломатических усилий кажутся настолько расплывчатыми, что у них мало шансов для выполнения.
Британская Guardian также констатировала, что на Украине “после переговоров с Россией и европейскими лидерами не удалось запустить более широкий мирный процесс”. Французское Le Figaro признало, что Украина еще далека от мирных переговоров. Американское информационное агентство Associated Press в своем сообщении написало: “Конец режима прекращения огня ставит вопрос о том, какие действия украинские военные смогут предпринять. До сих пор они были не в состоянии выбить повстанцев, занимающих город Славянск, или вернуть контроль над тремя ключевыми пограничными пунктами с Россией”. Американское деловое издание The Wall Street Journal полагает: “Решение использовать армию представляет собой азартную игру Порошенко, исходящего из того, что Россия не будет отправлять свои войска, массированно сосредотачиваемые в течение нескольких месяцев с другой стороны границы, и что силы Киева смогут вытеснить хорошо вооруженных боевиков, захвативших ряд территорий на русскоговорящем востоке Украины. Серьезное наступление, вероятно, станет кровавым походом. Армия Украины продвигала вперед в последнее время тяжелое вооружение, но добилась небольших успехов в недельной попытке вытеснить вооруженных сепаратистов из их укреплений на востоке. Попытки Украины использования военно-воздушных сил оказались дорогостоящими, так как повстанцы сбивали вертолеты и самолеты посредством ракет земля-воздух российского производства”. “Правительственные войска были не в силах сдержать восстание”, – вторит в своем комментарии New York Times.
Последние три дня перемирия были обусловлены беспрецедентным давлением на президента РФ Владимира Путина. Европейский совет призвал правительство Российской Федерации активно использовать свое влияние на “незаконные вооруженные группировки” в Донбассе и остановить поток оружия и добровольцев через границу. Германская Süddeutsche Zeitung 1 июля прямо указала на то, что за “ультиматумом” от 27 июня ЕС к России стоял Вашингтон. США также ожидали к понедельнику от России “немедленных и позитивных действий по стабилизации” ситуации на востоке Украины.
Президент Украины Петр Порошенко после отмены им перемирия и возобновления АТО продолжает внешнеполитическое маневрирование. Порошенко отметил, что его “мирный план остается в силе”, а к прекращению огня власти Киева могут “вернуться в любой момент”. Президент Украины демонстрирует Берлину, что по-прежнему заинтересован в политическом урегулировании на востоке Украины. В понедельник за несколько часов до возобновления им АТО из президентской администрации в Киеве он имел телефонный разговор с канцлером Германии Ангелой Меркель, в котором Порошенко сообщил о своих целях. Похоже, что во время этой беседы Порошенко заранее уведомил Меркель о возобновлении им АТО на Донбассе.
В публикации германского информационного агентства dpa, опубликованного целым рядом германских изданий, сообщалось, что в минувшее воскресенье во время телефонных консультаций с Олландом, Меркель и Порошенко “Путин неожиданно согласился, чтобы украинские пограничники получили доступ на российскую территорию. Вместе с российскими коллегами они должны были бы контролировать границу в точках пограничных постов, которые на украинской стороне занимают сепаратисты”. Кроме того, наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) получили бы возможность выполнять свою миссию на российской стороне”. Тогда же Путин высказался решительно в пользу дальнейшего расширения режима прекращения огня. Он также предложил срочные переговоры министров иностранных дел четырех стран, которые и пройдут 2 июля в Берлине. Очевидно, что эти уступки российского президента были адресованы в первую очередь Берлину и произвели впечатление на германскую сторону. 1 июля 2014 года пресс-секретарь германского правительства Штеффен Зайберт заявил, что после согласия всех участников телефонных консультаций, контактная группа из представителей Украины, России и ОБСЕ должна вести переговоры с “представителями сепаратистов как можно скорее”. Основной целью названо соглашение о взаимном прекращении огня. По сообщению администрации французского президента о содержании телефонных консультаций лидеров четырех государств, президенты Порошенко и Путин согласились “совместно работать для достижения двустороннего прекращения огня между украинскими властями и сепаратистами”, а на необходимости продления перемирия в разговоре настаивал президент РФ Путин. В европейских СМИ подчеркивалось, что в ходе телефонных переговоров Франция, Германия и Россия призвали украинского президента продлить перемирие.
Очевидно из-за обозначенной позиции российского президента 1 июля 2014 года Европейский совет постановил, что Евросоюз не готов к очередному раунду санкций против России. Подобное решение европейцев явно связано с решением президента Украины возобновить АТО сразу же после двух консультаций с лидерами Франции, Германии и России, на котором определились уступки со стороны Москвы. Однако не надо обольщаться позицией европейцев. Давление на Россию продолжается и, что важно, со стороны Германии. В тот же день, т. е. 1 июля 2014 года, со стороны ответственных депутатов Бундестага последовали решительные заявления, если не с поддержкой воинственных действий президента Украины, то с порицанием России. Председатель комитета по иностранным делам Бундестага Норберт Реттген (ХДС) заявил во вторник утром, что он с пониманием встретил известие о прекращении “перемирия” в Донбассе. Ответственность за “упущенную возможность”, с точки зрения Реттгена, лежит на российской стороне. В тот же день депутаты германского Бундестага Андреас Шоккенхофф (бывший координатор программ сотрудничества с Россией) и Карл-Георг Вельманн опубликовали программный документ с предложением о пересмотре германской политики в отношении России. Германский информационный ресурс Deutsche Welle сообщил, что предложения Шоккенхоффа и Вельманна, по-видимому, станут темой дебатов в немецком правительстве. Давление на Россию в украинском вопросе со стороны Германии продолжается.
Европейская редакция ИА REGNUM