Славянский мир: вклад в национальную и мировую культуру
Генезис и эволюция титулов правителя и имен сословия сербов и русских
Драголюб Петрович Антич
Енеконит Центар, Белград, Сербия
Перевод Савы Росич
Введение
В неолитическом периоде на берегах Дуная, на Балканском полуострове и берегах Черного Мора процветала развитая цивилизация. Подунавские культуры были во взаимной связи и переливались одна в другую в течение несколько тысяч лет. Проведенный анализ [1], указывает на серьезную основателъностъ теории преемственности так називаемой Винчанской кулътуры из Подунавъя и ее прямого происхождения от праиндоевропейского народа. Анализ указывает что арийская (праиндоевропейская) цивилизация возникла на древнем этническом субстрате (в анализе, который имел много общего с исторически известными Сербами и Руссами. На самом раннем этапе, общество функционально делилось на три сословия. Жреческое и воинское сословие (Сербо-Рассы, Сербы/Руссы) представляли собой древнейшую цивилизацию – род первоначальний. Проведенный анализ указывает на тысячелетнюю непрерывность возникания Сербов в антической истории.
Прародина праиндоевропейского народа
Все великие древние цивилизации древности являлись земледельческими. Оседлые земледельцы ориентированы на расширение обработанных площадей и улучшение их качества. Они вынуждены защищать становища от нападений укреплением естественных связей со своим окружением, и, следовательно, уменьшается мотивация к грабительским походам на соседей и развивается ощущение приверженнасти к сообществу. Такая система способствует большей храбрости в обороне. Оседлое население привержено земле-кормилицеи, естественно, во всех таких средах появляются ранние религии, ориентированные на Мать-Землю. Крестьянин не склонен к риску и двинется в переселение только в случае большой нужды. Гораздо более вероятно, что крестьянин предпримет одиночное переселение на небольшое расстояние (скорее всего, по приглашению родственников или в знакомую среду, на заранее приобретенную и обработанную землю), туда, где его ждет более плодородная и легко обработываемая почва, благоприятный климат, достаток воды и где он будет чувствовать себя в безопасности. Благоприятные почвенно-климатические условия позволяют возделывать здесь разнообразные сельскохозяйственные культуры без применения искусственного орошения. При этом колебания урожаев по годам – невелики и обусловлены главным образом характером сезонного распределения осадков.
Все древние цивилизации были привязаны к аллювиальным почвам, формирующимся на аллювиальных отложениях пойм и дельт крупных рек в условиях периодического затопления и аккумуляции наносов. С конца VII тыс. до н.э. устойчивое земледелие могло быть сосредоточено только в пределах на значительной территории долины Дуная, Балканского полуострова и в Причерноморю. На огромной территории существовали все необходимые условия для осуществления сельскохозяйственных отношений: достаточное количество осадков, достаточное количество пахотных земель, множество рек и междуречий, достаточное количество питьевой воды для людей и скота, вегетационный период достаточен для производства большинства сельскохозяйственных культур, достаточное количество строительного леса и т.д. Следовательно, с точки зрения техническо-физических условий эта территория была самая значительна территория в начале неолита на которой должен бит источник европейской цивилизации. В течение многих веков в широкой области Подунавья и в долинах притоков Дуная не било скачкообразных измененийв културе и демографических изменений не было. Таким образом, в неолитическом периоде на берегах Дуная процветала развитая цивилизация, а подунавские культуры были во взаимной связи и переливались одна в другую в течение периода в несколько тысяч лет [4].
Широкая распространенность поселений Винчанской культуры показивает, что между населением существовало постоянное общение и культурное взаимодействие. Ареал Винчанской культуры охватывает широкое пространство, которое идет за границы територрии современной Сербии и расстылается на части Болгарии, Румынии, Венгрии и Боснии и Герцеговины. До сих пор обнаружено приблизительно 750 археологических местонахождений ей принадлежаюших. Период ее существования почти невозможно ограничить. На местонахождении Винча имеются следы беспрерывной жизни с 5.500 лет до Христа вплоть до 14-го столетия после него. Доказательство физико-технической неосуществимости великих переселении народов и катаклизмов цивилизаций на широких континентальных просторах являет собой вклад в укрепление обоснованности теории преемственности индоевропейцев, их связей с винчанской цивилизацией, а, в конечном итоге, с сербами и другими славянами.
Винчанский мир имел развитое земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество и развитую торговлю. Территория ее охватывала соляные копи в Боснии и Транссильвании, залежи обсидиана в Эрдели, медный рудник Рудная Глава (первый медный рудник в мире), киноварь в Шупльой Стены под Авале и т.д. Из Винчанского пространства в соседние пространства проникало знание полеводства и ремесла, прежде всего о металлургии и о достигнутом уровне культуры. Легко представить себе, что всюду, где в течении веков расширялась металлургия и ряд медных изделий нес одновременно и следы письма, поэзии, религии, появлялись и многочисленные топонимы, которые можно узнать. На территории Винчанской културы найдены остатки добычи руды и выплавки металла (Рудна Глава), также найдены остатки ирригационных сооружений у Мачви и следы пшеницы, которые приводят Балкан по меньшей мере к равноправному статусу в отношении с Месопотамией. Лингвистические исследования Милана Будимира, Владимира Георгиева, Бранка Гавели, Ранки Куич, Олега Трубачева, Бориса Рыбакова, Юрия Миролюбова и других показали великое взаимное родство многих старых подунайских и балканских народов и непосредственные связи с древним населением Балкан, Малой Азии, Италии и Средиземноморья. Археолог Драган Яцанович утверждает, что в культивировании пшеницы в середине VI тысячелетия до Р.Х. появилось и знание календаря, и расчет времени, и что оттуда потекло сербское исчисление времени от 5508
года до Р.Х. Яцанович приводит примерно 100 сербских эпических народных песен, каково и само слово “календарь”, которое имеет некоторое значение только на сербском (славянском), а именно Коло-дар, то есть Солнцев-дар (старое название Солнца — “коло”, что проявляется в огромном количестве слов).
Сербо-Рассы – род первоначальный
Деталный анализ, более широко представленный в книге “Природно-физический этногенез Сербов” [1], основан на привязке исторических фактов к реалъным физическо-техническим данным и к их качественой классификации. Проведенный анализ указывает, что первая праиндоевропейская цивилизация возникла на древнем этническом субстрате, который имел много общего с исторически известными Сербами и Руссами. Время появления этого пранарода на сегодняшнем сербском пространстве отмечено более чем тысячелетним сдвигом в глубокое прошлое (затрагивая попутно период Винчанской культуры и других цивилизаций Подунавья). Резултати анализа указывает на серьезную основателъностъ теории преемственности т. н. Винчанской кулътуры из Подунавъя и ее прямого происхождения от праиндоевропейского народа. Выведенные заключения указывают на раннетысячелетнюю непрерывность цивилизации Подунавья и на ее диффузное расширение в области Балкан, Средиземноморья и Ближнего Востока. Они весьма легко могут иметь логическое оправдание как процесс переселения населения и расширения культуры, что следует трактовать как реальный физический процесс. Иными словами, предполагаемое переселение народов было физически невозможно и Сербы ниоткуда не переселялись на Балканский полуостров. Сербы как прямые потомки праиндоевропейского пранарода сахранили больше архаических черт, чем любой другой народ. Их язык наиболее близок первычному языку.
Еще Александр Фомич Вельтман, сегодня немножко знакомый русский учёный, в своих исследованиях [5], написанных почти полтора сотни лет назад, ссылается на многочисленные сведения дошедшие из древности, утверждает, что протоиндоевропейское общество делилось на три сословия — жреческое (как руководство духа народного), воинское (владетельный и охранительный род) и земледельческое (народ, племена). Французский мифолог и филолог-компаративист Жорж Дюмезиль выдвинул и разработал в 1929. году теорию трёх функций. Жорж Дюмезиль также пришёл к выводу, что протоиндоевропейское общество функционально делилось на три сословия — жреческое (брахманы в Индии), воинское (кшатрии в Индии) и земледельческое (вайшьи в Индии). По мнению А. Ф. Вельтмана, владетельный и охранительний род, по крайней мере, составляли из себя Русь – государство, воеводства и земщину (сечу) по границам. Что касается названия народа Срби, Серби, Сари, Сури, Сыри, Сери, результаты нашего исследования указывают, что оно связанно с воинской организацией госсударства [8].
Мы можем с уверенностью заключить, что владетельный и охранительний род европского пранарода называли себя Яариями. Военное сословие является производным от охотника, которые щитили деревню от зверей. Их божество был Арион. Так они называли себя Яариями и они были род первоначалный – Солнчев род. Они тоже называли себя Сербами и Руссами, потому что они были светлый, русый, солнчевый, красный, свой, хороший, красивый народ. По мнению Юурия Дмитриевича Петухова, индоевропейцы – это искусственый научный термин. Арийцы – это самоназвание того праетноса, который научный мир условно называет древними индоевропейцами. Они были Арийцы, потому что они были я́рые; светлые; яростныe, ожесточённыe, буйныe.
Название народа Рус, Сур, Рос, Рыс, Сър с корновой основой “Р-С”, “С-Р”, по мнению Петухова [6], “существует с незапамятных времен”. Результаты нашего исследования тоже согласны с Вельтманом и Петуховым и указывают на серьезную основателъностъ теории о первоначальном праславянском роде. Мы использовали этноним Сербо-Рассы для род первоначальный, желая подчеркнуть неразделимый характер этих двух этнонимов. Должно заметить, что этноним Славяне, Словени появился позднее – в I тысячлетии н. э.
Помимо обычной вооруженной обороны, форма организации воинского слоя было формирование оборонительных поясов, где жили люди, наделенные особыми привилегиями и обязанные защищать от нападений внутренние территории. Такой ход рассуждений совершенно естественно подводит нас к военным краинам, понятие о которых имеют не только Сербы, но и все Славяне, ибо оно глубоко укоренено в национальном бытии.
Воины Солнца
По Ж. Дюмезилю, всех основных богов индоевропейского пантеона можно разбить на три группы, соотвествующие основним их носителям внутри племени: первая – боги магии, культа и закона, вторая – боги физической силы (войны), третя – боги плодородя, материальных благ и здоровья. Каждой касте соответствовало особое божество: у жрецов это был бог-судья, карающий бог правосудия (Зевс-Юпитер-Один-Перун-Перкунас-Митра-Варуна), у воинов — бог войны (Тор-Марс-Арес-Индра), у земледельцев — бог плодородия (Бендис-Фрейр-Квирин-Велес). Последователи Дюмезиля видят подтверждения этого тезиса в социальной организации различных индоевропейских народов (напр., рассказ Геродота о трёхчастном строении скифского общества).
По совокупности имеющегося материала, мы можем с уверенностью говорить, что религия наших предков Сербо-Рассов представляла собой стройную философскую мировозренческую систему и является религией монотеистической [7]. С этой религии связано замкнутое кольцо времен – Единиый Верховный Бог саздает Вселенную, Богиню-Мать – Мать-Землю и она – Всерожаница порождает самога Рода кольцо, в каторой всё замкнуто[6], Отсюда непререкаемый Богини-матери, дошедшый в христианское-православном варианте до наших дней. Верховний Бог, единый Бог-Творец был Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой. Бог был един, но ликов у него может быть множество. Он был Бог Вседержитель, вращающый небеско колесо – он был собой Солнце, Коло.
Культ Солнца характеризирует религию Сербо-Рассов. Как
родоначальник и защитник существовало двухобразное божество – солнечный бог войны и его женская версия – богиня Мать-Земля. Резултати анализа Йована Деретича указывает, что бог войны был Сербон (Сардан, Сер-Пан, Сьр-Пан, Арес, Геракл), богиня была Сербона (Сьрбела, Сырбела, Сибела, Кибела) [8]. Но Сербон был собой также Ярий, Яр, Ярило – Солнце и жизненный жар, Бел
ий-Бог, владатель судьби (Ба-Кош, Кошчей, Бакус), он был также рогатый Бак, Бык, Баал (частично славянский Велес – бог скотоводства, доминирующий только у скотоводцев). Сербо-Расский Верховный Бог (Одиний Бог) был
вышний (Вишну
вь Индии)
, горний, высокопочитаемый, a вь Индии он был
Хари, Харэ (Ярий) или
Дева Харэ (Ярий Див, Ярий Бог) [5].
По Вельтману, изменение по языкам и наречиям названия
Хари следующее: `
Αρης – Арей, Маrs, бой, брань, броня.
`Αρως ηρος – Неrus, Heros, Неrr; ares, тур, овен; Яро, Юро, Гуро, Ђуро, Иорги, Georges, Егор Игорь; Наrо, Hario, Ario, и пр. Сербо-Расский бог войны Яр стал у греков Аресом (сын Зевса и Геры) и народил новое слово “герой”.
Он Геракл, Гераклеус (славянский Ярослав, Яр), Арес, Марс. Он также
Яро, Юро, Юрьичь, Юрьевичь,
Юрьевский. По Вельтману,
Άρης –
άρίήϊος или
äρηίδοος – martial, belliqueux; соответствующие Юрьичь, Юрьевский; также
Herus – herous,
heroicus, herоique соответствующие Юрьичь, Юрьевский;
Аrio – Ariowit, Ariowist; Наrо – Harowith, Hariowit, изменилось в Harobut (Хорвать), Hereboud, Guerimout, Heremond, Heremunt, Armand, Arminius, изменилось в готско Herman. Сербо-Расский бог войны Сербон (Яр , Яаро-Вид, Яаровит), собственно изменение имени
Вишну по его свойствам, по Велтману, он есть
виджайас –
Витязь, и носит имя Арджуна, или
Арьюна. Как божество войны
Харэ, он также Арей,
Яро (ярый, зеленый), Юрий, Гуро, (горний); в Южно-Сербов – Иоpги, Иоргиле; откуда: Иракл,
Геркул – ес, и значение Herus, Heros, Герой
[5].
Сербо-Расская богиня Сербона
была также Мать-Судьба (Ма-Кош), богиня женского начела, земли (Гая, Гея, Геа), жизни, природы, охоты. Она стала у греков Деметра (Да-Матер), Артемида, также Сибела, Кибела [8].
Название обычных фермеров было Вени, Венди, Венети, потому что их божество, родоначальник и защитник была Бендис (Вендис). Это имя для людей содержит и символику родословной лозы (венок). По мнению Велтмана, слова
вено — дань, дар привенечный;
венныи, винный, повинный, и наконец
венченный т.е. привенчанный к власти, подданный, податной.
Оседлые земледельцы Сербо-Рассы появились с началом палеолита на первычной прародине (на берегах Дуная, на Балканском полуострове и берегах Черного Моря), которая была источником первой индоевропейской культуры. С этой культурой связано распространение в Европе земледелия, что ведет к Предней Азии и Средиземноморью. Еще в палеолите Сербо-Рассы начали отдельнымы родами-высечками расселятся по Евразии. Подвижение Сербо-Рассов не было целенаправленным и быстрим, оно носило характер естественного расселения. На новой территории пришельцы втянули в свой круг местное население, воздействовав на его культуру. Следует отметить, что это был мирный процесс, (тысячлетия мирной трудовой жизни в условиях хранения традиций, языка, культурных навиков, без вражды, войн и погромов, потому что еще не было техническо-физических условий для грабёжи). По мнению Ю. Петухова, Балканы, Подунавье и Северно Причерноморье становится мостом, связивающим Сербо-Русов первичной роднине и на новой территории [6]. Между ядрами сербо-расского пранарода всегда были тесные связи.
Относительно письменности, которая принадлежит Винчанской культуре и культурам древнее ее, письма, обнаруженые на 54 локации, совершенно идентичны. Указанную письменость мы именовали сербской так же, как по имени народа названы и мисирская, и сумерская письменности, то есть, более точно – мы ее назвали “древня србица” [7, 10].
С конца IV и в III тыс до н. э. производящее хозяйство сербо-расского пранарода расширяет свои области на север, северо-восток и юго-восток, на большинство территории Евразии. Фактически ни одного неарийского государства не было на этой территории до II тыс. В течении III тыс до н. э. металлургия (легко смертоносно оружие) и лошадь (большая подвижность) открывают новую возможность для кочевых племен, заселявшие огромную степную территорию: техническо-физические условия для грабёжа.
Таким образом, военная каста сербо-расского пранарода была должна защитить общество. Возникла военная организация – военная граница. Граничары обязаны были нести военную повинность против врагов. Они имели своё народное самоуправление, избирали военные власти и сами были земельными собствениками. С течением времени территория военных границ значительно расширилась. Владетельный и охранительный сербо-расский род непосредственно связаны с древними государственными структурами Малой Азии, Ближнего и Среднего Востока, што потверждают названия народа Сури, Сыри, Сери и воинская сословия: Сарданы, Хетты, Геты, Кельты, Обры, Германы, Готы, Варягы. Деталный анализ расширения и конверсии сербо-расских военных границь, более широко представленный в книге “Природно-физический этногенез Сербов” [1], основан на привязке исторических фактов к реалъным физическо-техническим данным. Мы можем с уверенностью заключить, что история Древного мира связана с разширением военных границ древного сербо-расского пранарода. Воздействие Сербо-Рассов на культуру Малой Азии, Ближнего и Среднего Востока разнится в зависимости от региона. С этой културой связани культ Солнца, геройа (геройа-змееборца), культы богинь (Богиня со змеями, Афродита, Деметра), почитание быков на Крите (см. Минотавр, таврокатапсия, лабрис). Военные границы сыграли значительную роль в сербской и русской истории.
Проведенный анализ указывает на серьезную основательность теории преемственности т.н. Винчанской культуры из Подунавья и ее прямого происхождения от первоначального рода праиндоевропейского народа. Дальнейший анализ распространения следов этой культуры путем наблюдения за пространственной и временной динамикой знаков “винчанской азбуки”, а также за их появлением в форме буквенных знаков в 50-ти видах письменности в Европейском Средиземноморье, в Малой Азии, на Ближнем и Среднем Востоке в течение более чем 4.000-летнего предысторического и исторического периода, потверждает этот вывод и позволяет проследить за этой преемственностью вплоть до сегодняшних днеи. В пользу подобной теории говорят многочисленные следы прошлого, сохранившиеся в языке, обычаях, воплощенные в археологических находках, да и сами исторические записи. Доказательство физико-технической неосуществимости великих переселении народов и катаклизмов цивилизаций на широких континентальных просторах являет собой вклад в укрепление обоснованности теории преемственности индоевропейцев, их связей с винчанской цивилизацией, а, в конечном итоге, с сербами и другими славянами.
Названия правителя и имен сословия сербов и русских
Распространенное мнение среди историков сегодня ест, что славянское слово царь происходит от имени Цезаря (отсюда Кесар, Цезарь), но, это не правильно. С древних времен,
цар было название правителя сербов и русских, потому что он
был Сар – ярый, светлый, яркий, белый, резкий, сильный, мощный. Его покровителем был бог войны Сербон (Сардан, Сер-Пан, Сьр-Пан).
Рогатые животные олень и бык символизировал солнце, а также птицы – орлы и соколы. Волк и лев являются также символами солнца, из-за их гриви, которые напоминают лучи солнца. Поэтому лев символ императорской власти. Когда Вишну появилс
я в качестве победителя (Арджуна, Харе), он носит имя
Кесава,
Kесата – косатий, косматий, косоносний то есть
Кесар. Следовательно, лев, волк или лошадь (
имеющие гриву, космы) символизирует власть, которая приходит от Бога Солнца, родоначальника и защитника правящего класса[5].
В древней Персии,
каран б
ыл губернатором провинции, в ранге корол
я в империи. Слово каран означает то же как цар. Символическое значение слова
каран одинаково, как слово означающее царя, потому что на Ближнем Востоке
было солнечное божество
Зерван Акарана, как представитель вечности [2]. Но это,
Сербон–Каран, бог Солнца. Такой правительский титул, был в древной Македонии и существовала династия Карановича, к которой принадлежал Александр Великий.
Культ бога Сербона содержится в культе мифического героя. Для греков он Геракл, Гераклеус; для римлян это был Арес, Марс. Культ Сербона преобразуется в христианский культ святого Георгия. Индийско
раджан –
царь, латинско
rex, а также древно иллирийско
ri, ríg – царь происходит от корня “Р-С”. В средние века было название правителя сербов –
Рига. Слово
Радж, Рядче, Родичь вошло вь общее употребление и переобразовалось вь Rex, Ric, Riche, Rice, Rik, Roi, и
Раджья — Рaccия, Речь, Рада, Ряд, вь Res, Rice, Riche, Rike, Rige, Reich, Räd, Räda, (regere). По Велтману [5], слово
Раджь соответствуеть слав.
Рядче, Radce,
Рядець, в лат. Rex. Оно первоначально значило корень –
Родичь, Rodic, genitor,
родоначальник. Отсюда становится понятным значение слова
Русь, Pyсия, и значение
князей Русских, т.е. родовых, владетельных. По Магдебурскому гражданскому праву, князья разделялись на
простых и
Русских (Rzeskich).
Русским кияземь назывался тот из князей братьев, который при разделе оставался правителем княжества.
Rzesky stan означал правительственный, владетельный
стан, тоже что у Индов
Раджистан.
По Велтману,
ганна значит собственно войско, дружина, рать; вь религиозном смысле
дружина Сивы (
Сива – сербски
Шива)
. Ганнеса вь отвлеченом значении
исток сил – название Сивы; вь простомь значении —
военачальник. Следовательно
ганнеса,
ганнас, с изменением буквы „
г“ на „
к“
kаннас, соответствует слову
князь, по старинному писанию
кънязь, княже. По мнению Пантелии Сречковича,
князь происходит от санскритского
кан, ган – рождаться (от
куни = род, в смысле благородного происхождения [3]).
Слово князь вошло вь употребление у Готовь: Cyng,Cynig, Cyning (g = ж), Kong, Kung, Kuning, Konung, Conunc. В женcкомь княгиня — Cuningin, Queen.
Губернатор области сербов на Балканском полуострове из средневековья был Бан. Распространенное мнение среди историков ест, что слово бан происходит от имени кагана Баяна. это не правильно. Древно слово Пан (Бан) – хозяин, правитель, господин. Вишну, как хранитель ест бгану – панъ; как хранитель живота (стада) гопан, пастырь, в лат. Pan. Как властитель всего он васула – Васо, Василь, Влас, властный; в греческом Βασιλεύς, Βαδυλεια — власть, область. Поэтому василеус – вас-сильный царь.
Губернатор области в древной Македонии был
панон. В начале новой эры, было сербские племя Паннонии, которые б
ыли хозяевами своей страны. Оттуда приходит имя Паннонии. В современном чешском и польском языке,
пан – господин. а также в кельтском яз
ыке (как подтверждает сербский лингвист Ранка Кујић в валлийского-сербском словаре[11]).
Слово
бгараня –
владетель, господин, защитник, оборона (
бгаранна или
варанна – борона,
аваранна – оборона) изменилось вь
боярин, барин (
барин, боајер, сербски
биран, одабран – best, exellent). В роли символического защитника русских часто был
медведь – бурый медведь, беер. Оттуда приходит слово
Беренды, название одного из воинских родов (сословия).
Владетельный и охранительний род, по крайней мере,
составляли из себя Русь – государство, воеводства и земщину (сечу) по границам. Что касается названия народа Срби, Серби, Сари, Сури, Сыри, Сери,
результаты нашего исследования указывают, что оно связанно с воинской организацией госсударства [1, 8]. Во время первой арийской военной экспедиции Нина Белового (в конце XXI века до Р.Х.) происходит на Востоке военное сословие Хетты, последующие Геты, Галаты, Кельты.
Они не составляли какой-либо отдельной народности; это было сословие, каста воинов, всегда располагавшихся по границам владений. Результаты нашего исследования указывают, что они отличились от сербов и русских, в том, что они были организованы, как кочевники. Воины шли, а также людей с ним. По данным исследования Евграфа Савельева [12], каждое племя имело своих
Гетов или, как позднее их стали называть греки,
Гофов и
Готов. Предводитель Гетов был
Гетьман, последующий вожд русских казаков. Готы никогда не составляли какой-либо отдельной народности; это также было сословие, каста воинов. Наши исследования показали физико-техническую неосуществимость и отсутствие великих переселении народов [1]. Кельты и готы мигрировали только как множества воинов, вместе с их семьями. В новых территорий, они устанавливают свою власть и государство.
Литература:
[1] Драгољуб П. Антић: “Природно-физичка генеза Срба”, Пешић и синови, Београд, 2007.
[2] William Foxweel Albright: „De l’age de la pierre a la chretienite“, p. 267, Payot, Paris, 1951.
[3] Пантелија С. Срећковић: “Историја српског народа, књига прва, Жупанијско време”, с. 41, Краљевско-српска државна штампарија, Београд, 1884.
[4] Д. П. Антич: “Непрерывность культуры и письмености на Балканском Полуострове с точки зрения физико-технических условий”, Сборник Первого международного конгресса “Докирилловская праславянская письменность и дохристианская славянская культура”, с. 81-100, ЛГУ имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, 2008.
[5] Александр Фомич Вельтман. Индо-Германы или Сайване. Москва, В Университетской Типографии, 1856.
[6] Юурий Дмитриевич Петухов: “Тайны древних Русов”. Вече, Москва, 2003.
[7] Й. И. Деретич: “Докирилловская письменность”, Сборник Первого международного конгресса “Докирилловская праславянская письменность и дохристианская славянская культура”, с. 180-203, ЛГУ имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, 2008.
[8] Јован И. Деретић, Драгољуб П. Антић: “Историја Срба и Руса – први део”, Сардонија, Београд, 2010.
[9] Б. Т. Митрович: “Докирилловская письменность”, Сборник Первого международного конгресса “Докирилловская праславянская письменность и дохристианская славянская культура”, с. 180-203, ЛГУ имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, 2008.
[10] Јован И. Деретић, Драгољуб П. Антић: “Србица”, Сардонија, Београд, 2009.
Јован Деретић: “Античка Србија”, Југо-ПИРС, Темерин, 2000.
[11] Ранка Куић: “Црвено и бело – српско-келтске паралеле”.
Глас српски, Бањалука, 2000.
[12] Евграф Савељев: „История казачества с древнейших времен до конца XVIII века“, (Новочеркасск, 1915); „Древняя история козачества“, Вече, Москва, 2007. и 2010.